Ершова М.В., педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района
У многих родителей возникает страх от мысли, что их ребенок может начать принимать наркотики.
Что следует делать:
- Выстраивайте доверительные отношения. Когда между родителем и ребенком есть доверие, ребенку не нужно будет искать кого-то, кто его поймет. Отсутствие доверия приводит к тому, что подросток «уходит» в асоциальную группу, туда, где, по его мнению, его точно поймут. К тому же при доверительных отношениях вам легче будет провести с подростком беседу на тему наркотических веществ. Без доверия ребенок вас слушать просто не станет;
- Будьте внимательным к своему ребенку, проявляйте заботу о его чувствах, помните, что переживания, которые для вас незначительны, для подростка могут быть весьма интенсивными;
- Старайтесь всегда найти время, чтобы выслушать вашего ребенка, оказать поддержку. Когда ребенок в семье чувствует, что он значим и любим, что он может попросить родителей о помощи и получит ее, ему не нужно будет искать поддержки на стороне, а также принимать наркотики, отрываясь от реальности гнетущего происходящего;
- Пытайтесь увлечь своего ребенка спортом, заинтересовать его победами и достижениями, мотивируя его этим на здоровый образ жизни. Займите его свободное время полезными делами, которые ему нравятся, но не ограничивайте сильно его общение со сверстниками, иначе подросток начнет бунтовать против вас;
- Развивайте в ребенке высокие моральные качества, для этого будьте сами примером. Если вы говорите ребенку о высоких жизненных ценностях, и при этом ведете себя противоположным образом, имейте ввиду, что ваши попытки хорошего воспитания обречены на провал;
- Планируйте вместе с ребенком его будущее, интересуйтесь кем он хочет стать, чем заниматься. Мечтайте вместе с ним, ставьте цели и помогайте ему достичь желаемого.
Что делать не следует:
- Ограничивать ребенка в прогулках и общении со сверстниками;
- Ставить много запретов;
- Подавлять и во всем контролировать;
- Не обращать внимания на потребности и желания;
- Решать все за ребенка;
- Излишне перегружать всевозможными кружками и секциями;
- Критиковать;
- Оскорблять и унижать.
Так же хорошим советом будет рассказать ребенку о наркотиках не в виде лекции, а в виде игры, например, под названием «Портрет наркомана» или «Наркоман в обществе», названия и правила игры можете придумывать сами, главное, чтобы в игре участвовали двое, дайте ребенку возможность высказать свое мнение и отношение к этому.
Главная задача первичной профилактики- формирование типа поведения молодежи, отвергающего применение психоактивных веществ с целью стойкого изменения состояния сознания , причем типа поведения в масштабах всего общества.
Какие существуют методы профилактики подросткового алкоголизма и наркомании? Это в первую очередь развитие тех черт характера, которые делают употребление ненужным и бессмысленным.
- Если человек в состоянии получать от жизни удовольствие,
- умеет уверенно общаться,
- справляться с неприятностями, решать проблемы,
- если он ставит себе определенные цели и активен в их достижении, то и потребности в алкоголе или наркотике у него не возникает.
Разговор с ребенком - это, прежде всего, двустороннее общение, без элементов морализаторства или нравоучений.
Не превращайтесь в учителя с указкой в руке, помните, вы друг, вы тот, кто желает добра, любящий и заботливый человек, тот, кто всегда рядом.
Несмотря на то, что каждый родитель по-своему подходит к разговору с детьми, есть общие, проверенные на практике рекомендации:
- Внимательно отнеситесь к выбору места и времени. Найдите подходящий момент, когда ребенок открыт, внимателен и не занят другим делом.
Поинтересуйтесь у ребенка, известно ли ему, что такое наркотики, знает ли он названия наркотиков.
Не удивляйтесь, если сын или дочь ответит положительно - просто примите это как должное.
- Расскажите ребенку, что наркомания – это болезнь, болезнь неизлечимая и смертельная, и единственный верный способ ее избежать – не допустить первого раза. Чаще всего дети соглашаются попробовать наркотик из-за боязни быть выброшенными из определенного круга общения, или из-за желания подражать, удержать контакты с ребятами, быть уважаемыми и не быть трусами. Многие соглашаются даже тогда, когда на самом деле не испытывают желания или искушения попробовать наркотик. Именно поэтому нужно научить ребенка твердо отказываться от наркотиков.
Сказать «нет» - это целая наука. Важно вместе с ребенком отыскать слова для отказа, чтобы в нужную минуту он не растерялся и вел себя уверенно.
- Объясните ребенку, что, отказывая, важно смотреть собеседнику в глаза. Зачем становиться жертвой? Пусть ваш ребенок старается остаться хозяином положения. Его голос должен быть твердым и уверенным. Ребенку нечего стесняться в данной ситуации и не надо испытывать неловкости. Он имеет право принимать решения, говорить «нет» и не чувствовать себя виноватым - просто помогите ему это осознать.
