Образовательная программа «Превентивная педагогика и психопрофилактика «Здоровое поколение XXI века»

Загрузить копию документа

Введение

Актуальность разработки и реализации данной программы связана с тем, что одной из основных современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Необходимо обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период пребывания в дошкольном учреждении, затем в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды.

Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство, гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое образовательное пространство является комфортным по отношению к обучающимся и педагогическим работникам. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи формирования и укрепления здоровья школьников.

В образовательной программе начального общего образования четко обозначены цели и задачи деятельности образовательного учреждения по данному направлению. Эта деятельность должна:

  • сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • дать представление, с учётом принципа информационной безопасности, о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте взаимосвязанными направлениями:

  • создание здоровьесберегающей инфраструктуры,
  • рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,
  • эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,
  • реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.

Педагог непременно должен рационально организовывать учебную и внеучебную деятельность обучающихся, снижая чрезмерное функциональное напряжение и утомление, создавая условия для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха. Необходимо   соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения. Необходимо использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию); введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров; индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования; ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников; организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

Необходимо организовывать совместную работу педагогов с родителями по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.

Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

Здоровьесбережение – одно из важных направлений новых Федеральных стандартов в системе образования. В настоящее время для многих детей, в семьях которых отсутствует атмосфера, благоприятная для воспитания личности с толерантным мировоззрением и позитивными ценностями, есть риск социальной дезадаптации.

Индикаторами социальной дезадаптации ребенка могут служить следующие признаки:

  • нарушение коммуникации в системе отношений «ребенок-взрослый» и «ребенок-сверстники», дезинтеграция сложившихся ранее форм общения,
  • низкий уровень социальных достижений ребенка, значительно расходящийся с его потенциалом,
  • переживание ребенком эмоционального стресса,
  • наличие кризисных жизненных ситуаций,
  • поведение ребенка, отклоняющееся от социальных норм и требований.

Важную роль в социализации ребенка играет метод личностной перспективы, формирующий у ребенка веру в свои возможности. Осознание ребенком мотивов собственного поведения, осуществление им анализа конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, формирование конструктивных паттернов адаптивного поведения, осознание своего будущего профессионального выбора помогают корректировать высокую тревожность детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка. Адаптация рассматривается в данном случае как умение ребенка быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, адекватно вести себя в ситуации общения, свободно проявлять свой творческий потенциал.

Научная обоснованность

Психодиагностика позволяет получить информацию об индивидуально-психологических особенностях детей, об актуальном уровне развития ребенка. Данные факторы определяют потенциальную возможность появления трудностей в процессе обучения и адаптации. Развитие в онтогенезе имеет сложный системный характер. Диагностическое обследование позволяет раскрыть целостную картину причинно-следственных связей развития ребенка или подростка. Опираясь на результаты диагностических обследований, можно построить систему мероприятий по профилактике социальной дезадаптации ребенка или оказания ему коррекционно-развивающей помощи.

Психопрофилактика является одним из видов психолого-педагогической деятельности. С.Л. Рубинштейн предлагал определять любую деятельность, исходя из ее «основного продукта» и ее конечной цели.. Осознанное принятие здорового образа жизни составляет основной продукт психопрофилактики, а ее цель – предупреждение негативных последствий отклоняющегося от нормы поведения. Психопрофилактика тесно связана с прогнозированием, психическим опережающим отражением.

Из многочисленных определений прогнозирования выделим те признаки, которые составляют его сущность как познавательной психолого-педагогической деятельности:

  • прогнозирование следует понимать, как «процесс исследования», «анализ», как познавательную деятельность человека;
  • прогнозирование приводит к знанию будущего при соблюдении определенных условий;
  • результат прогнозирования имеет специфику: отражение будущего с учетом вероятности его наступления.

Помимо прогнозирования превентивная педагогика и психопрофилактика предполагают педагогическое рефлексивное управление. Такой термин встречается в трудах Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской. Гуманистическая направленность психолого-педагогического управления предполагает рефлексию, которая может осуществляться только путем отражения внутреннего мира ученика. Рефлексия – отражение внутреннего мира другого человека (которое возникает на основании результатов диагностики) и одновременно предположение, построенное на этом отражении. От правильности этого предположения зависит эффективность психолого-педагогического превентивного воздействия.

