Актуальность
Дополнительное образование является особо организованным процессом, изначально ориентированным на свободу выбора ребенком направленности образовательной программы, времени ее освоения, разнообразия видов деятельности и создание благоприятных условий для реализации имеющегося потенциала ребенка в соответствии с его потребностями и способностями.
Дополнительное образование детей характеризует сферу образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка, которую он выбирает сам в соответствии со своими желаниями и потребностями. В этой системе одновременно происходит обучение, воспитание и личностное развитие ребенка, т.е., это область образовательной и воспитательной деятельности, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, включая изучение тех областей, которые не представлены в школьных программах.
В современных условиях сложившаяся в России образовательная ситуация позволяет выделить следующие ведущие принципы деятельности учреждений дополнительного образования детей:
- добровольность, доступность, ориентация на социализацию, свободное самоопределение и самореализацию личности ребенка;
- сочетание индивидуальных, групповых и массовых форм работы, индивидуального и коллективного творчества;
- индивидуализация и дифференциация процессов работы с детьми;
- творческое сотрудничество педагогов и детей, подразумевающее системный подход к постановке и решению задач обучения, воспитания, развития личности и ее самоопределения;
- целостность образовательной системы учреждения и ее личностная ориентация.
Образовательная программа ЦППМСП определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития, задает основные способы и механизмы изменений.
Сегодня ведущей тенденцией управленческой деятельности в системе дополнительного образования детей становится признание необходимости образовательной программы, в качестве одного из основных нормативных документов, характеризующих специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса.
Образовательная программа по своей структуре отражает:
- состояние образовательного процесса
- основные направления содержания образовательной деятельности
- программно-методическое обеспечение
- совокупность условий для развития ребенка.
Образовательная деятельность ЦППМСП направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном и нравственном развитии
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания учащихся
- развитие и поддержку талантливых детей, а также лиц, проявивших выдающиеся способности
- профессиональную ориентацию учащихся
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе
- формирование общей культуры учащихся
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований
Концептуальные подходы к развитию содержания дополнительного образования детей направлены на развитие личностных качеств ребенка:
- изменение отношения к окружающей среде (мера ценностей -жизнь, ее уникальность),
- гармонизацию эмоциональной сферы, изменение стереотипов поведения
- умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий и поступков, критичное отношение к себе и к другим, развитие эмпатии
- стремление к созиданию
- развитие способности к принятию решения и, как результат, самореализация, самоопределение, социальная адаптация личности ребенка и его готовность к саморазвитию.
Адресат
Программа предназначена детям и подросткам в возрасте от 3 до 18 лет, обратившимся в ЦППМСП самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей), направленным образовательными организациями, с согласия родителей (законных представителей):
- с высокой степенью педагогической запущенности
- с нарушением эмоционально-волевой сферы
- с нарушением речи
- испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ
- с ограниченными возможностями здоровья
- находящиеся в социально опасном положении и в трудной жизненной ситуации
- с отклонениями в поведении
- жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи
- одаренные дети и другие категории детей.
Цель программы
Обеспечение прав ребенка на всестороннее развитие способностей и интересов, на социализацию в обществе, личностное самоопределение и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования.
Основные задачи
- Обучающие:
- вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации и социализации в обществе
- научить учащихся творчески использовать знания, умения и навыки, необходимые для успешной адаптации и социализации в обществе
- обучить учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации и социализации в обществе
- сформировать у учащихся системы знаний о здоровом образе жизни и навыков эффективного общения
- расширить общий кругозор учащихся для выбора маршрута дальнейшего получения образования и профессионального самоопределения.
- Развивающие:
- содействовать в развитии интеллектуальной сферы учащихся
- содействовать в развитии личности, эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков учащихся
- содействовать в сенсомоторном и речевом развитии учащихся
- содействовать в развитии социального взаимодействия,
- Воспитательные:
- воспитывать у учащихся нравственно-ценностные ориентиры в процессе овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной адаптации и социализации в обществе
- воспитывать у учащихся нравственные качества личности, чувства товарищества, чувства личной ответственности
- формировать гражданскую позицию, чувство патриотизма.
Условия реализации программы
Объем и сроки освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Объем и сроки освоения программы определяются на основании содержания программы, а также с учетом возрастных особенностей учащихся и требованиями СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28 сентября 2020 г. №28. Объем и сроки реализации конкретных программ специалистов определены в рабочих программах и обозначены в календарных учебных графиках.
