(812) 715-12-06, +7 901 315-12-06

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00VK

Что делать если ребенок не может выделить первый согласный звук в слове, называет сразу гласный или сразу целиком слог?

Это довольно частая проблема - ребёнок на слух не выделяет согласный или гласный звук в слоге. Что можно сделать?

Необходимо вернуться к набору "Буквы и звуки", полистать карточки и убедиться, что ребенок правильно называет звуковое значение буквы. Обязательно надо уточнить артикуляцию, подчеркнуть как работают губы, зубы, язык. Звук мы можем услышать - это раз, увидеть на губах мамы - это два, и почувствовать у себя во рту - три.
Далее, можно выбрать карточки с одинаковыми гласными и разными согласными, например - МА - ТА (надо чтобы артикуляторно отличались сильно). Читаем слоги и выясняем чем они отличаются? Подсказываем - первая буква обозначает звук [М], и первая буква обозначает звук [Т]. А вот затем уже можно пробовать написать слог, помогая ребенку с опорой на артикуляцию выделить звук.

Для выделения гласного очень мне помогают жесты из речедвигательной ритмики Аллы Мухиной. (см пост ниже)

"Ребенок интересуется буквами, но я не уверена, что он готов читать. Знакомить ли с буквами?".

Да, конечно! Это же прекрасно! Замечательный вариант досуга с ребёнком - разглядывание азбук. Этот период принято называть периодом - ДОчтения.
Чем он полезен?
Разглядывая разные варианты азбук, ребенок будет привыкать к разным начертаниям буквы и научится ее узнавать в разных шрифтах.
Кроме того, называя картинки на букву, мы как раз и тренируем навык выделения звука в слове. Например - "В - воробей. Слышишь - ВВВВ".
Таким образом мы формируем связь - буква + её звуковое значение. Постепенно в голове у ребенка сформируется галерея образов - слов на заданный звук. Это как раз то, что нам нужно для начала чтения - уметь выделять звук и подбирать слова на заданный звук.
Отлично, если в азбуке будут и картинки и напечатанные слова. Ребенок по картинке будет понимать как эта буква звучит и в то же время будет видеть как буква представлена в слове печатном.
Так что в домашней библиотечке обязательно должно быть много разных азбук!
Досуг с книжкой в руках - это начало формирования культуры чтения и основа мотивации.

  • Старинная азбука Бенуа - иллюстрации сказочные!
  • "Азбука дяди Коли Воронцова"
  • Г. Юдин БУКВАРЁНОК АЗБУКА В РАССКАЗАХ, СКАЗКАХ И КАРТИНКАХ (Росмэн, 1993)
  • Дарья Герасимова: Азбука превращений
  • А.Ю.Голубев. "Хвостатая АБВГдейка. Раскраска-рисовалка, бродилка-находилка по 33 буквам русского алфавита."
  • АНДРЕЙ УСАЧЁВ "АЗБУКА УМНОЙ СОБАЧКИ СОНИ"
  • АНАСТАСИЯ ОРЛОВА "ДОРОЖНАЯ АЗБУКА"

А как же правильно учить буквы? И главное – когда?

Часто родители говорят – «Уже выучили все буквы. Готовы читать!» Я же выясняю при диагностике – не готовы. Как я это определю? Я буду показывать буквы без картинок, или покажу другие картинки и попрошу назвать первый звук. (При чём определяющим будет именно навык выделения звука. Для начала обучения можно не знать буквы.)

Просто «надрессировать» (извините) ребенка произносить что-то, когда вы показываете какую-то картинку – легко. С этим справляются, как правило все родители, все бабушки и все педагоги. А научить читать трудно… Как же так? "Буквы знает, но не читает!" - сокрушаются родители. Я же буду утверждать, что буквы пока не знает, и, возможно, не готов к чтению.

Как понять, что ребенок готов к чтению?

Ребёнок может назвать первый звук в слове (в любом слове). Или может подобрать другое слово на этот звук.

Отсюда делаем вывод – да, показывать буквы с картинками– это хорошо. Но одновременно просим придумать еще слова на этот же звук. Играем в слова.

При изучении букв помните:

  • называем только звуковое значение буквы (не имя – не ЭМ, а звук [М])
  • не учим все буквы сразу, а те что выучили сразу вводим в слог и в слово
  • не показываем те буквы, звуковое значение которых ребенку недоступно (не выговаривает Ш, Р, Л – не показываем)
  • для запоминания звукового значения буквы используем картинки, где звук обязательно в сильной позиции (О и Э - под ударением)
  • не меняем позицию звука в слове - звук только в начальной позиции (слова на...)

Мы можем сказать, что ребенок знает букву если:

  • называет звуковое значение буквы без опоры на картинку
  • может нарисовать букву (не срисовать) (нарисуй А, нарисуй М…)
  • может подобрать слово на эту букву (найди картинку на ..М..)
  • может определить с какого звука начинается слово и обозначить этот звук буквой (выбираем слова, которые пишутся как слышатся)