Позволю себе напомнить Вам историю с Милоном Кротонским. Будучи ребенком, он взвалил на плечи теленка и носил его на спине. Мальчик рос, а вместе с ним рос и теленок. Юноша становится знаменитым борцом, победителем Олимпийских игр, о его необычайной силе складываются легенды. Почему-то о дальнейшей судьбе быка история умалчивает… Смог ли он ходить, когда Милон, наконец, поставил его на землю? Вероятно, он сделал два-три шага на ногах и упал. Современное образование во многом напоминает этого античного героя. Могут ли самостоятельно «ходить» ученики, если в течение 10 лет учителя носили их на плечах?
Одна из глубочайших проблем обучения состоит в том, что большинство детей уже испытали в школе неприятные переживания на некоторых уроках и успели сделать вывод, что к этим предметам у них нет способностей. Из-за этого определенный предмет или школа вообще становятся сигналом, который запускает неприятные воспоминания, заставляющие ребенка плохо себя чувствовать. Иногда это голос учителя (что-то вроде «Ты ничего не понимаешь!»), но чаще это внутренняя картинка, сопровождающаяся неприятными переживаниями. А вы, должно быть, замечали, что людям немногому удается научиться, когда они плохо себя чувствуют. Если реакция ребенка по-настоящему сильна, психологи даже определяют ее как «школьную фобию». По реакции читающих детей, почти безошибочно можно определить, у кого из них есть «фобия» на чтение. С приятными и неприятными переживаниями связаны и особенности памяти. Чтобы что-то вспомнить, надо вернуться в то состояние сознания, в котором была получена информация. Естественно, если в начале урока ребенок был огорчен или обижен учителем, а затем получил новые сведения по предмету, то чтобы вспомнить в последствии изученное, он должен вернуться в то состояние. И поскольку он не хочет чувствовать себя плохо, он вряд ли вспомнит. Возможно, именно этим объясняется «тотальная амнезия» у большинства детей на все 11 лет учебы.
Большую часть новой информации мы получаем посредством чтения. От того, насколько быстро и легко мы читаем ,зависит успешность в обучении. Чтобы быстро и правильно читать, нужно расширять поле зрения читающего. Достичь этого помогает работа с таблицами Шульта (книга «Быстрое чтение» Олега Андреева). Андреев предлагает считать по квадрату 25-40 минут в день про себя. Это эффективно для совершенствования навыков чтения у старшеклассников, студентов, взрослых.
Для начальной школы необходимо уметь читать вслух. Предлагаем видоизмененный вариант для младших школьников. 6 тренировочных квадратов. Один квадрат на неделю. Важным является фиксирование взгляда на цифре, расположенной в центре квадрата. Остальные цифры (от 1-25 и от 25-1) отыскиваются боковым зрением, за счет этого происходит тренинг расширения поля зрения крайне необходимого для целостного восприятия многосложного слова целиком, для развития навыка предугадывания. Чтобы исключить запоминание расположения цифр, каждую неделю используется одна из шести вариантов таблиц. Успешный первоклассник справляется с этим заданием за 40-45 секунд. Для ребенка-дислексика необходимо развивать умение справляться с данным заданием за одну минуту.
Счет по таблицам Шульте становится своеобразной «зубной щеткой» для поддержания функции переключаемости внимания в тонусе. Когда ребенок начинает укладываться в норматив, предлагаются варианты:
- Отыскать, назвать, показать четные цифры от 2 до 24 туда и обратно
- Отыскать, назвать, показать нечетные цифры от 1 до 25 туда и обратно
- Отыскать, назвать, показать нечетные цифры по возрастающей, четные по убывающей.
- Отыскать, назвать, показать цифры с поворотом карточки на 90, 180 градусов.
Целесообразно регулярно повторять такой тренинг дома под контролем родителей. Считать утором перед школой, днем после школы, вечером после ужина.
Если Ваш ребенок неусидчив, долго не может настроиться на выполнение учебной задачи полезно использовать счет по квадрату для восстановления функции внимания за одну минуту до начала урока после перемены. Это благоприятно скажется на восприятии учебного материала в классе.
