Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков р-рь
Упражнения на ощущение вибрации кончика языка
1.Кучер
Произносить “тпру” губами, как бы останавливая лошадку.
2.Мотоцикл
При выполнении упражнения “Кучер” зажать язык лопаткой между зубами.
Упражнения на распластывание, уплощение кончика языка
1.Лопаточка
Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать на счёт до пяти.
2.Накажи непослушный язычок:
губами ”пожевать”, произнося “пя-пя-пя”;
зубами “пожывать”, произнося “та-та-та”.
Общие артикуляционные упражнения и упражнения на умение удерживать кончик языка на бугорках за верхними зубами (альвеолах)
1. Качели
Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть – неподвижна.
2. Маляр
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть – неподвижна.
3. Чистим, считаем верхние зубки
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка двигать вправо - влево с внутренней стороны, «считаем» верхние зубы.
4. Лошадка
Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть – неподвижна.
5. Грибок
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке.
6. Гармошка
Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка открывать и закрывать рот.
7. Барабан
Улыбнуться, открыть рот. Произносить звук д-д-д., в разных ритмах. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться
В следующих двух упражнениях - фиксация внимания на ощущениях кончика языка.
При произнесении [дзз] , [джжж] почувствовать “щекотливость” - небольшое дрожание кончика языка. При работе со звукосочетаниями [дз, дж]
8. Пчёлка
Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звуки [дзззз]. Следить чтобы рот не закрывался.
9. Шмель
Улыбнуться, открыть рот. Произносить [джжжж], имитируя полет шмеля.
10.Машина буксует
Попеременное выполнение упражнений “Шмель” и ”Комарик”, получается звучание, как будто машина забуксовала. Закончить упражнение так, чтобы машина из ямы выбралась.
11.«Весёлый дождик»
Произнеси твёрдо звуки Т-Д. Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твёрдое? Подставь левую ладошку, а пальцами правой показывай, как капли дождя – крупные, тёплые – падают на твою руку, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее. При этом взрослый произносит такие стихи:
Дождик капнул на ладошку - т-д, т-д…(правой рукой изобрази падающие капельки дождя, «дождик капает» на ладошку левой руки)
На цветок – т-д, т-д,.. (левой рукой изобрази цветок)
И на дорожку т-д, т-д… (из левой руки сделай дорожку)
Застучал по крыше он – т-д, т-д…(изобрази левой рукой крышу домика)
И раздался частый звон – т-д, т-д… (дождик пошёл сильнее)
12. Балалаечка
Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука [д-д-д] или [з-з-з] (за верхними зубами) при приоткрытом рте быстрыми движениями соской, плоской ручки чайной ложки или просто чистым указательным пальцем (или мизинцем, кому как удобнее) самого ребёнка производить частые колебательные движения из стороны в сторону. Слышится вибрация и звук, подобный Р.
Закрепляем это ощущение, но пока не называем его звуком Р. Это просто новый звук. По мере закрепления положения языка постепенно помогаем соской всё меньше и меньше, чтобы звук получался чище.