Несколько самых распространенных мифов о СДВГ

Л. Ю. Баскакова-Перминова, психолог ППМС–Центра Василеостровского района

Вы еще не знакомы с этой замысловатой аббревиатурой? Вероятно, у Вас нет (или пока нет) маленького непоседы, про которого Юнна Мориц в своем стихотворении написала так:

К нам прискакал веселый чёртик,
Он кувыркался и плясал,
Он ел мороженое, тортик,
Рога копытами чесал!

Хвостом он бил по барабану,
Потом он делал ход конем,
Потом он бегал по дивану,
Покуда не заснул на нем.

Мы сняли с чёртика одёжки,
Копыта сняли, хвост и рожки
И увидали, что чертёнок-
Наш обожаемый ребёнок!

Неправда ли, очень похоже на гиперактивного ребенка? И быстр, и вид деятельности меняет без конца, и до конца ничего не доводит, и поесть на ходу что-нибудь не очень полезное любит, и с укладыванием в кровать проблема. А заснул – просто ангел. Хотя бывает, что и спит не очень спокойно. Может все дело в воспитании?

Сегодня на просторах паутины можно встретить такое количество информации и о воспитании, и об этом пресловутом СДВГ, что запутаться в ней (информации, а не паутине) может любой родитель, даже тот, кто в детстве сам был усидчивым и послушным. Это разнообразие порождает в геометрической прогрессии всякие мифы, толки, народные рецепты и т.п. Дошло до того, что в 2002 году был опубликован Международный Консенсус по СДВГ, подписанный 84 экспертами, направленный на противодействие искажению представления об этом расстройстве в прессе.

Так что же это за напасть такая?

СДВГ – синдром дефицита внимания (и) гиперактивность, основными проявлениями которого являются импульсивность, сверхподвижность, часто, но не всегда невнимательность при полной интеллектуальной сохранности. Уточним, что под этим понимается:

Дефицит внимания проявляется в трудности его удержания усилием воли, в снижении его избирательности, то есть ребенку трудно отделить главное от несущественного, а также в повышенной переключаемости внимания с одной деятельности на другую (при этом цель самой деятельности и интерес к ней могут легко теряться).

Импульсивность – отставание осмысления своего поведения. При повышенной импульсивности (спонтанности, внезапности) человек сначала осуществляет действие, затем думает о его необходимости. Это происходит как необъяснимый, с точки зрения логики, порыв, толчок, импульс.

Гиперактивность (сверхподвижность) заметна в поведении как расторможенность движений, их повышенная частота, суетливость, болтливость. Часто дополнительно наблюдаются трудности координации движений, удержания равновесия.

Также необходимо добавить характерные эмоциональные нарушения, проявляющиеся неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам, проигрышам и т.п.

Вот такой непростой набор качеств получился. Естественно, что у каждого конкретного ребенка с СДВГ этот набор может сильно варьироваться. Это обстоятельство дополнительно увеличивает количество разнообразных представлений и мифов об этом расстройстве.

Постараемся во всех мифах разобраться постепенно, опираясь на современные научные данные. Итак:

Миф 1. СДВГ (Синдром дефицита внимания (и) гиперактивность)- это просто такой набор симптомов – особенностей поведения, который зачастую можно встретить у любого подвижного ребенка.

Нет. Название не совсем точно отражает суть. В медицине синдром – это совокупность симптомов. Один и тот же синдром может проявляться при разных заболеваниях. А Синдром дефицита внимания (и) гиперактивность – это именно болезнь, имеющая в МКБ-10 (Международной классификации болезней), определенный шифр. Соответственно у любого ребенка её встретить нельзя. Диагноз может поставить только врач - невролог или психиатр. Поэтому постарайтесь не приклеивать заранее своему ребенку «ярлык» и рассказывать всем окружающим об этом: « Он у меня такой гиперактивный, сдвгэшник!» Ведь детям может быть просто обидно, слышать о своей нестандартности от самых близких людей. К тому же они многие вещи воспринимают буквально и подсознательно стремятся оправдать ожидания своих родителей.

Миф 2. Врач, осмотрев ребенка, убедится в очевидных особенностях его поведения и сразу сможет поставить диагноз, назначит медикаментозное лечение.