Один и тот же материал для чтения можно использовать в нескольких вариантах (разный шрифт, измененный ракурс). При первом знакомстве с текстом читайте традиционно, уделяя большое значение уточнению лексического значения незнакомых слов. Напомните детям: «Умный не тот, кто все знает, а тот, кто знает, у кого спросить». В школе это учитель, дома – старшие братья и сестры, родители. А если никого рядом нет? На помощь приходит друг – словарь, в котором заботливые родители сделали «алфавитку», помогающую легче ориентироваться в нем. Словарь всегда под рукой, и в школе и дома. У ребенка вырабатывается «условный рефлекс» на незнакомые слова. Дети убеждаются в том, что, если они не знают значения слова, но находят его в словаре, они очень умны. Эти убеждения помогают им в преодолении проблем, связанных с чтением. Второй раз – повернув текст на 90 или 180 градусов (вверх тормашками)
Скучно читать одно и тоже несколько раз, но без этого не добиться выработки стойкого навыка. Поэтому третий раз прочитайте тот же материал с закрытой нижней частью строки (1/3 чуть ниже пояска буквы «н»). Затем, прикройте верхнюю часть строки или забелите корректором некоторые буквы, без которых остается возможным восстановить целостный облик слова. Данные варианты чтения развивают смысловую догадку, усиливают концентрацию внимания.
Для уточнения, расширения и обогащения словаря полезно поиграть в игру «Любопытный». Ход игры: составляется предложение из четырех слов по вопросам Кто? Что делает? Кому? Что? Каждое слово в предложении начинается на одну и ту же букву. Например: Папа покупает Пете портфель. Возможные усложнения условий игры:
- Использовать все возможные варианты букв алфавита (кроме ь, ъ, ы, й)
- Использовать наибольшее число словарных слов, предварительно уточнив их правописание и лексическое значение.
Вот некоторые примеры предложений составленных детьми:
Г. Галактион готовил Глафире галушки.
П. Пилот передает пассажиру парашют.
О. Оформитель обрамляет Оле офорт.
Б. Белка бередит батеньке бакенбарды.
А. Агент адресовал адвокату анонимку
Д. Депутат дарит деревне дворец и т.д.
Эту игру можно использовать в период летнего отдыха, лежа на пляже. Выполняйте эти простые рекомендации и Вы заметите, как у ребенка происходят изменения в процессе овладения чтением:
- устраняются замены букв,
- автоматизируется слияние слогов, осуществляется переход к чтению целыми словами,
- развивается смысловая догадка,
- появляется умение понимать смысл прочитанного,
- чтение становиться интонационно выразительным,
- увеличиваются скоростные показатели ,
- главное – уходит страх перед необходимостью читать вслух перед классом,
- наиглавнейшее – ребенок начинает любить читать, получать удовольствие от этого увлекательного процесса.
У психотерапевта Н. Пезешкяна есть притча о «Двух половинах жизни».
Две половины жизни
Однажды мулла, пригласил школьного учителя покататься с ним по морю. Учитель, сидя в лодке, спросил у Муллы: «Как ты думаешь, какая сегодня будет погода?» Мулла определил, откуда дует ветер, посмотрел на солнце, нахмурился и сказал: «Если ты МНЕ спрашиваешь, то у нас будет буря». Учитель сморщил нос и сделал замечание: «Мулла, ты что, никогда не учил грамматики? Нужно говорить не мне, а меня». Мулла, которого так отчитали, только пожал плечами и сказал: «Какое мне дело до грамматики?» Учитель был в отчаянии: «Ты не знаешь грамматики! Это значит, что половина твоей жизни пропала даром». Как и предсказывал Мулла, горизонт затянулся тучами, начался шторм. Тут Мулла спросил учителя: «Ты когда-нибудь учился плавать?» Учитель сказал: «Нет, зачем мне было учиться плавать?» Мулла, широко улыбаясь, сказал: «Тогда ты потерял всю свою жизнь: наша лодка того и гляди потонет».
Что важнее быстро читать или суметь реализовать свой потенциал? Ведь известно как многого сумели добиться дислексики У. Черчилль, Л. Керолл.
Помогите своему ребенку автоматизировать навык чтения.
Помните, все в Ваших руках.