В Законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ в полном объеме отражены особые образовательные потребности детей с ОВЗ. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), в том числе ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ и ФГОС образования детей с интеллектуальными нарушениями, гарантируют получение образования детям с ограниченными возможностями здоровья.
Какие возможности образования существуют для детей с ОВЗ?
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды могут обучаться в любой образовательной организации по выбору семьи с учетом их психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии, создаются специальные условия обучения, включающие:
- реализацию адаптированных образовательных программ;
- вариативный набор программ дополнительного образования;
- организацию доступной среды;
- предоставление специальных учебников;
- организацию услуг специалистов (психологов, логопедов, дефектологов, тьюторов), технических помощников- ассистентов;
- оказание коррекционной и коррекционно-развивающей помощи помощи.
Что нужно, чтобы ребенок получил право на специальные условия обучения?
Для подтверждения права ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ребенка--инвалида, на специальные условия обучения и воспитания в образовательных организациях, необходимо получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). На основании заключения ПМПК образовательная организация создает специальные условия обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
На базе нашего Центра созданы условия для осуществления образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе, для детей-инвалидов.
1. Материально-техническое обеспечение:
1.1. Входы в помещения Центра оснащены уличными информационными табло (название учреждения, часы работы) с дублированием информации рельефно-точечным шрифтом Брайля; «кнопками вызова помощи». Имеются пандусы для заезда маломобильных групп населения.
1.2. Условия для работы с детьми ОВЗ, в том числе с детьми-инвалидами, созданы на первом этаже помещений Центра:
- наименование и номера кабинетов специалистов, санитарно-гигиенические помещения оснащены табличками со шрифтом Брайля
- в коридорах имеются настенные мнемосхемы помещений (тактильные) шрифтом Брайля, туалеты оборудованы специальными металлическими поручнями для унитазов, раковин; кнопками вызова персонала, крючками для костылей (травмобезопасными)
- дверные проемы оборудованы световым маяком.
2. Проводится ежегодный инструктаж сотрудников Центра по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов учреждения и образовательных услуг, в соответствии с методическими материалами. Определен порядок предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.
Разработан и утвержден «Паспорт доступности №15973 объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района».
Таким образом, доступность посещения Центра для детей с ОВЗ, детей-инвалидов обеспечивается наличием тактильных пиктограмм с указателями, световых настенных указателей, кнопок вызова сотрудников, наличием поручней и т.д. Прием детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведется на первом этаже.
Для детей с ОВЗ предоставляются все материально-технические средства, которыми располагает Центр, а именно: сенсорная комната, кабинет коррекции психоэмоционального состояния с помощью биологической обратной связи (БОС), специализированные кабинеты для коррекционно-развивающей работы.
3. По поручению Администрации Василеостровского района специалисты Центра приглашают родителей/законных представителей детей, чьи индивидуальные программы реабилитации и абилитации (ИПРА) поступили в отдел образования администрации Василеостровского района для прохождения детьми ТПМПК и получения рекомендаций об условиях, необходимых этим детям для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
Принципы создания условий в ЦППМСП Василеостровского района для детей с ОВЗ
- Доступность получения психолого-педагогической помощи для детей с ОВЗ/детей-инвалидов.
- Возможность длительного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ/детей-инвалидов по решению психолого-педагогического консилиума специалистов Центра.
- Оказание психолого-педагогической поддержки родителям детей с ОВЗ/инвалидностью.
Центр посещают дети с ОВЗ, имеющие:
- тяжелые нарушения речи (ТНР),
- задержку психического развития (ЗПР),
- интеллектуальные нарушения,
- расстройства аутистического спектра,
- нарушения опорно-двигательного аппарата
С учетом особенностей индивидуального психофизического развития, особых образовательных потребностей и состояния здоровья, дети с ОВЗ, а также дети-инвалиды имеют возможность получить помощь как в индивидуальной, так и в групповой форме по следующим программам:
- «Развитие и коррекция познавательной сферы. Поверь в себя».
По данной программе обучаются индивидуально дошкольники в возрасте от 3-х до 7-ми лет, имеющие задержку психического развития, а также легкие интеллектуальные нарушения и/или расстройства аутистического спектра.
- «Развитие познавательных функций (памяти, внимания, мышления)».
По данной программе в рамках групповых занятий обучаются дошкольники с 5-ти до 7-ми лет , имеющие задержку психического развития; младшие школьники с 7-ми до 10 лет , имеющие задержку психического развития.
- «Коррекция и развитие навыков письма».
По данной программе в рамках групповых занятий обучаются учащиеся начальной школы, имеющие тяжелые нарушения речи.
- «Развитие эмоциональной сферы дошкольников. «Азбука общения».
По данной программе обучаются дети старшего дошкольного возраста, имеющие задержку психического развития или тяжелые нарушения речи.
- «Развитие личностного и творческого потенциала. «Обыкновенное чудо».
- «Развитие коммуникативных навыков у младших школьников. «Страна понимания».
По данным программам обучаются учащиеся начальной школы, имеющие задержку психического развития.
- «Коррекция психоэмоционального состояния с помощью биологической обратной связи (БОС)»
По данной программе обучаются индивидуально дети и подростки, в возрасте от 4-ех до 18-ти лет, в том числе и с ОВЗ, имеющие задержку психического развития и расстройства аутистического спектра.
Территориальная Психолого-Медико-Педагогической Комиссия (ТПМПК) Василеостровского района:
http://pms-centr.spb.ru/tpmpk
Полезные ссылки
- Сайт государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»
- Доступная среда жизнедеятельности инвалидов Санкт-Петербурга
- Информация о деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Василеостровского района
- Сайт для людей с ограниченными возможностями здоровья "Дверь в мир"
- Сайт "Рецепт-спорт", на котором вы можете узнать последние новости о Российских паралимпийцах
Организации и фонды
- Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов "ГАООРДИ"
- Благотворительный Фонд помощи нуждающимся "Алёша"
- Благотворительные фонды Санкт-Петербурга и Ленинградской области
- Благотворительный Фонд помощи детям "Теплый дом"
Нормативные документы
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью”
- Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 28.12.2015 № 84–рп «О плане мероприятий ("дорожной карте") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2016-2020 годы» (с изменениями на 29 августа 2017 года)
- Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"
- Конвенция о правах инвалидов
- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 05.05.2012 N 1263-р "Об утверждении Концепции образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга"
- Письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 24.12.2021 N 03-28-10916/21-0-0 «О сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»