(812) 715-12-06, +7 901 315-12-06

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00VK

Ершова М.В., педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района

У многих родителей возникает страх от мысли, что их ребенок может начать принимать наркотики.

Что следует делать:

  • Выстраивайте доверительные отношения. Когда между родителем и ребенком есть доверие, ребенку не нужно будет искать кого-то, кто его поймет. Отсутствие доверия приводит к тому, что подросток «уходит» в асоциальную группу, туда, где, по его мнению, его точно поймут. К тому же при доверительных отношениях вам легче будет провести с подростком беседу на тему наркотических веществ. Без доверия ребенок вас слушать просто не станет;
  • Будьте внимательным к своему ребенку, проявляйте заботу о его чувствах, помните, что переживания, которые для вас незначительны, для подростка могут быть весьма интенсивными;
  • Старайтесь всегда найти время, чтобы выслушать вашего ребенка, оказать поддержку. Когда ребенок в семье чувствует, что он значим и любим, что он может попросить родителей о помощи и получит ее, ему не нужно будет искать поддержки на стороне, а также принимать наркотики, отрываясь от реальности гнетущего происходящего;
  • Пытайтесь увлечь своего ребенка спортом, заинтересовать его победами и достижениями, мотивируя его этим на здоровый образ жизни. Займите его свободное время полезными делами, которые ему нравятся, но не ограничивайте сильно его общение со сверстниками, иначе подросток начнет бунтовать против вас;
  • Развивайте в ребенке высокие моральные качества, для этого будьте сами примером. Если вы говорите ребенку о высоких жизненных ценностях, и при этом ведете себя противоположным образом, имейте ввиду, что ваши попытки хорошего воспитания обречены на провал;
  • Планируйте вместе с ребенком его будущее, интересуйтесь кем он хочет стать, чем заниматься. Мечтайте вместе с ним, ставьте цели и помогайте ему достичь желаемого.

Что делать не следует:

  • Ограничивать ребенка в прогулках и общении со сверстниками;
  • Ставить много запретов;
  • Подавлять и во всем контролировать;
  • Не обращать внимания на потребности и желания;
  • Решать все за ребенка;
  • Излишне перегружать всевозможными кружками и секциями;
  • Критиковать;
  • Оскорблять и унижать.

Так же хорошим советом будет рассказать ребенку о наркотиках не в виде лекции, а в виде игры, например, под названием «Портрет наркомана» или «Наркоман в обществе», названия и правила игры можете придумывать сами, главное, чтобы в игре участвовали двое, дайте ребенку возможность высказать свое мнение и отношение к этому.

Главная задача первичной профилактики- формирование типа поведения молодежи, отвергающего применение психоактивных веществ с целью стойкого изменения состояния сознания , причем типа поведения в масштабах всего общества.

Какие существуют методы профилактики подросткового алкоголизма и наркомании? Это в первую очередь развитие тех черт характера, которые делают употребление ненужным и бессмысленным.

  • Если человек в состоянии получать от жизни удовольствие,
  • умеет уверенно общаться,
  • справляться с неприятностями, решать проблемы,
  • если он ставит себе определенные цели и активен в их достижении, то и потребности в алкоголе или наркотике у него не возникает.

Разговор с ребенком - это, прежде всего, двустороннее общение, без элементов морализаторства или нравоучений.

Не превращайтесь в учителя с указкой в руке, помните, вы друг, вы тот, кто желает добра, любящий и заботливый человек, тот, кто всегда рядом.

Несмотря на то, что каждый родитель по-своему подходит к разговору с детьми, есть общие, проверенные на практике рекомендации:

  • Внимательно отнеситесь к выбору места и времени. Найдите подходящий момент, когда ребенок открыт, внимателен и не занят другим делом.
    Поинтересуйтесь у ребенка, известно ли ему, что такое наркотики, знает ли он названия наркотиков.
    Не удивляйтесь, если сын или дочь ответит положительно - просто примите это как должное.
  • Расскажите ребенку, что наркомания – это болезнь, болезнь неизлечимая и смертельная, и единственный верный способ ее избежать – не допустить первого раза. Чаще всего дети соглашаются попробовать наркотик из-за боязни быть выброшенными из определенного круга общения, или из-за желания подражать, удер­жать контакты с ребятами, быть уважаемыми и не быть трусами. Многие соглашаются даже тогда, когда на самом деле не испытывают желания или искушения попробовать наркотик. Именно поэтому нужно научить ребенка твердо отказываться от наркотиков.
    Сказать «нет» - это целая наука. Важно вместе с ребенком отыскать слова для отказа, чтобы в нужную минуту он не растерялся и вел себя уверенно.
  • Объясните ребенку, что, отказывая, важно смотреть собеседнику в глаза. Зачем становиться жертвой? Пусть ваш ребенок старается остаться хозяином положения. Его голос должен быть твердым и уверенным. Ребенку нечего стесняться в данной ситуации и не надо испытывать неловкости. Он имеет право принимать решения, говорить «нет» и не чувствовать себя виноватым - просто помогите ему это осознать.