Кадровые условия реализации программы
ЦППМСП укомплектован достаточным количеством штатных единиц для обеспечения плановой и эффективной образовательной деятельности. Образовательная деятельность ЦППМСП Василеостровского района осуществляется педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, социальными педагогами.
Все работники имеют профессиональную подготовку соответствующего уровня и направленности.
Для эффективного выполнения государственного задания и предоставления качественных услуг потребителям все работники Центра стремятся к повышению уровня своей профессиональной компетентности, овладению прогрессивными современными технологиями, расширению профессиональных границ.
Организационно-педагогические условия
Специалисты ЦППМСП работают со всеми общеобразовательными организациями района, организациями дополнительного образования и среднего профтехобразования в рамках договоров о совместной деятельности, по запросам образовательных организаций, Отдела образования Администрации Василеостровского района, Комитета по образованию Санкт-Петербурга.
Деятельность специалистов осуществляется как непосредственно на базе ЦППМСП, так и на базе образовательных организаций Василеостровского района.
В ЦППМСП Василеостровского района определена 6-ти дневная рабочая неделя.
Срок пребывания детей в учебных группах определяется учебным планом рабочей программы. Учащийся в случае необходимости имеет право пройти повторный курс обучения по конкретной рабочей программе из-за пропусков учебных занятий по болезни (подтверждается медицинской справкой) на основании решения консилиума специалистов Центра. Продолжительность групповых занятий исчисляется в учебных часах. Продолжительность учебного часа дошкольников – до 30 минут, школьников - до 45 минут. Если по программе предусмотрены сдвоенные занятия, то между ними организуется перерыв 10-15 минут для отдыха детей и проветривания помещений. В каникулярное время групповая работа на базе ЦППМСП с детьми школьного возраста не проводится, осуществляется диагностика и консультирование. Учебный план включает программы, содержание которых учитывает психофизические возможности детей и предусматривает индивидуальные или групповые коррекционно-развивающие, информационно-просветительские профилактические занятия.
Оценки учащимся на занятиях не выставляются. Результат продвижения в развитии и коррекции ребенка определяется по окончании обучения на основе стартовой, промежуточной и итоговой диагностик, предусмотренных конкретной программой.
Образовательный процесс организуется в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком, рабочими программами специалистов.
Образовательная деятельность в ЦППМСП осуществляется на русском языке.
Занятия проводятся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, включенным в Учебный план на текущий учебный год. Формы работы с учащимися определяются специалистом самостоятельно и зависят от возрастных, психологических особенностей детей и требований программы. Комплектование групповых и индивидуальных занятий по всем программам производится в соответствии с приказом директора на основании заявлений родителей (законных представителей).
Занятия проводятся по утвержденному расписанию, составленному для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха с учетом запроса учащихся, родителей (законных представителей) и возрастных особенностей детей. При реализации программ на занятиях могут присутствовать родители (законные представители) учащегося. Занятия проводятся в свободное от посещения образовательных организаций, осуществляющих обучение по общеобразовательным программам, время. Занятия проводятся до завершения программы, либо до перехода учащегося в другую образовательную организацию, осуществляющую обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. Продолжительность реализации программ зависит от направленности программы, возраста учащихся и регламентируется учебным планом дополнительной общеобразовательной программы. Если требует содержание программ, возможно наличие самостоятельной работы учащихся, выполнение домашних заданий.
Организация зачисления (приема) в ЦППМСП Василеостровского района осуществляется в соответствие с локальным актом «Положение о порядке приема и обучения в Государственном бюджетном учреждении дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Василеостровского района Санкт-Петербурга».
Формы организации образовательной деятельности, методы работы
Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в одновозрастных и разновозрастных группах детей, имеющих сходные проблемы. Возраст, количество занимающихся в группах, а также количество и периодичность занятий определяются используемыми программами. Минимальная наполняемость групп - 3-5 человек, максимальная - до 15 человек.
Основными формами организации работы по реализации программы являются индивидуальные и групповые занятия:
- групповые занятия: коррекционно-развивающие занятия, тренинги, групповая дискуссия, элементы ситуационно-ролевых игр, психогимнастика, имитационные игры, сочетание интерактивных игровых методов и методов, проектная деятельность и др.
- индивидуальные занятия: коррекционно-развивающие занятия, индивидуальное консультирование всех участников образовательного процесса (по результатам проведения психолого-педагогической диагностики)
Целесообразность выбора формы организации работы определяется специалистами в зависимости от решаемой проблемы и реализуемой программы.
