(812) 715-12-06, +7 901 315-12-06

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00VK

Александрова Т.В., педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района

Актуальность проблемы формирования зависимого поведения детей и подростков не вызывает сомнения. На смену “жестким” наркотикам пришли пиво, сигареты компьютер и телевизор. Следовательно, вопросы профилактики формирования зависимого поведения и сейчас являются одними из важнейших в воспитательной работе.

Для эффективного проведения профилактической работы необходимо понимание причин, приводящих к формированию зависимого поведения. Анализируя психологическую и педагогическую литературу по данному вопросу можно выделить 4 основные группы причин, приводящие к формированию зависимого поведения:

  • Отсутствие своевременной, возрастно-специфичной информации о причинах и последствиях употребления ПАВ.
  • Отсутствие критического мышления, позволяющее воспринимать новую, вызывающую интерес, информацию без должного контроля.
  • Отсутствие, или низкая степень развитости определенных свойств личности и социальных навыков таких как, уверенное поведение, бесконфликтное взаимодействие с взрослыми и сверстниками, позитивное самопринятие. Отсутствие подобных навыков делает ребенка уязвимым в критических ситуациях, и подталкивает к пробованию ПАВ.
  • Отсутствие ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Исходя из этих причин, можно определить основные направления осуществления профилактической работы :

  • Осуществление “информационного посредничества”.
  • Воспитание критического отношения к информации.
  • Воспитание человека ответственного за свое поведение.
  • Формирование ценности ЗОЖ.

Осуществление “информационного посредничества”.

Среди причин, приводящих к развитию аддиктивного поведения, немаловажную роль играет отсутствие информации или получение недостоверной, искаженной информации. Зачастую, первое пробование наркотических веществ, происходит только потому, что подросток не владеет информацией о том, что собой представляет это вещество, к каким медицинским и юридическим последствиям может привести его даже разовое употребление. Основным источником информации о наркотических веществах для подростка являются группа друзей-сверстников, которые в лучшем случае сами не обладают достоверной информацией, в худшем сознательно искажают ее, с целью вовлечения других в употребление ПАВ.

Было время, когда педагогам и специалистам в области медицинского просвещения казалось, что полное информирование школьников о том, какие бывают наркотики, как их употребляют и к каким последствиям это приведет, решит проблему повышенного любопытства. Однако такая работа не редко наоборот стимулировала интерес. Поэтому осуществление информационного посредничества необходимо проводить с соблюдением определенных правил:

  • Предоставлять объективную информацию исключительно о причинах и негативных последствиях употребления легальных и нелегальных наркотических веществ. В средней школе целесообразно вести разговор о воздействии компьютера, табака, вдыхания паров летучих соединений. В старшей школе о влиянии алкогольных напитков и сильных наркотических веществ. Для достижения профилактического эффекта важно, чтобы предоставляемая детям информация не вызывала чувство страха, так как она и обесценивается детьми, и сохраняется в памяти не долго, и действует только сразу после ее получения. Мнение, что предоставление информации только о негативных последствиях дает высокий профилактический эффект ошибочно, поскольку подростки живут реальным временем, не особо задумываясь о будущем, и не понимают почему, несмотря на очевидный вред наркотиков, множество людей стремятся их пробовать или употреблять. Наиболее важна для подростков информация о причинах употребления легальных и нелегальных наркотиков. Глазами подростка сложные отношения с товарищами, или противостояние давлению с их стороны и т. д. (то есть причины) для подростка смотрятся более актуально, чем больное сердце, инфекционные заболевания и не рожденные дети (то есть вредные последствия, которые наступят еще только через 10 – 15 лет). Понимание причин, позволяет подросткам осознать мотивы собственного поведения, осознать чувства, возникающие у них в этот момент и предугадать негативное развитие ситуации.
  • Предоставлять информацию о физиологических и нейропсихологических механизмах формирования зависимого поведения, что позволит подростку прогнозировать последствия первого шага к употреблению наркотических веществ.
  • Категорически отказаться от предоставления информации о способах приготовления и употребления наркотических веществ, от информации, описывающей позитивные переживания, связанные с их употреблением.

Воспитание человека, ответственного за свое поведение.

Исходя из анализа причин, приводящих к первому пробованию наркотических веществ называемых школьниками (желание не выделяться из толпы, одиночество, желание весело провести время с друзьями, желание легко и непринужденно общаться, низкое чувство собственного достоинства) можно предположить, что развитие определенных свойств личности может противостоять развитию аддиктивного поведения. К таким свойствам личности можно отнести ассертивность, стрессоустойчивость, коммуникабельность, волю (подразумевающая так же целеустремленность и умение делать выбор), уравновешенность, самодостаточность, умение рефлексировать, умение делать осознаный выбор и нести за него ответственность.