Не верно. Необходимо длительное наблюдение, иногда несколько месяцев, возможно назначение специальных исследований, например ЭЭГ головного мозга, компьютерная томография, краниография и т.п. Связанно это с тем, что изолированно, «чистый» СДВГ бывает довольно редко, зачастую это заболевание сочетается с различными другими психическими или неврологическими расстройствами детского возраста. Основным методом диагностики является клиническое интервью, то есть беседа врача с родителями, также используются специальные опросники и психологическая, нейропсихологическая диагностика. Только после установления точного диагноза и по индивидуальным показаниям - назначение серьезных лекарств.

Миф 3.Раз это болезнь – можно вылечить таблетками.

Не так все просто, одна медицина не поможет. Проблема мультидисциплинарная, биопсихосоциальная, для ее решения необходимо привлечение специалистов - психологов, педагогов, логопедов, учителей, дефектологов, тренеров и др. Только комплексные меры, направленные и на биологическую коррекцию, и на изменение взаимоотношений с ребенком ближайшего окружения, и на развитие его эмоционально-личностной сферы может принести в отдаленном времени результаты.

Миф 4. СДВГ может быть только у дошкольников и младших школьников, станет старше и «всё пройдет».

Верно только отчасти. Да, действительно, очевидное проявление – гиперактивность с годами снижается, и к подростковому возрасту, 14-16 годам, практически сходит на нет. Но дефицит внимания, импульсивность, эмоциональные нарушения никуда не исчезают, если их не корректировать с раннего детства. Из-за этого, став взрослее, такие люди больше подвержены риску несчастных случаев, ДТП, стать зависимыми от алкоголя, наркотиков, попасть в дурную компанию. У них могут быть конфликты на работе, дома, частая смена партнеров, разводы и т.п. Жить рядом с таким человеком ох как не просто!

Миф 5. СДВГ у мальчиков встречается чаще.

Да, верно. Из 5-10% детей от общей популяции (в источниках приводятся различные данные), страдающих этим расстройством мальчиков больше, чем девочек. Зато у девочек чаще встречается менее заметная окружающим форма этого заболевания – СДВ – синдром дефицита внимания без гиперактивности. Правда, им от этого не легче: поведение в норме, а вот с учебой могут быть сложности.

Миф 6. Это расстройство передаётся по наследству.

Не совсем. Скорее играет роль предрасположенность к этому расстройству. Но СДВГ не наследуется, и это не генетическое заболевание. Научные исследования выявили некоторую связь полиморфизма генов DAT1 и DRD4, но в целом генетическая теория не подтвердилась.

Миф 7. СДВГ – это новый, «модный» диагноз, появившийся совсем недавно и теперь слишком часто выставляемый.

Отчасти да. Название диагноза в том виде, в каком он закреплен сейчас в МКБ, появилось в начале 80-х годов за рубежом, а у нас эта тема активно стала подниматься только в конце 90-х. Хотя само расстройство известно со времён Гиппократа, только развитие медицинской диагностики позволило выделить его к 70- м годам XX века как гиперкинетический синдром. Проблема гипердиагностики (опять эта приставка

ГИПЕР - !), то есть не всегда оправданной и поспешной диагностики (см. Миф 2), действительно существует. Ведь четких методов, лабораторных исследований, позволяющих однозначно сделать заключение, нет. То есть они есть, но у детей с СДВГ результаты мало чем отличаются от среднестатистических. Забили тревогу, кто бы вы думали? Конечно, зарубежные страховые медицинские компании. Уж больно часто стал выставляться этот диагноз в последние десятилетия. А лечение с реабилитацией длительное, дорогостоящее.

Миф 8. Эти дети не больны, а просто дурно воспитаны.

Нет, дело не только в воспитании. СДВГ всё-таки болезнь. Но учитывая этот факт, родителям необходимо прикладывать большие усилия, чтобы подобрать специальные воспитательные, обучающие приемы, подходящие именно их ребенку и действительно «работающие». Это длительный, кропотливый труд, эффект дающий не сразу.

Необходимо понимать, что родители, школьные учителя, столкнувшиеся с этой проблемой, часто испытывают невыносимо тяжелые чувства беспомощности, собственной несостоятельности, вины, стыда, злобы, даже агрессии к ребенку. Им самим подчас нужна помощь и поддержка.