Содержание
Содержание дополнительного образования детей в Центре основывается на следующих дидактических принципах:
- принцип природосообразности образования как доминанты индивидуально-личностного развития учащихся;
- принцип гуманизации и демократизации, реализующийся через создание благоприятных условий для взаимоотношений всех субьектов образовательного процесса;
- принцип культуросообразности образования;
- принцип внимательного отношения к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, обогащению духовного потенциала воспитанников;
- обеспечение детям и подросткам комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения;
- содействие выбору индивидуального образовательного маршрута и темпа его освоения.
Программа реализуется по следующим направлениям:
- Этико-семейное просвещение детей
- Правовое просвещение детей
- Профориентация
- Сопровождение личностного роста детей и подростков (обучение коммуникативным навыкам и социальным умениям)
- Предупреждение школьной дезадаптации детей и подростков
- Профилактика девиантного поведения детей и подростков
- Профилактика аддиктивного поведения.
Планируемые результаты
Результатом работы по данной программе можно считать наличие положительной динамики в решениях проблем ребенка, которая может проявляться в:
- совершенствовании психических процессов
- речевом развитии
- развитии эмоциональной сферы и волевых качеств личности
- формировании положительной самооценки детей и подростков;
- динамике индивидуальных психологических характеристик по результатам социально-психологических исследований;
- повышении коммуникативной компетенции и освоении социальных навыков
- позитивных изменений в поведении
- экспертной оценке уровня развития адаптационных навыков учащихся.
Материально-техническое обеспечение
Для выполнения основной образовательной деятельности в ЦППМСП специализированные кабинеты оснащены соответствующей мебелью, оргтехникой, учебно-методическими пособиями, приобретенными на средства бюджета Санкт-Петербурга. Кабинеты укомплектованы современным мультимедийным оборудованием для обеспечения образовательной деятельности.
- Кабинеты для проведения групповых психологических занятий оборудованы:
- компьютерами с диагностическими программами по профориентации, развивающими программами
- оргтехникой для педагогов
- тематическими игрушками: животные, дом, посуда, профессии и т.д.
- песочницами с цветной подсветкой
- прозрачными мольбертами
- специальными пособиями из материалов различной фактуры
- интерактивными досками
- расходными материалами для творчества (краски, глина, пластилин, цветная бумага).
- Кабинеты для логопедических занятий обеспечены:
- наглядными логопедическими пособиями
- компьютерами с логопедическими программами
- аппаратным компьютерным комплексом логопедический «БОС»
- зеркалами.
- Кабинет для психоэмоциональной разгрузки оснащён комплексом для релаксации:
- специальными креслами
- музыкальной и телеаппаратурой
- разнообразным сенсорным оборудованием (тактильные нити, пузырьковые трубы, водная панель, цветовые зеркала и другое)
- Зал лечебной физкультуры оснащен:
- спортивными тренажерами,
- спортивными снарядами,
- спортивным снарядами.
- Конференц-холл имеет современное оборудование для проведения как местных мероприятий, так и для проведения удаленных видеоконференций, вебинаров.
Учебно-методическое обеспечение рабочих программ соответствует возрастным, психическим и психофизиологическим особенностям обучающихся.
Методы диагностики соответствуют возрастным психическим и психофизиологическим особенностям детей.
Оценочные и методические материалы
Система оценки планируемых результатов
Эффективность работы по образовательной программе определяется промежуточным и итоговым диагностическим обследованием. По результатам обследования дети, достигшие намеченных положительных результатов, завершают занятия, либо, принимается решение по дальнейшей стратегии сопровождения ребёнка.
Отсутствие в сфере дополнительного образования единых образовательных стандартов делает более сложным определение результативности обучения детей по программам дополнительного образования. В силу индивидуального характера многих программ в дополнительном образовании и в идеале для каждой программы педагога необходим свой пакет диагностических методик, отражающих ее цели и задачи.
Для облегчения создания таких методик в ЦППМСП создана общая схема диагностики образовательных результатов, которая наполняется конкретным содержанием в соответствии с особенностями той или иной программы.
Методы и методики диагностики определены в рабочих программах, отвечают критерию надежности, валидности и соответствуют возрастным и психологическим особенностям ребенка. Подробная характеристика критериев оценки эффективности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы представлена во входящих в ее состав рабочих программах.
Для оценки результата образовательной деятельности в целом используются следующие показатели:
- выполнение программных требований;
- сохранность контингента учащихся;
- уровень, количественный и качественный рост достижений учащихся;
- удовлетворенность участников образовательных отношений содержанием и результатами реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
- уровень профессионализма педагогических работников;
- условия реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (кадровые, технические, материальные)
Данные показатели определяются по результатам анализа опроса родителей (законных представителей) ребенка, отзывов педагогов, актов по результатам текущего административного контроля.