+7 (812) 715-12-06VK

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00

Валайнис Н.А., педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района

Методы воспитания, применяемые в семье, детском саду, в школе – это поощрение и наказание. Оценивая детское поведение родитель, воспитатель/учитель или одобряет тот или иной поступок, или осуждает его, то есть поощряет или наказывает. Давая такую оценку, взрослые тем самым регулируют развитие личности ребенка, побуждая его к правильным поступкам.

Что такое наказание и что такое поощрение?

  • Наказание – это действия, целью которого является убрать нечто из поведения ребёнка, т.е. чтобы у ребёнка исчезла и не повторилась социально неприемлемая форма поведения.

Выделяют следующие виды наказания:

  1. э м о ц и о н а л ь н о - с л о в е с н о е
    • унижение достоинства: «дурак», «осёл», сумасшедший, дебил и т.п.
    • игнорирование потребностей: «получил двойку – гулять с друзьями не пойдёшь», «Я тебя не люблю, когда ты балуешься» и т.п.
    • изоляция от членов семьи: от матери, сестры/брата…
    • от социального окружения: от друзей, подруг, коллег…
    • в угрозе применить наказание:
  2. Вербальное наказание заключается в вызывании чувства стыда, вины, страха. При словесном наказании во многом важна интонация говорящего (даже не слова). Проводили эксперименты, когда мать сурово говорила ласковые слова и наоборот, гневные слова говорила нежным голосом. Реакции детей соответствовали тону голоса, а не содержанию слов, которые этот голос произносил (1978 г).
  3. Один из видов наказания — метод задержанного вознаграждения, при котором у ребенка отнимается приятное переживание из-за плохого поведения: «Ты не получишь конфету из-за плохого поведения (не будешь смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.)». Подобный вид наказания нарушает привычный образ жизни и снижает доверие между детьми и родителями, порождает ощущение досады и несправедливости.
  4. ф и з и ч е с к о е: пинки, шлепки, удары по подзатыльнику, порка, щипание, бросание в ребенка различных предметов, жестокое захватывание, избиение; когда родители оставляют ребенка одного в закрытом помещении, выгоняют из дома, угрожают и совершают иные жестокие физические действия в отношении ребёнка;
  • Поощрение (рассматриваем как подкрепление) – это действия, которые усиливают предыдущее поведение ребёнка.

Эффективность выработки навыка определяется не наказанием, а поощрением.

В основе поощрения лежит положительное подкрепление.

Формы поощрения могут быть самыми разными: нематериальные — приветливая улыбка, одобрительный взгляд, похвала, благодарность, признательность; награды — поездка за город, билеты в театр, цирк, посещение кинотеатра: подарки - игрушки, вещи, сладости. Главное, чтобы поощрение было адекватным поступку ребенка, его возрасту, интересам, склонностям, чтобы родители делали его искренно, не ожидая ответной благодарности и обязательного безупречного поведения в будущем.

Но…

  • Наказание всегда действенно и может не меняться
  • Поощрения – не всегда действенны. Поэтому для эффективности, поощрения должны быть разнообразными, необходимо их менять, варьировать виды и формы поощрения. Только тогда оно будет действенно.
  • Разнообразные слова поддержки будут иметь большое значение для ребенка.

Еще одним условием эффективности воспитания и обучения является то, что заканчивать те или действия следует всегда на фоне поощрения.

Если это условие нарушено и ребенку сегодня предъявляются требования, за которое он не получает поощрения (в виде похвалы или поглаживания), то он будет воспринимать это как наказание.

Наказание должно быть соразмерно проступку ребенка и целесообразно по форме. Продуктивной формой наказания считается та, которая заставляет ребенка задуматься над проступком, критически оценить собственное поведение.

Если родители постоянно применяют исключительно наказание (и словесное и физическое), оно перестает работать. Родители, которые систематически наказывают ребенка, обычно говорят: «Он не реагирует ни на что, кроме ремня. Он сам напрашивается на ремень. Мои родители били меня, и я вырос человеком». Родители практически никогда не говорят, что срываются на ребенке, когда им плохо. Они чувствуют бессилие и не знают, что делать. Ударить быстрее и легче, чем понимать и слушать, битье не требует размышления. Битьем легче показать другим, что они — ответственные родители, только дети им попались трудные.

Поощрение является способом выражения положительной оценки поведения ребенка. Вызывая положительные эмоции, поощрение способствует формированию позитивных качеств, таких как: чувство собственного достоинства, доброжелательность, дисциплинированность, чуткость, ответственность.

Наказание — очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности, поэтому можно рекомендовать родителям по возможности избегать применения наказания. Постоянное неотвратимое наказание лишает ребенка инициативы.

В самом крайнем случае можно допустить некоторые виды наказания, а именно: задержка удовольствия или развлечения, задержка карманных денег (если они выдаются), запрещение выходов с друзьями

«Кнут» и «Пряник» в системе воспитания должны быть сбалансированы.

Используя метафору К.Роджерса (1993), можно сказать: ухаживая за растением, садовник поливает его, удобряет, рыхлит почву вокруг, но не тянет за верхушку, чтобы оно поскорее выросло. Точно так же и с ребенком.

При воспитании мы должны готовить почву, но не тянуть постоянно нетерпеливо вверх.