Главная идея проекта
Школьная медиация является эффективным инструментом предупреждения и разрешения конфликтов и споров между всеми участниками образовательного процесса, а также создания безопасного пространства в школе Процедура Медиации – универсальна, она позволяет урегулировать споры и конфликты независимо от возраста и социального статуса участников, транслирует уважение к личности каждого участника, развивает отношения и выводит их на более высокий уровень взаимодействия, развивая навыки сотрудничества.
Участие в медиации способствует личностному росту, развивает эмпатию, учит осознанности и самоконтролю. Участие в медиации в форме школьной службы примирения дает возможность для реализации социальных, лидерских потребностей у подростков, содействует их успешной социализации.
Медиация создает условия для предотвращения асоциальных форм поведения трудных детей и подростков, коррекции поведения несовершеннолетних правонарушителей.
Наличие в образовательных учреждениях района служб медиации (школьных и районной) являются одним из факторов поддержания безопасности среды.
Развитие службы медиации в школе способствует реализации Федерального образовательного стандарта (Приказ №1897 Минобрнауки от 17.12.2010) по становлению личностных характеристик выпускника школы, уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов, а также формированию коммуникативной компетентности.
Реализация проекта будет способствовать развитию культуры межличностных коммуникаций и формированию безопасной образовательной среды.
Цель проекта - создание условий для формирования безопасного пространства в школе посредством внедрения медиативных инструментов предупреждения и разрешения конфликтов и споров между всеми участниками образовательного процесса.
Задачи проекта
- Обучать руководителей Служб школьной медиации (СШМ) и школьных психологов основам медиации и организации СШМ в ОУ
- Организовать консультативно-методическое сопровождение ОУ в создании (СШМ)
- Систематически обучать учащихся навыкам эффективного поведения в конфликте с целью его разрешения
- Совершенствовать методическую работу Районной службы школьной медиации на базе ЦППМСП
- Разработать «Методические рекомендации по организации и работе СШМ»
- Представить обобщенный опыт работы на научно-практическом мероприятии городского уровня
Проект осуществляется ЦППМСП, образовательными учреждениями района.
Ответственные: педагоги-психологи ЦППМСП Василеостровского района.
Ожидаемые результаты
- Повышение уровня квалификации педагогов образовательных учреждений В.О. района.
- Увеличение количества функционирующих Служб школьной медиации в ОУ района.
- Улучшение психологического климата в классных коллективах и снижение конфликтности школьной среды.
- Применение опыта работы СШМ ОУ Василеостровского района в образовательной системе города и региона.
Этапы проекта
Задачи | Направления | Подготовительный этап | Основной этап | Аналитический этап | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Постановка проблемы | Планирование деятельности по реализации проекта. | Содержание | Сроки | Качественный показатель | Количественный показатель | ||
1.Интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, реализуемую в направлениях деятельности ППМС Центра 2.Выделение направления деятельности ППМС Ц «Школьная медиация» | 1.Организация помощи в урегулировании конфликтов с применением процедуры медиации | 1.Внедрение технологии медиации в практику работы ЦППМСП | 1. График мероприятий | 1.Проведение систематических рабочих и учебных медиаций | Январь 2016- май 2020 года | 1.Отчет по направлению деятельности «Школьная медиация» 2.Расписание (график) медиаций; 3.Положение о регламенте деятельности службы медиации ЦППМСП | 1.Количество обращений |
