Образовательная программа «Социальная адаптация «Развитие адаптационных навыков у детей и подростков»

Загрузить копию документа

Актуальность

В настоящее время растёт число детей, проживающих в семьях с нарушенной системой внутрисемейных отношений. Для таких детей существует риск социальной дезадаптации, что приводит к трудностям в процессе обучения. Работа с проблемами адаптации в процессе обучения и воспитания входит в систему Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Индикаторами социальной дезадаптации ребенка могут служить следующие признаки:

  • нарушение коммуникации в системе отношений «ребенок-взрослый» и «ребенок-сверстники», дезинтеграция сложившихся ранее форм общения.
  • низкий уровень социальных достижений ребенка, значительно расходящийся с его потенциалом
  • переживание ребенком эмоционального стресса
  • наличие кризисных жизненных ситуаций
  • поведение ребенка, отклоняющееся от социальных норм и требований

Важную роль в социализации ребенка играет метод личностной перспективы, формирующий у ребенка веру в свои возможности. Осознание ребенком мотивов собственного поведения, осуществление им анализа конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, формирование конструктивных паттернов адаптивного поведения, осознание своего будущего профессионального выбора помогают корректировать высокую тревожность детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка. Адаптация рассматривается как умение ребёнка быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, адекватно вести себя в ситуации общения, свободно проявлять свой творческий потенциал.

Научная обоснованность

Процесс социализация определяет формирование личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого социальный опыт преобразуется в собственные ценности и ориентации.

Социализация включает две стадии:

  • стадию первичной социализации – адаптации (приспособление к условиям социальной среды);
  • стадию индивидуализации (формирование позитивной Я-концепции, осознанного отношения к свободе выбора и принятию ответственности).

Для стадии индивидуализации характерно решение следующих проблем личностного роста:

  • формирование личностной системы ценностей,
  • видение перспективы самореализации в любимом деле,
  • укрепление социального статуса личности.

Понять личность ребенка невозможно без изучения всех многообразных связей его с окружающими людьми. Одним из основных принципов изучения психики ребенка является принцип единства изучения личности и общения. Анализируя общение ребенка с окружающими, важно понять, - как условия личностной микросреды и внешние условия «переплавляются» во внутренние психологические качества человеческой личности. В свою очередь, уже сформировавшиеся черты личности проявляются в общении и деятельности ребенка, мотивируя и своеобразно окрашивая их. Так проявляется принцип единства сознания и деятельности. Выводы об уровне развития коммуникативных навыков могут быть неоднозначны. Для большей объективности необходимо применять принцип стереоскопичности – учитывать в исследовании экспертные оценки окружающих ребенка людей.

На основании социально-психологического обследования ребенка формулируются выводы об уровне развития адаптивных навыков у детей и подростков, а также информированности ребёнка по психологическим, этико-семейным и юридическим вопросам.

По результатам обследования решается вопрос о формах и методах помощи несовершеннолетним для их успешной социализации.

Образовательная программа «Развитие адаптационных навыков у детей и подростков» реализуется по следующим модулям:

  • профессиональное консультирование;
  • юридическое, этико-семейное и психологическое просвещение;
  • сопровождение личностного роста детей и подростков через обучение коммуникативным навыкам и социальным умениям.

Направленность программы

Настоящая образовательная программа направлена на формирование адаптивных качеств и навыков у детей и подростков, а также личностное развитие учащихся в процессе обучения и воспитания.

Образовательная программа направлена также на развитие психологической компетентности взрослых, без которой невозможно обеспечение психологического благополучия детей в семье и в обществе.

Цель программы

Создание условий для формирования успешной, социально-адаптированной личности ребенка через психологическое, этико-семейное, юридическое просвещение и социально-психологическое сопровождение личностного роста учащихся.

Задачи по формированию навыков и социальных умений у обучающихся

  1. Формирование первичных умений анализировать любую социальную ситуацию.
  2. Формирование осознанного отношения к выбору своего решения.
  3. Принятие на себя личной ответственности за свое решение.
  4. Обучение конструктивным способам разрешения конфликта.
  5. Формирование умения выражать свои негативные эмоции в социально-приемлемой форме.
  6. Развитие навыков рефлексии и самоанализа.
  7. Формирование навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции.

Задачи психологического просвещения детей и взрослых

  1. Повышение психологической компетентности педагогов через специальные психологические занятия (мини-тренинги, практикумы, семинары)
  2. Обучение учащихся основной школы азам психологии.

Задачи этико-семейного просвещения детей и взрослых

  1. Повышение уровня компетентности по проблемам внутрисемейных взаимоотношений.
  2. Формирование осознанной семейно-ролевой позиции у детей и взрослых.
  3. Выработка умений и навыков конструктивного разрешения кризисных ситуаций в семье

Задачи юридического просвещения

  1. Расширение кругозора учащихся в сфере правовых знаний
  2. Информирование учащихся о содержании конкретных законов и помощь в осознании их конкретного применения
  3. Профилактика правонарушений среди подростков

Задачи профориентации

  1. Расширение представления старшеклассников о мире профессий.
  2. Выявление профессиональных интересов и склонностей.
  3. Изучение способностей и индивидуально-психологических особенностей ребенка.
  4. Определение степени соответствия способностей и профессиональных возможностей ребенка с определенными типами и классами профессий.
  5. Подбор наиболее оптимального типа и сферы профессиональной деятельности с учетом интересов и склонностей ребенка, а также его способностей, внесение корректив в профессиональные намерения учащихся.

Условия реализации

В ГБОУ ППМС-Центре оборудованы специализированные кабинеты для психолого-педагогической работы по направлениям образовательной программы.

Кабинеты ГБОУ ППМС-Центра оснащены:

  • оборудованием для психологической разгрузки (релаксационные кресла, специальное освещение, музыкальный центр)
  • оргтехникой,
  • компьютерными программами для обучающихся (диагностические, развивающие)

Учебно-методическое обеспечение рабочих программ соответствует возрастным, психическим и психофизиологическим особенностям обучающихся.

Методы диагностики соответствуют возрастным психическим и психофизиологическим особенностям детей.

Содержание

Образовательная программа включает рабочие программы.

Рабочие программы, входящие в состав данной образовательной программы, разработаны по единому алгоритму:

  • на первом этапе диагностика актуального уровня развития соответствующих сфер личности;
  • на следующих этапах – выбор оптимальных путей оказания помощи и реализация индивидуальной образовательной траектории;
  • оценка эффективности полученных результатов на основании сравнения входной и выходной диагностики;
  • на заключительном этапе - построение новых задач развития ребёнка.

Возраст обучающихся 6 – 18 лет, что соответствует Уставу Центра

Режим занятий: 1-2 раза в неделю, длительность занятий - в зависимости от возраста обучающихся.

Ожидаемые результаты, оценка эффективности

Новые федеральные государственные стандарты выдвигают требования по измерению результатов обучения. Они предполагают определение уровня сформированности компетенций учащихся, с учетом особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения.

В связи с этим для оценки эффективности данной образовательной программы наиболее значимыми критериями являются:

  • Самооценка детей и подростков;
  • Динамика индивидуальных психологических характеристик по результатам социально-психологических исследований;
  • Экспертные оценки уровня развития адаптационных навыков учащихся;
  • Личные социальные достижения учащихся;

Более подробно критерии оценки эффективности данной образовательной программы указаны в рабочих программах, входящих в ее состав.