Попробуйте провести дома со своим сыном или дочерью подобного рода ролевой тренинг. Не отстраняйтесь, считая, что вам этого не нужно делать. Наивно предполагать, что у ваших детей никогда не возникнет ситуация первого предложения (если, конечно, вы не собираетесь всю жизнь держать их в клетке без права выхода в мир).

  • «У меня аллергия», «А у меня сегодня еще встреча».
  • можно сослаться на то, что наркотики на неё(него) очень плохо действуют или просто не нравится цвет или запах.
  • «Нет, я не употребляю наркотики». Это ответ, который не требует объяснения и может звучать вслед за предложением любого вида наркотиков. На вопрос «Тебе слабо?» можно ответить так: «Мне слабо сидеть на игле всю оставшуюся жизнь».
  • «Нет, спасибо. Мне надо идти на тренировку» «Я поддерживаю форму для спорта, …»,. Рациональное обоснование отказа не вызовет удивления у тех людей, которые предлагают попробовать наркотик. Это так же не вызовет у них особых опасений - они убедятся, что это не их жертва и очень быстро потеряют интерес.
  • Спасибо, нет. Это не в моем стиле. Отстань!
  • Почему ты ПРОДОЛЖАЕШЬ давить на меня, если я уже сказал(а) «НЕТ»? Наркотики меня не интересуют. Я иду кататься на роликах. Мне это инте­ресней. Пойдем со мной?
  • Если предложения повторяются, нужно предупредить: «Если ты еще раз предложишь мне наркотики, я перестану с тобой общаться».
  • Если давление будет все настойчивее, нужно помнить, что всегда можно просто уйти

Обязательно поговорите с ребенком о мечтах и желаниях, объясните, что у наркомана мечты практически никогда не сбываются. Говорите о любви и взаимопонимании, ценностях, о подарках, которые приготовила для нас жизнь.

Объясните ребенку, что наркотики стоят очень дорого, что случайно найти их невозможно, что это поле деятельности наркобизнеса, который зарабатывает на этом колоссальные суммы.

  • Еще один важный момент, который вы должны развить в своей беседе (после того, как обсудили стоимость наркотика): легальным путем заработать сумму, необходимую для наркотиков, практически невозможно (вы можете привести примеры, о которых читали в прессе). Поэтому наркомания напрямую связана с преступностью, в частности - с воровством.

Как правило, дети знают, что наркотики - это плохо, но не знают, почему, не задумываются о последствиях. Рассказывайте об этом - ненавязчиво, без попытки запутать, без назидательности. Придумывайте ролевые игры, предлагайте ребенку самому придумать способы отказа от наркотиков. Такие методы развивают фантазию ребенка, помогают выстраивать собственные жесткие и действенные барьеры, которые сработают в тот момент, когда ему будут предлагать попро­бовать наркотик.

СПЕЦИАЛИСТЫ ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ ВОЗМОЖНОГО ПРИСТРАСТИЯ К НАРКОТИКАМ:

  • резкое ухудшение поведения, изменение пищевых привычек, резкая смена друзей;
  • частые случаи забывчивости, бессвязная речь, незаконченные фразы, абсурдные заявления;
  • на фоне полного здоровья – расширение зрачков, покраснение глаз, кашель, насморк, рвота;
  • частые и внезапные нарушения координации движений;
  • резкие перемены настроения, причем эти перепады ни в коей мере не связаны с окружающей реальной действительностью (от депрессии к эйфории), или тонуса (от гиперактивности к сонливости и наоборот);
  • полная утрата прежних интересов;
  • частое упоминание наркотиков и соответствующей терминологии в разговорах и шутках;
  • постоянное наличие денег или необъяснимое отсутствие, если вы их даете на какие-то покупки.

Ниже приведен список предметов, которыми обычно пользуются наркоманы:

  • бумажки для самостоятельного скручивания сигарет или пачки сигарет, трубки и пинце­ты, фильтры и проволочки для чистки труб­ки: все это применяется при употреблении марихуаны;
  • зеркальце или стеклышко, маленькие буты­лочки из-под лекарств, которые используют­ся при употреблении кокаина;
  • носки и тряпочки, пахнущие толуолом; жес­тяные банки и пустые тюбики из-под клея, бензина, нитрокраски, пустые баллончики из-под лака для волос; бумажные или плас­тиковые пакеты, пропитанные химическими запахами, которые остаются после употреб­ления химикатов-ингалянтов;
  • шприцы, закопченные ложки, старые пласти­ковые карточки, кусочки ваты, необходимые для внутривенного употребления наркотиков.

Отдельно взятый признак (симптом) может еще ни о чем не говорить, но несколько при­знаков, да еще систематически повторяющих­ся, достаточно определенно свидетельствуют о том, что ваш ребенок начал пробовать нарко­тики. Будьте внимательны и наблюдательны.