Как это связано с обучением чтению? Связь непосредственная. Ребенок учится воспринимать на слух литературный текст. Сейчас он слушает маму, воспринимает, пытается представить прочитанное, а затем он будет слушать себя. Если ребенок не научится слушать книжный текст в исполнении взрослого, то ему будет очень трудно понимать прочитанное им самим.
Иногда родители говорят - "Ребенок не любит слушать".
С этим нужно обязательно поработать, потому что способность к самостоятельному осознанному чтению начинается с умения слушать.
Что можно сделать?
- Определите зону интересов ребенка, выберите материал, который ему интересен на уровне картинок. (Но, книжка должна быть интересна и вам, если вам будет скучно читать - это обязательно почувствует ребенок.)
- Обязательно адаптируйте текст для детского восприятия. Сокращайте предложения. Упрощайте текст. Придумывайте заново. Читайте интонационно выразительно, разными голосами.
- Попробуйте сначала посмотреть с ребёнком мультик, а затем найти печатный вариант, так чтобы ребенок уже знал примерное содержание. Ему будет легче воспринимать знакомую историю, переложенную в текст.
- Если вы видите, что ребенок потерял интерес, не продолжайте читать.
- Если ребенок задает вопросы по тексту обязательно прерывайте чтение, отвечайте на вопросы. И очень важно чтобы вопросы были. Это значит ребенок активно слушает, включается.
- Если ребенок любит чтобы вы читали одну и ту же книжку - не отказывайте ему.
- Помните - аудиосказка и сказка из уст мамы - это разные сказки.
Когда мы читаем, наша интонация передает смысл. Ваши паузы, смешки, комментарии иногда значат больше, чем сам текст. - Начните читать с 5 минут, и затем постепенно увеличивайте время.
- Беседуйте о прочитанном. Задавайте вопросы, узнайте, что думает ребенок о прочитанном, убедитесь, что ребенок понимает смысл прочитанного.
- Для ребенка старшего дошкольного возраста очень полезно, если во время чтения, он будет видеть как вы ведёте пальцем по строчкам. Волшебная магия превращения знаков в звуки - завораживает.
Книжка не может появиться в жизни ребенка внезапно. Сначала это крупные картинки на стенах или картонные книжки с изображениями животных, игрушек (примерно с 6 мес). Затем это небольшие книжки с крупными яркими картинками и короткими стишками - Агния Барто - наше все. (примерно с года). Затем короткие сказки - крупная картинка и строчка текста под ней. И далее количество текста увеличивается постепенно.
Вспомнила какой книжкой меня мучил старший сын) Сколько раз она была прочитана! Не счесть) Но какие прекрасные рисунки Виктория Чижова - ирония, юмор, доброта - прелесть!
А вы помните любимые книжки ваших детей? Зачитанные до дыр?