Александрова Т.Б., учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района
Проявления
- Читает медленно
- Допускает много ошибок
- Не понимает смысла прочитанного
Оптимальное чтение
- Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.
- «Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность».
- (Грекова Т. А. «Развитие техники чтения у школьников 1-й ступени»).
Плохо читающие дети имеют:
- Снижение объема зрительной, слуховой памяти и внимания
- Нарушения оптико-пространственных представлений
- Несформированность фонематической системы языка
- Трудности слияния звуков в слоге, слогов в слова
- Трудности в понимании прочитанного
- Снижение темпа освоения навыком чтения
Процесс чтения
- Сначала ребенку нужно узнать букву, то есть проанализировать ее начертание и отличить ее от других похожих букв.
- После этого надо соотнести эту букву с тем звуком, который она обозначает, то есть прочитать ее.
- Затем нужно прочитать следующую букву, причем ребенок должен это сделать про себя, а вслух – произнести уже слог, то есть – синтезировать звуки в слоги.
- В дальнейшем от ребенка требуется аналогичным образом прочитать следующий слог, вспомнить предыдущий и в надлежащем порядке соединить эти слоги в слово – произнести слово целиком.
- Понять смысл слова
- Затем необходимо прочитать следующие слова предложения, одновременно удерживая в памяти всю последовательность уже прочитанных слов и понять смысл всего предложения.
Чтение слова
Чтение – это быстрое последовательное преобразование букв в слитно произносимые звуки. Когда чтение полностью сложилось, внешне произношение «сворачивается», и ребенок переходит к чтению «про себя», при котором звуки «произносятся мысленно». Точнее, мысленно «произносится» целые слова и фрагменты текста. Буквенный ряд практически мгновенно трансформируется в смысл. Полное понимание смысла прочитанного возможно лишь при чтении «про себя»
Психические основы письменной речи
Письменная речь – это сложный синтетический процесс, в котором одновременно принимают участие разные психические способности ребенка.
- Зрительное восприятие. Ребенок должен узнать букву. Различать буквы между собой. Иметь четкие графические образы звуков.
- Пространственное восприятие. Пространственное восприятие необходимо для ориентации на листе бумаги, для определения направления слева направо. С помощью пространственного восприятия ребенок различает буквы, отличающиеся расположением в пространстве своих частей. Р – Ь, П – Ц.
- Зрительное внимание Способность удерживать в поле зрения буквенный ряд, а также в определенной последовательности переключаться с одного зрительного объекта на другой (с буквы на букву.)
- Зрительная память. С ее помощью ребенок запоминает начертания букв и порядок их следования.
- Слуховое восприятие. Речевой слух. С его помощью ребенок различает между собой звуки речи.
- Слуховое внимание и память. Необходимы для удержания в памяти звукового ряда.
- Кинестетическое (мышечное) восприятие. С его помощь. Ребенок как бы «на ощупь» отличает произношение одного звука от другого.
- Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы звуков между собой. Эта способность позволяет ребенку:
- Правильно повторить услышанный звук;
- Определить, правильно ли он сам произнес тот или иной звук;
- Подобрать нужную букву к тому звуку, который он слышит;
- Правильно подобрать букву к тому звуку, который он произносит;
- Прочитать букву (подобрать артикуляцию и звук к графическому образу)
- Способность к языковому анализу и синтезу.
Она заключается в способности разлагать целостный фрагмент речи на составляющие его части (предложения, слова, слоги, звуки), и наоборот – составлять из разрозненных единиц речи связанные речевые конструкции. С помощью этой способности ребенок:
- Выделяет звук из слова или слога;
- Выделяет слог из слова;
- Выделяет слово из предложения;
- Соединяет звуки в слог.
- Составляет из слогов слово;
- Составляет из слов предложения.
- Нарушение процесса чтения
Где может произойти сбой
- Ребенок может не удерживать в своем внимании направление буквенного ряда – читать справа-налево, а также в случайном порядке перемещаться со строки на строку.
- Он может оказаться не в состоянии правильно выстроить взглядом последовательность букв в слове и в результате – путать буквы местами, перескакивать через букву, не замечая ее.
- Он может неправильно опознать букву, то есть спутать ее с другой.
- Ребенок может неправильно прочитать букву, то есть соотнести ее не с тем звуком, который она обозначает.
- Для ребенка может оказаться невозможным прочитать слог. Во-первых, ему может быть трудно удерживать в памяти последовательность получившихся звуков, во-вторых – у него может не получиться слитное произнесение слога.
- После того как ребенок прочитал второй слог, ему может быть трудно сохранить правильную последовательность слогов.
- Ребенок может забыть предшествующий слог
- Ребенок может не понять смысл слова из-за не ясного звукового образа слова.
- Даже если слово прочитано правильно ребенок может просто не понимать его значения.
- Сложно понять смысл предложения если смысл отдельных слов не понятен или не понятна грамматическая конструкция.
