Личные границы – это своеобразные маркеры во взаимоотношениях: «Так со мной можно поступать, а так – нельзя. Потому, что мне это не приятно».
Личные границы – это, своего рода, зона безопасности. Отстаивать ее очень трудно. Данный навык требует осознанности, дисциплины, понимания своих потребностей. Ребенок должен различать, что по отношению к нему со стороны других безопасно, доступно, нормально, а что – небезопасно, неадекватно, а значит, неприемлемо.
И снова возвращаемся к важности воспитания в семье. Например, для ребенка, не подвергавшегося насилию (эмоциональному, физическому) агрессия со стороны другого человека воспримется как неадекватное поведение, а значит – угроза. Такой ребенок сразу же отреагирует, найдет способ обезопасить себя, защитит свои границы.
Взрослый родитель с детства участвует в формировании личных границ у ребёнка. С чего же начать?
Границы безопасности начинаются с телесных границ. Ребенок должен знать, что его тело – это важно. Ребенок должен чувствовать постоянно, что физический дискомфорт, особенно бесцельный – это ненормально и правильнее всего его избегать.
Важно объяснить ребенку, что никто, кроме врача, не может трогать его без разрешения.
Ребенок должен знать, что его согласие, либо не согласие - важно.
Личные границы – это право ребёнка иногда не согласиться с вами.
Здесь, конечно же, важна грамотность не только родителей, но и окружающих взрослых.
Ситуации бывают разные. Допустим, ребенок не хочет ехать в гости к бабушке. Поинтересуйтесь причиной, может быть у него просто плохое настроение и он против любых планов. А может быть у бабушки его что-то или, что особенно важно, кто-то пугает. В такой ситуации включайтесь сразу, так вы защитите ребенка и покажете, что вы его авторитетный взрослый, стоящий на охране его границ.
Хорошо было бы спрашивать ребенка (по поводу просмотренного, прочитанного) не пересказ и не анализ, а его собственное мнение.
Смиритесь с фактом, что нельзя заходить к старшему подростку в комнату без стука, не стоит, без разрешения, проверять его телефон и сообщения. Это нарушает право ребёнка на личную жизнь.
Договаривайтесь о правилах, соблюдайте их со своей стороны и обсудите последствия за их нарушение.
Ребёнок увидит, что вы уважаете его право на личное пространство, секреты и постепенную сепарацию, а также научится понимать последствия своих нарушений.
Научите ребенка ценить Ваше пространство.
Дайте ребёнку понять, что нарушать Ваше пространство нельзя. Под пространством понимается всё что угодно. Например, запрещается дёргать Вас, когда вы пьёте чашку утреннего кофе, или заходить в ванную комнату, когда Вы в душе. Также уважайте и пространство ребёнка, постепенно обучайте ухаживать за своими вещами. Ребёнок будет брать пример и аналогично выстраивать отношения с окружающими в дальнейшем.
Научите ребенка ценить чужое пространство.
Навык уважения чужих границ — это, прежде всего, умение принимать, что другие люди отличаются от вас.
Не стоит поощрять физический контакт с другим ребёнком просто ради «дружелюбия» – невежливо набрасываться на малознакомого или вовсе незнакомого сверстника не только с щипками, но и с объятьями, с поцелуями и т.д. Чужие границы помогают осознавать свои собственные границы.
Умение отказать и сказать «нет» в определенных ситуациях крайне важно!