Городской семинар «Здоровьесберегающие технологии в работе психолога по профилактике профессионального выгорания педагогов»

18 сентября 2020 года ГБУ ДО Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Василеостровского района СПб совместно с ГБУ ДО Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Развитие» Центрального района СПб и кафедрой психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования провел городской семинар «Здоровьесберегающие технологии в работе психолога по профилактике профессионального выгорания педагогов».

В рамках семинара состоялся обмен новыми идеями, практическим опытом и технологиями, используемыми по преодолению синдрома профессионального выгорания. В семинаре приняли участие специалисты из образовательных организаций десяти районов города.

С приветственным словом к участникам семинара обратилась директор Центра Василеостровского района Светлана Валентиновна Окунева. Успеха в работе участникам семинара пожелал заведующий кафедрой психологии Института развития образования СПб АППО, доктор психологических наук, профессор Сергей Михайлович Шингаев.

На пленарном заседании с докладом «Коучинг профессиональных рисков как профилактика профессионального выгорания педагогических работников» выступила канд. психол. н., доцент, педагог-психолог, методист психолого-педагогического центра «Здоровье» Петроградского района Ольга Александровна Ямщикова. А коллеги из Центра «Развития» Центрального района подготовили видео о своем участии в праздновании дня психолога в Академии талантов, сюжет вызвал у всех добрые улыбки. Творческое самовыражение для специалистов является важным ресурсом в профилактике профвыгорания. 

Работа семинара была продолжена в четырех секциях. Их участники обсуждали вопросы организации и проведения различных мероприятий, способствующих сохранению здоровья педагогов.

Работа секций завершилась проведением авторских мастерских. Мастерская, проведенная педагогом-психологом ГБОУ гимназии №363 Фрунзенского района СПб Т.Е. Мазурчак и педагогом-психологом ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района СПб Т.В. Александровой была посвящена использованию метафорических ассоциативных карт как уникального способа, позволяющего обратиться к психотравмирующей ситуации через метафору и запускающего внутренние процессы самоисцеления.

На второй мастерской участникам представилась возможность познакомиться с телесно-ориентированными и арт-терапевтическими техниками с использованием кинетического (подвижного) песка, которые могут быть использованы в работе педагога-психолога по профилактике профвыгорания. Ее ведущими были педагоги-психологи ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района СПб    Г.А. Надвоцкая, Н.А. Валайнис.

Большой интерес у слушателей вызвала техника Эбру - рисование на воде – метод, стремительно набирающий свою популярность у нас в России. С техникой участников семинара в рамках авторской мастерской познакомили педагог-психолог ГБОУ гимназии №205 М.Д. Кузнецова, педагог-психолог ГБОУ школы №153 Е.В. Чачанидзе Фрунзенского района СПб

Эбру относится к «правополушарному» рисованию. Это рисование эмоциями и чувствами. Методика правополушарного рисования позволяет убрать все те блоки и зажимы, которые присутствовали в человеке. Эбру –терапия помогает снять напряжение (хроническое напряжение формирует мышечные зажимы в теле, результатом которой становятся соматические заболевания).

Педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Курортного района, канд. психол. н., доцент, преподаватель РГПУ им. А.И. Герцена Я.В. Чежина представила концепцию "гибкого оптимизма" М. Селигмана. Гибкий оптимизм рассматривался не только как инструмент профилактики эмоционального выгорания специалиста, но и как ресурс его совладания с проблемными ситуациями, неизбежно возникающими в ходе психолого-педагогической деятельности. Участники мастерской познакомились с моделью развития гибкого оптимизма и упражнениями, позволяющими трансформировать негативное мышление в позитивное.

Несмотря на особые условия организации семинара, он прошел в творческой атмосфере и, по мнению всех участников, оказался очень полезным для совершенствования работы по предотвращению профессионального выгорания педагогов. В своих отзывах по завершении семинара участники отметили высокий уровень качества проведенного мероприятия. Позитивный настрой коллег и общая доброжелательная атмосфера в Центре способствовали плодотворной работе.