Миф 9. «Они бесчувственные, злые, агрессивные»

Нет, конечно. Дети сильно переживают свои неудачи в играх, в общении с ровесниками, в учебе. Они часто дерутся, дерзят, оговариваются, вмешиваются туда, где их не просят, не могут дождаться своей очереди, не умеют проигрывать. Но все это не от злобы и дурных намерений, а из-за несовершенства эмоциональной и волевой сфер, повышенной импульсивности. Их необходимо обучать специальным приемам выражения агрессивных реакций социально допустимыми способами.

Миф 10. Гиперактивные дети, как батарейка в одном известном рекламном ролике, -выносливы и не чувствуют усталости, имеют меньшую потребность во сне.

Со стороны так может показаться. Но это происходит из-за перевозбуждения отдельных участков коры головного мозга, торможение в необходимый момент не включается. Ребенок и рад бы остановиться, да не может, уже и организм на пределе, а он все скачет. Истощение нервной системы порождает еще большую внешнюю, иногда совершенно бессмысленную, активность. Вот почему так важно нацеливать детей на соблюдение строгого режима дня, достаточно спать, во время есть, чередовать подвижные виды деятельности и спокойные.

Миф 11. Хорошая школьная успеваемость им даже и не снилась.

При правильной организации учебного процесса, такие дети могут проявить все свои способности и прекрасно справляться с учебой, ведь мышление у них сохранно и интеллект может быть очень высоким. Родителям необходимо устанавливать контакт с учителями, контролировать выполнение домашних заданий. Если ребенок «пропустил мимо ушей» новую тему, не ругать, а вместе с ним попробовать ее разобрать еще раз. Для этого можно использовать дробную подачу материала, небольшими частями, с необходимым количеством повторений, с подключением мнемонических техник. Конечно, для родителей (да и для педагогов) это дополнительная нагрузка, но кто обещал, что растить и воспитывать детей легко? Ведь усилия обязательно вознаградятся! В любом случае, необходимо развивать в ребенке его сильные качества, способности. Выбрать вместе с ним такую деятельность, где он сможет реализоваться.

Миф 12. Зато непоседы имеют все шансы успевать много разных дел одновременно, как Юлий Цезарь.

Вот это сомнительно. Человек в принципе может переработать только 3-4 канала информации, чаще всего 1-2. А у людей с СДВГ страдает как раз избирательность восприятия, внимания. Они могут быстро переключаться, действительно хватаются за разные дела, но до конца их не доводят, теряют интерес и цель. Детей необходимо ориентировать на последовательное выполнение несложных действий, учить составлять план работы, распорядок и т.п.

Миф 13. Это новое поколение, «new generation», обладающее экстрасенсорными способностями, особой аурой синего спектра - «дети – индиго».

Из области фантастики. Термин впервые ввели экстрасенс Нэнси Энн Тэпп, а также американские психологи Ли Кэрролл и Джен Тоубер. В книге «Дети индиго» они говорят о «новой расе» людей, по-иному перерабатывающих информацию, не терпящих авторитетов, идущих против догм и устоявшихся правил. Обладая телепатическими способностями, они выведут, якобы, человечество на новый уровень развития. Заманчивая идея.

Миф 14. «Все беды с поведением из-за того, что современные дети едят много всякой «гадости» - конфет, напитков, чипсов с большим количеством вредных красителей, консервантов.

Гипотеза о том, что некоторые химические добавки, особенно яркие красители, приводят к ухудшению поведения детей из-за специфической пищевой аллергии, не подтвердилась в полной мере. Но рациональное питание, безусловно, будет большим преимуществом для вашего ребенка. Привычка правильно, сбалансировано питаться поможет сохранить здоровье с детства. К тому же стоит задуматься, если ребенок постоянно желает всяких вкусностей, возможно, это от подсознательного стремления «заесть» неудачи и неприятности, или у него просто в жизни мало разнообразия и интересных событий. Переключите внимание маленького сладкоежки на новую совместную деятельность: поиграйте на свежем воздухе в мяч, сходите на детский спектакль, или нарисуйте картину маслом…

Вы убедились, что мифов и предрассудков, связанных с СДВГ много, этот список можно продолжать до бесконечности. Хотелось бы, чтобы эта статья послужила для Вас некоторым ориентиром на пути к гармоничным отношениям с Вашим таким непоседливым, но обожаемым ребенком. Снимайте с него скорее «копыта, хвост и рожки»! Хотя нет, скорее не получится, - постепенно, планомерно. Удачи и терпения!