Научный системный подход к диагностике и психопрофилактике позволяет правильно построить систему мер превентивной педагогики по профилактике негативных проявлений школьной дезадаптации, девиантного и различных форм зависимого поведения.

Направленность программы

Настоящая образовательная программа направлена на осуществление системных мер превентивной педагогики и психопрофилактики негативных факторов, влияющих на здоровье порастающего поколения.

Разработка профилактических мер по укреплению здоровья детей и подростков опирается на результаты экспресс-диагностики показателей психофизического здоровья. В рамках учебных программ, входящих в состав образовательной, реализуются коррекционно-развивающие, информационно-просветительские мероприятия для детей и подростков на базе ГБОУ ППМС-Центра и в образовательных учреждениях района.

В состав данной образовательной программы входят программы, направленные на сохранение здоровья педагогов. Здоровье педагогов – важный компонент благоприятной образовательной среды.

Цель программы

Создание благоприятных условий для развития здорового поколения, предупреждения школьной дезадаптации и профилактики девиантного и аддиктивного поведения.

Задачи по предупреждению школьной дезадаптации детей и подростков

  1. Реализация прав ребенка на выбор оптимального образовательного маршрута с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей.
  2. Проведение психологических обследований проблемных зон обучения для детей дошкольного возраста.
  3. Консультирование родителей по результатам обследования детей.
  4. Выявление детей с проблемами речевого развития в дошкольных учреждениях, а также среди первоклассников.
  5. Разработка рекомендаций классным руководителям по работе с этими детьми.

Задачи профилактики девиантного поведения детей и подростков

  1. Формирование мотивации здорового образа жизни.
  2. Формирование толерантного сознания и позитивных социокультурных установок.
  3. Предложение альтернативных способов поведения через физическое развитие.

Задачи профилактики аддиктивного поведения детей и подростков

  1. Формирование умения принимать собственные решения, сопротивляться негативному давлению СМИ и социального окружения, нести ответственность за свое здоровье и жизнь.
  2. Формирование негативного отношения к проявлениям зависимого поведения.
  3. Создание установки на здоровый образ жизни

Условия реализации

В ГБОУ ППМС-Центре оборудованы специализированные кабинеты для психолого-педагогической работы по направлениям образовательной программы.

ГБОУ ППМС-Центр оснащён:

  • современным спортивным оборудованием,
  • оргтехникой,
  • компьютерными программами для обучающихся (диагностические, развивающие)

Учебно-методическое обеспечение рабочих программ соответствует возрастным, психическим и психофизиологическим особенностям обучающихся.

Методы диагностики соответствуют возрастным психическим и психофизиологическим особенностям детей.

Содержание

Образовательная программа разработана по трём направлениям (модулям):

  1. Предупреждение школьной дезадаптации детей и подростков
  2. Профилактика девиантного поведения детей и подростков
  3. Профилактика аддиктивного поведения

Каждое направление включает в себя рабочие программы.

Рабочие программы, входящие в состав данной образовательной программы, разработаны по единому алгоритму:

  • на первом этапе диагностика актуального уровня развития соответствующих сфер личности;
  • на следующих этапах – выбор оптимальных путей оказания помощи и реализация индивидуальной образовательной траектории;
  • оценка эффективности полученных результатов на основании сравнения входной и выходной диагностики;
  • на заключительном этапе - построение новых задач развития ребёнка.

Возраст обучающихся 6 – 18 лет, что соответствует Уставу Центра

Режим занятий: 1-2 раза в неделю, длительность занятий в зависимости от возраста обучающихся.

Ожидаемые результаты, оценка эффективности

Новые федеральные образовательные стандарты выдвигают требования по формированию у учащихся ценностей здорового образа жизни, использованию форм обучения, способствующих формированию устойчивой жизненной позиции, обладая которой учащиеся смогут противостоять негативным воздействиям окружения, развиваться и адаптироваться к условиям быстроменяющегося мира.

В соответствии с этим для оценки эффективности данной образовательной программы наиболее значимыми показателями являются:

  • Число детей, принявших участие в профилактических информационно-просветительских программах;
  • Число детей, прошедших углубленную диагностику;
  • Число детей, получивших рекомендации по изменению образовательного маршрута;
  • Сохранность контингента детей, обучающихся по учебным программам данной образовательной программы;
  • Личные достижения учащихся.

Подробная характеристика критериев оценки эффективности образовательной программы представлена во входящих в ее состав учебных программ.