2.Просвещение участников образовательного процесса по направлению «Школьная медиация» | 2.Массовое просвещение субъектов системы образования об эффективных способах урегулирования конфликтов | 2.Планирование проведения групповых занятий специалистами службы медиации ЦППМСП в ОУ района | 2.Проведение групповых занятий, лекций, выступления на родительских собраниях | Январь 2016- май 2020 года | 4.Пакет лекционных материалов | 2.Количество специалистов и учащихся, прошедших обучение по программам | |
3.Обучение участников образовательного процесса по направлению «Школьная медиация» | 3.Внедрение процедуры, принципов и методов эффективного сотрудничества в школе, основ медиации | 3.Разработка программ обучения | 3.Пров-ние обучающих семинаров, лекций для педагогов, родителей, учащихся и администрации ОУ | Январь 2016- Май 2020 года | 5.Расписание занятий; 6.Разработка рабочих программ | 3.Количество специалистов и учащихся, прошедших обучение по программам | |
4.Методическая работа по разработке информационно-просветительских программ по направлению «Школьная медиация» | 4.Разработка технологий обучения педагогов и специалистов службы сопровождения основам медиации | 4.Формирование пакета обучающих программ для реализации проекта | 4.Составление рабочей тетради, конспектов занятий, презентаций, составление лекций | Январь -февраль 2016 года | 6.Рабочая тетрадь для слушателей программ 7.Рабочие программы для учащихся | 4.Количество специалистов и учащихся, прошедших обучение по программам | |
5.Исследования Мониторинг | 5.Прояснения уровня конфликтности школьной среды и эффективности использования СШМ | 5.Разработка анкет для учителей и родителей. 6.Опросник «удовлетворенность медиатора» 7.Создание формы отчетности для СШМ | 6.Проведение мониторинга в ОУ района | февраль- -декабрь 2016 года | 8.Анкета по конфликтности 9.Выработка критериев оценки эффективности СШМ и прогноз эффективности работы медиатора | 5.Оценка уровня конфликтности в ОУ района 6.Обследование в 4-х школах района; 7.Обследование в 10 школах района | |
6.Нормативно-правовая база деятельности служб медиации ППМСЦ | 6.Нормативно-правовое обеспечение деятельности служб медиации | 8.Поиск и сбор нормативно-правовых документов для специалистов служб медиации 9.Создание положения о регламенте деятельности службы медиации ППМС-Центра и взаимодействия со службами школьной медиации Василеостровского района | 7.Пакет нормативных актов для обеспечения деятельности службы медиации в ППМСЦ | Январь-декабрь 2016 года | 10.Создание единой базы нормативных документов для обеспечения деятельности службы медиации | 11.Количество ОУ, получивших документы 12.Локальные акты по внедрению пакета документов по обеспечению деятельности СШМ ППМСЦ | |
7.Повышение квалификации специалистов службы медиации ППМСЦ | 7.Систематический мониторинг городских образовательных программ по медиации предлагаемых организациями ДПО | 10.Составление плана обучения специалистов службы медиации ППМСЦ | 8.Договор по обучению специалистов службы медиации с АППО и ИМЦ и др. согласно плану обучения | Январь 2016 года - май 2020 года | 11.Сертификаты ИМЦ, сертификаты АППО | 13.Количество обученных специалистов | |
8.Материально-техническое обеспечение деятельности службы медиации ППМСЦ | 8.Изучение опыта деятельности СШМ в службах сопровождения города и регионов | 11.Разработка требований к материально-техническому обеспечению служб медиации и реализации принципов медиации 12.Разработка алгоритма организации медиации В ППМСЦ | 9.Создание условий для реализации принципов и процедуры медиации в ППМСЦ 10.Реализация алгоритма организации медиации в ППМСЦ | Январь 2016 года - май 2020 года | 12.Расписание медиаций | 13.Количество проведенных медиаций | |