Рефлексия – вид творческой деятельности, направленной на осмысление своих собственных действий и законов, по которым они совершаются. Умение рефлексировать позволяет осознавать мотивы собственных поступков, тем самым повышает самоконтроль и, следовательно, способствовать формированию стрессоустойчивости.

Для принятия осознанного выбора человеку необходимы такие качества, как воля и целеустремленность. Осмысление цели, как правило, связано с борьбой мотивов, осознание последствий совершенного действия и ответственности за них. После осуществления выбора необходимо перейти к практическому выполнению принятого решения, что так же требует проявления воли и контроля над своими действиями.

Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно–психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и нравственные силы человека. Безвольный человек предпочитает подчиняться потребности в экономии своих сил, уступая своей лени. Такой человек легко внушаем. Волевой человек, наоборот, испытывает удовольствие от преодоления препятствий. Когда у человека возникает конфликт между разными мотивами, он принимает определенное волевое действие. Дети, обладающие развитой волевой сферой способны осуществлять здоровый выбор и, в соответствии с этим, выстраивать и корректировать свое поведение. Ассертивность – термин, произошедший от английского глагола assert – настаивать на своем, отстаивать свои права. Подросток, стремящийся завоевать авторитет в привлекательной для него компании, нередко, оказывается зависим от ценностей, признаваемых ею и становится жертвой манипуляций. В ситуациях давления со стороны группы ребенок либо подчиняется, даже не высказывая собственное мнение, либо отвечает подобными же манипуляциями и агрессией.

Коммуникабельность – умение легко входить в общение с другими. Данное качество способствует успешной социализации школьников и включает в себя, упоминаемые выше, ассертивность и самодостаточность.

Умение делать осознаний выбор и нести за него ответственность. Многие ребята, особенно в подростковом возрасте хотели бы принимать решения самостоятельно. Однако не многие понимают, что тот, кто принимает самостоятельное решение или делает самостоятельный поступок, несет за это полную ответственность. Воспитание рассмотренных качеств, приводит к развитию стрессоустойчивости и повышению уровня социальной адаптации подростков.

Будущее начинается сегодня – и то, что я делаю сегодня, формирует моё будущее завтра, потому что я привыкаю к такому образу жизни. Сегодня поступок – завтра судьба.

Дополнительный материал

«Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия». Определение Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

«Здоровье – это такое состояние духа, эмоционально-психологической и физиологической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, его талантов и способностей, для осознания им своей неразрывной связи с окружающим миром, своей ответственности за него» (Шаталова Г.С. «Философия здоровья»)

Почему человек совершает тот или иной поступок, чем можно объяснить поведение человека? Поведение человека представляет собой тесный сплав психических и физиологических процессов, которые происходят под контролем головного мозга. Нормальная жизнедеятельность организма возможна лишь при поддержании относительно постоянного состава внутренней среды. Нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизни и развития организма вызывает особое состояние, называемое потребностью.

Абрахам Маслоу (американский психолог) создал иерархическую модель потребностей человека, в соответствии с которой утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Порядок при этом таков

  1. Физиологические потребности (еде, отдыхе, физической целостности, тепле).
  2. Потребность в безопасности
  3. Потребность в любви и привязанности
  4. Потребность в признании и оценке
  5. Потребность в самоактуализации – реализация способностей и талантов.

Позднее Маслоу обнаружил, что личности, которые можно назвать самоактуализирующимися, имеют общие психологические черты:

  1. они многое знают о себе и не бояться себя
  2. уважают себя и других
  3. лишены высокомерия, доброжелательны и терпимы
  4. им присуща самодисциплина, и одновременно они любят непосредственность и веселость
  5. тонкий юмор, но не шутки, унижающие других людей.
  6. таких личностей привлекает все новое и неизвестное, они не перестают учиться у окружающих
  7. не зависимы в своих убеждениях
  8. способны отстаивать собственное мнение, даже если оно не совпадает с мнением большинства
  9. им не важны известность и власть – это форма самоутверждения тех, кто недостаточно уверен в себе

С точки зрения классического психоанализа, курение – своего рода остаточный сосательный рефлекс. Попыхивая сигаретой, мы как бы возвращаемся к самой милой пеленочной стадии собственного развития.

Современные психологи считают, что дым играет роль некой завесы, отгораживающей одного собеседника от другого. Мы выстраиваем этот «заборчик» - защиту совершенно неосознанно.

Кроме никотина в дыме табака содержится до 6000 самых различных компонентов, среди них более 30 ядовитых, все остальные вредные.