Коррекция
- Работа над зрительным восприятием
- Работа над пространственным восприятием
- Работа над зрительным вниманием и памятью
- Работа над слуховыми восприятием, вниманием, памятью.
- Работа над пониманием, расширение словаря
"Буксир”
- Суть упражнения "Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает "про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.
- Второй вариант упражнения "Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать "про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно "уловил” темп чтения, то "встретится” с ним на одном слове.
Многократное чтение
- Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.
Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: "Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста.И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе.Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится
Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки
- В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!
- Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств:
- Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);
- Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд).
- Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя).
«Губы»
- Одной из самых трудных задач в методике обучения динамическому чтениюявляется преодоление привычки сознательной или подсознательной артикуляции, стремление к озвучиванию читаемого текста.
- Исследования показывают, что для понимания смысла при чтении и запоминании информации вполне достаточно только видеть слово и передать его в зрительный образ, в анализатор мозга для обработки информации.
- При низкой скорости чтения все слова мысленно проговариваются. Чем выше скорость чтения, тем меньше слов проговаривается, тем больше слов воспринимается только глазами.
Чтение перевернутого текста
- Однажды мулла, пригласил школьного учителя покататься с ним по морю. Учитель, сидя в лодке спросил у Муллы: «Как ты думаешь, какая сегодня будет погода?» Мулла определил, откуда дует ветер, посмотрел на солнце, нахмурился и сказал: «Если ты МНЕ спрашиваешь, то у нас будет буря». Учитель сморщил нос и сделал замечание: «Мулла, ты что, никогда не учил грамматики? Нужно говорить не мне, а меня». Мулла, которого так отчитали, только пожал плечами и сказал: «Какое мне дело до грамматики?» Учитель был в отчаянии: «Ты не знаешь грамматики! Это значит, что половина твоей жизни пропала даром». Как и предсказывал Мулла, горизонт затянулся тучами, начался шторм. Тут Мулла спросил учителя: «Ты когда-нибудь учился плавать?» Учитель сказал: «Нет, зачем мне было учиться плавать?» Мулла, широко улыбаясь, сказал: «Тогда ты потерял всю свою жизнь: наша лодка того и гляди потонет».
Упражнения на зрительное восприятие
Чтобы быстро и правильно читать необходимо расширить поле зрения читающего.
Для реализации этой задачи мы постоянно используем счет по таблицам Шульте, рекомендованные Олегом Андреевым в книге «Быстрое чтение». Андреев предлагает считать по квадрату 25-40 минут в день про себя. Это эффективно для совершенствования навыков чтения у старшеклассников, студентов, взрослых.
Работа по таблицам Шульте
Счет по таблицам Шульте становится своеобразной «зубной щеткой» для поддержания функции переключаемости внимания в тонусе. Когда учащийся начинает укладываться в норматив, предлагаются варианты:
- Отыскать, назвать, показать четные от 2 до 24 туда и обратно
- Отыскать, назвать, показать нечетные от 1 до 25 туда и обратно
- Отыскать, назвать, показать нечетные по возрастающей, четные по убывающей.
- Отыскать, назвать, показать цифры с поворотом карточки на 900 , 1800.
Счет по таблицам Шульте становится своеобразной «зубной щеткой» для поддержания функции переключаемости внимания в тонусе. Когда учащийся начинает укладываться в норматив, предлагаются варианты:
- Отыскать, назвать, показать четные от 2 до 24 туда и обратно
- Отыскать, назвать, показать нечетные от 1 до 25 туда и обратно
- Отыскать, назвать, показать нечетные по возрастающей, четные по убывающей.
- Отыскать, назвать, показать цифры с поворотом карточки на 900 , 1800.
Упражнения на распознавание букв
- Чтение с закрытой нижней частью строки (1/3 чуть ниже пояска буквы н)
- Чтение с закрытой верхней частью строки
- Чтение с забелеными буквами
Данные варианты чтения развивают смысловую догадку, усиливают концентрацию внимания.
Один и тот же материал для анализа и чтения используется на нескольких занятиях с вариативными заданиями (разный шрифт, измененный ракурс).
Работа над пониманием текста
- Для реализации задач по уточнению, расширению и обогащению словаря в течении всего курса используется длительное (по определению детей «долгоиграющее») домашнее задание. Это вариант игры «любопытный» Садовниковой. Составляется предложение из четырех слов по вопросам кто? Что делает? Кому? Что? Каждое слово в предложении начинатся на одну и ту же букву. Например: Папа покупает Пети портфель. Мы усложнили условия игры:
- Используем все возможные варианты букв алфавита
- Используем наибольшее число словарных слов, предварительно уточнив их правописание и лексическое значение.
- Вот некоторые примеры составления предложений детьми:
- Г. Галактион готовил Глафире галушки.
- П. Пилот передает пассажиру парашют.
- О. Оформитель обрамляет Оле офорт.
- Б. Белка бередит батеньке бакенбарды.
- А. Агент адресовал адвокату анонимку.
- Д. Депутат дарит деревне дворец и т.д.