3.Создание сети Служб школьной медиации (СШМ) ОУ; | 1.Помощь каждому ОУ в создании школьных служб примирения и сети СШМ в районе | 1.Нормативно-правовое обеспечение организации и деятельности СШМ ОУ 2.Внедрение технологии медиации в практику работы ОУ района: методическая помощь, выполнение работ по договорам с ОУ по направлению «Школьная медиация» | 1.Разработка рекомендаций по организации СШМ (типовое положение) | Январь -май 2016 года | 1.Создание индивидуальных положений СШМ для ОУ, отражающих основные способы реализации принципов медиации, с учетом специфики ОУ | 1.Количество открытых СШМ в районе | |
2.Создание районного объединения специалистов СШМ | 2.Взаимодействие специалистов СШМ ОУ с целью обмена опытом и совместного решения задач по развитию СШМ | С января 2016 года 1 2 раза в месяц | 2.Положение о РМО СШМ План работы | 2.Протокол заседаний РМО | |||
3.Обучение руководителей СШМ и школьных психологов основам медиации и организации СШМ в ОУ | Сентябрь 2016 года | 3.Расписание занятий; 4.Разработка собственных проектов создания СШМ участниками программы 5.Разработка планов работы СШМ | 3.Количество специалистов и учащихся, прошедших обучение по программам | ||||
4.Документационное обеспечение создания СШМ в ОУ | 4.Разработка документов и формы отчетности для специалистов СШМ в ОУ | 4.Централизованный сбор отчетов от СШМ, и обеспечение доступности к базе документов | Май 2016 года | 6.Создание единой базы документов и форм отчетности для обеспечения СШМ района | 4.Количество ОУ, получивших документы | ||
5.Распространение и обмен опытом деятельности СШМ ОУ | 5.Соревнования школьных команд медиаторов 6.Проведение супервизий и учебных медиаций для специалистов СШМ района | Январь 2016- май 2020 года | 7.Конференция/ районный семинар | 5.Количество проведенных встреч рабочей группы и групп супервизий. | |||
3.Налаживание профессиональных связей с внешними организациями города и представителями профессионального сообщества медиаторов | 5.Проведение встреч рабочей группы службы медиации с представителями внешних организаций 6.Участие медиаторов из внешних организаций в рабочих медиациях на базе ППМСЦ и ОУ района | 7.Договора о сотрудничестве и совместные проекты с городскими и районными организациями, образовательными учреждениями (СПбГИПиСР, АППО, ИМЦ, СПбГУ и пр.) | Январь-декабрь 2016 | 8.Реализация совместных проектов с городскими и районными организациями, образовательными учреждениями (СПбГИПиСР, АППО, ИМЦ, СПбГУ и пр.) | 6.Количество проектов | ||
4.Создание Районной службы школьной медиации на базе ГБУ ДО ЦППМСП, как координирующего и методического центра | 1.Распространение технологий деятельности СШМ ОУ | Январь 2016- май 2020 | 1.Методические рекомендации по организации СШМ ОУ | 1.Количество ОУ, получивших материалы | |||
2.Организация взаимодействия между СШМ ОУ района и службой медиации ЦППМСП | Январь 2016- май 2020 | 2.Проведенные мероприятия по обмену опытом (круглые столы, конференции и тп.) | 2.Количество участников | ||||
3.Организация сетевого взаимодействия с внешними организациями | Январь 2016- май 2020 |
Показатели эффективности
Содержание | Планируемый показатель к 2020 году |
---|---|
1.Действующая Служба школьной медиации в ГБУ ДО ЦППМСП В.О. р-на, координирующая деятельность СШМ ОУ района и оказывающая квалифицированную помощь урегулирования конфликтов через процедуру медиации | Выполнение нормативных показателей 100% |
2.Действующие СШМ в ОУ района | 100% ОУ |
3.Разрешение конфликтных ситуаций с применением медиации в ОУ района | 50% ОУ |
4.Использование участниками образовательного процесса медиативных технологий при урегулировании конфликтов в ОУ (по результатам мониторинга) | 100% ОУ |
5.Действующая программа «Медиация ровесников» | 50 % ОУ |
6.СШМ ОУ используют в своей деятельности методические материалы и программы ГБУ ДО ЦППМСП В.О. р-на, участвуют в совместных проектах и мероприятиях СШМ (районное методобъединение СШМ, районные соревнования школьных команд, конференции, семинар и пр.) | 100% ОУ |