Статистика

  • курение убивает 6 человек в минуту
  • из 100 молодых людей, выкуривающих 20 сигарет в день 25 – умирают от болезней, связанных с курением
  • кожа курящей женщины средних лет на 40% тоньше, чем у некурящей сверстницы
  • тяжелее всего избавляются от табакозависимости те, кто начал курить в 16-20 лет
  • курение отрицательно сказывается и на успеваемости
  • рак у курящих людей возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих. Чем дольше человек курит, тем больше шансов умереть от этого тяжелого заболевания. Статистические исследования показали, что у курящих людей часто встречаются раковые опухоли и других органов – пищевода, желудка, гортани, почек.
  • Велика роль курения и в возникновении туберкулеза. Так, 95 из 100 человек, страдающих этой болезнью, к моменту начала заболевания курили.

«Мы не знаем той степени высоты, до которой достигли бы люди пьющие и курящие, если бы они не пили и не курили. Из того же, что люди, духовно сильные, подвергались принижающему действию одурманивающих веществ, все-таки произвели великие вещи, мы можем заключить только то, что они произвели бы еще больше, если бы они не одурманивались»
Л.Н. Толстой

Гомеостаз – (греческое) статус, неподвижный. Способность биологических систем сохранять относительное постоянство систем

Психологическое здоровье – саморегулируемость, возможность адекватного приспособления к неблагоприятным условиям. При этом предполагается не только возможность противостояния стрессовым ситуациям, но и способность использования стресса для самоизменения, для роста и развития.

Основной функцией психологического здоровья - это поддержание активного динамического баланса между организмом и средой во всех ситуациях, но в особенности в трудных, требующих мобилизации ресурсов личности.

Структура психологического здоровья. Она включает в себя три компонента

  • самоотношение
  • самопонимание (рефлексия)
  • саморазвитие

При этом все компоненты взаимообуславливают друг друга и находятся в постоянном взаимодействии.

Как подготовить ребенка, чтобы он был устойчив к стрессам. Стрессоустойчивость коррелирует с личностными факторами.

Три основные характеристики устойчивости:

  • контроль
  • самооценка
  • критичность

Экстерналы (от лат. внешний), видящие большинство событий как результат случайности, не связывающие их с личным участием, более подвержены стрессами.

Интерналы (от лат. внутренний) же обладают большим внутренним контролем, более успешно справляются со стрессом.

Самооценка здесь – это чувство, собственного предназначения и собственных возможностей.

  1. Люди с низкой самооценкой имеют более высокий уровень страха и тревожности.
  2. Они воспринимают себя как имеющих недостаточные способности, чтобы противостоять угрозе.

Как стиль воспитания влияет на самооценку ребенка

ТыДругиеСамооценка

+

-

завышенная

-

-

заниженная

(много агрессии)

-

+

заниженная

+

+

позитивная, адекватная

Способы изменения самооценки

СодержаниеПути выполнения

1

Постарайтесь более позитивно относиться к жизни

Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное

2

Относитесь к людям так, как они того заслуживают

Выискивайте в каждом человеке не недостатки, а достоинства

3

Относитесь к себе с уважением

Составьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые

4

Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе

Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе. Если да-то не откладывайте

5

Начинайте принимать решение самостоятельно

Помните, что не существует правильных и неправильных решений. Любые принятые вами решения вы всегда можете оправдать и обосновать

6

Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние

Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи. Имейте и любите свои «слабости»

7

Начинайте рисковать

Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика

8

Обретите веру: в человека, в обстоятельства и т. д.

Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных вопросов. Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону» и просто подождите

Следующее необходимое качество – это критичность. Она отражает степень важности для человека безопасности, стабильности и предсказуемости событий жизни.

Оптимальным является присутствие у человека равновесия между

  1. стремления к риску и стрмлением к безопасности
  2. тенденцией к изменением и сохранению стабильности
  3. допущение неопределенности и контроль событий

Только такое равновесие позволит человеку развиваться, изменяться с одной стороны и предотвращать саморазрушение.

Ведущей тенденцией формирования психологического здоровья у детей и подростков должно стать постепенное развитие у них стрессоустойчивости, т.е. возможности использовать стрессовые ситуации для положительных самоизменений.

Литература

  1. Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Издательство «Речь», 2006
  2. А.Л.Лихтарников, Е.Н.Чеснокова. Как разорвать замкнутый круг. Принципы и методы социально-психологической реабилитации подростков с асоциальным поведением. Программа подготовки к освобождению из воспитательной колонии. СПб.: «Доверие» - «PRI», 2004. – 274 с.
  3. Е.И.Николаева Психофизиологические, психологические и социальные механизмы формирования аддикции: учебное пособие. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена; Елец: ЕГУ им. И.А.Бауна, 2008. – 128 с.
  4. О.В.Хухлаева, Т.Ю.Кирилина, О.В.Федорова Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.-224 с. (Серия «Как стать психологом»)