Попробуйте провести дома со своим сыном или дочерью подобного рода ролевой тренинг. Не отстраняйтесь, считая, что вам этого не нужно делать. Наивно предполагать, что у ваших детей никогда не возникнет ситуация первого предложения (если, конечно, вы не собираетесь всю жизнь держать их в клетке без права выхода в мир).
- «У меня аллергия», «А у меня сегодня еще встреча».
- можно сослаться на то, что наркотики на неё(него) очень плохо действуют или просто не нравится цвет или запах.
- «Нет, я не употребляю наркотики». Это ответ, который не требует объяснения и может звучать вслед за предложением любого вида наркотиков. На вопрос «Тебе слабо?» можно ответить так: «Мне слабо сидеть на игле всю оставшуюся жизнь».
- «Нет, спасибо. Мне надо идти на тренировку» «Я поддерживаю форму для спорта, …»,. Рациональное обоснование отказа не вызовет удивления у тех людей, которые предлагают попробовать наркотик. Это так же не вызовет у них особых опасений - они убедятся, что это не их жертва и очень быстро потеряют интерес.
- Спасибо, нет. Это не в моем стиле. Отстань!
- Почему ты ПРОДОЛЖАЕШЬ давить на меня, если я уже сказал(а) «НЕТ»? Наркотики меня не интересуют. Я иду кататься на роликах. Мне это интересней. Пойдем со мной?
- Если предложения повторяются, нужно предупредить: «Если ты еще раз предложишь мне наркотики, я перестану с тобой общаться».
- Если давление будет все настойчивее, нужно помнить, что всегда можно просто уйти
Обязательно поговорите с ребенком о мечтах и желаниях, объясните, что у наркомана мечты практически никогда не сбываются. Говорите о любви и взаимопонимании, ценностях, о подарках, которые приготовила для нас жизнь.
Объясните ребенку, что наркотики стоят очень дорого, что случайно найти их невозможно, что это поле деятельности наркобизнеса, который зарабатывает на этом колоссальные суммы.
- Еще один важный момент, который вы должны развить в своей беседе (после того, как обсудили стоимость наркотика): легальным путем заработать сумму, необходимую для наркотиков, практически невозможно (вы можете привести примеры, о которых читали в прессе). Поэтому наркомания напрямую связана с преступностью, в частности - с воровством.
Как правило, дети знают, что наркотики - это плохо, но не знают, почему, не задумываются о последствиях. Рассказывайте об этом - ненавязчиво, без попытки запутать, без назидательности. Придумывайте ролевые игры, предлагайте ребенку самому придумать способы отказа от наркотиков. Такие методы развивают фантазию ребенка, помогают выстраивать собственные жесткие и действенные барьеры, которые сработают в тот момент, когда ему будут предлагать попробовать наркотик.
СПЕЦИАЛИСТЫ ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ВОЗМОЖНОГО ПРИСТРАСТИЯ К НАРКОТИКАМ:
- резкое ухудшение поведения, изменение пищевых привычек, резкая смена друзей;
- частые случаи забывчивости, бессвязная речь, незаконченные фразы, абсурдные заявления;
- на фоне полного здоровья – расширение зрачков, покраснение глаз, кашель, насморк, рвота;
- частые и внезапные нарушения координации движений;
- резкие перемены настроения, причем эти перепады ни в коей мере не связаны с окружающей реальной действительностью (от депрессии к эйфории), или тонуса (от гиперактивности к сонливости и наоборот);
- полная утрата прежних интересов;
- частое упоминание наркотиков и соответствующей терминологии в разговорах и шутках;
- постоянное наличие денег или необъяснимое отсутствие, если вы их даете на какие-то покупки.
Ниже приведен список предметов, которыми обычно пользуются наркоманы:
- бумажки для самостоятельного скручивания сигарет или пачки сигарет, трубки и пинцеты, фильтры и проволочки для чистки трубки: все это применяется при употреблении марихуаны;
- зеркальце или стеклышко, маленькие бутылочки из-под лекарств, которые используются при употреблении кокаина;
- носки и тряпочки, пахнущие толуолом; жестяные банки и пустые тюбики из-под клея, бензина, нитрокраски, пустые баллончики из-под лака для волос; бумажные или пластиковые пакеты, пропитанные химическими запахами, которые остаются после употребления химикатов-ингалянтов;
- шприцы, закопченные ложки, старые пластиковые карточки, кусочки ваты, необходимые для внутривенного употребления наркотиков.
Отдельно взятый признак (симптом) может еще ни о чем не говорить, но несколько признаков, да еще систематически повторяющихся, достаточно определенно свидетельствуют о том, что ваш ребенок начал пробовать наркотики. Будьте внимательны и наблюдательны.