+7 (812) 715-12-06VK

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00

На сегодняшний день возраст детей, которые идут в школу, варьирует от 6 лет до 8 лет.

Возможный возраст начала обучения во многом зависит от психофизиологической готовности ребенка к обучению. Этот компонент является одной из важнейших составляющих готовности ребенка к школе. Родители чаще обращают внимание на интеллектуальную готовность ребенка. Многие родители 6-летних детей, видя, что ребенок может и читать, и писать, отдают его в школу.

Существует примерный возраст, указанный в законе, который позволяет родителям отдать ребенка в школу. В Законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об Образовании в Российской Федерации» указано: «Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет» (п.1 ст.67).

Таким образом, если ребенку на 1 сентября исполнилось 6 лет и 6 месяцев, то по заявлению родителей его принимают в школу. Получается, что в Законе указан примерный возраст начала обучения. В особенных случаях возрастные границы сдвигаются, и в зависимости от решения родителей школа имеет право взять ребенка и до 6 лет 6 месяцев, а также позже 8 лет.

Если обучающийся зачислен в школу в раннем возрасте (школьнику нет еще шести с половиной лет), то психологическая и физиологическая незрелость могут препятствовать успешному обучению ребенка и адаптации в школе, в связи с высокими требованиями к готовности к школьному обучению.

Что должны уметь дети, которые приходят в школу?

(из Письма Минобразования РФ от 25.09.2000 № 2021/11–13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»).

  • Первоклассники должны управлять своим поведением, знать границы дозволенного, выполнять требования взрослого.
  • Они с интересом должны участвовать в различной деятельности (учебной, игровой, трудовой).
  • Дети этого возраста должны быть хорошо осведомлены о предметах окружающего мира, проявлять большой интерес к новым знаниям, положительно относится к новой информации. Уровень развития мыслительной деятельности должен обеспечивать возможность школьного обучения.
  • Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5-7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки родного языка и способность к простейшему звуковому анализу слов.
  • На достаточно высоком уровне развития у детей должно находится зрительно-пространственное восприятие. Они должны быть способны характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа-слева, над-под, на-за, сверху-снизу и др.), различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости. Дети этого возраста должны различать геометрические фигуры, выделять их в предметах окружающего мира; способны к классификации фигур по форме, размеру, цвету; различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом; могут мысленно находить часть целого, достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей.
  • Развитие зрительно-моторных координаций должно позволять детям 6 лет координировать свои движения.
  • Дети могут срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношений штрихов. В то же время для этого возраста характерно слабое развитие моторики мелких мышц руки.
  • Развитие слухо-моторных координаций должно позволить различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмические движения и т. п.
  • Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей. Следует отметить, что это относится к однотипной деятельности.
  • Шестилетние дети способны сосредоточенно, без отвлечений заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе.
  • Возрастные особенности детей седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т. п.

Данный перечень показывает, насколько хорошо дети должны быть подготовлены к школьному обучению. Нередко можно наблюдать картину, которая свидетельствует о том, что ребенок 6 лет не может ни сидеть длительное время, ни сосредоточенно работать, ни слышать инструкцию педагога и выполнять ее. Поэтому родители должны осознавать насколько ребенку необходимо обучение в возрасте до 7 лет.

Диагностика готовности к школе может осуществляться только с согласия родителей. Поэтому мы рекомендуем родителям (законным представителям) провести комплексное обследование ребенка специалистами ТПМПК, и после этого принять взвешенное решение о начале обучения ребенка  в школе.

Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ТПМПК) Василеостровского района Санкт-Петербурга