(812) 715-12-06, +7 901 315-12-06

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00VK

Валайнис Н.А., педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района

Возрастной период от 3 до 7 лет в психологии рассматривается как кульминация всего детского развития, оказывающая решающее воздействие на формирование характера.

Этот период важно пройти наиболее эффективно, для того, чтобы ребёнок был социально успешен, интеллектуально развит; чтобы не возникало сложностей в межличностном общении, в поведенческой, психоэмоциональной и познавательной сферах.

В дошкольном возрасте наблюдается несколько важных возрастных задач:

  1. Умение считаться с другими – формировать суждения и планировать действия с учетом интересов других:
    • задать вопрос, договориться со сверстником о встрече, обратиться за помощью, не мешать другим (4-6 лет), возраст «Почемучек»;
    • планировать свои действия с учетом интересов других, умение советоваться (6-8 лет).
  2. Рост независимости по отношению к родителям (воспитателям:
    • умение занять себя, развитие самостоятельности (4-6 лет)
  3. Занятия, направленные на развитие познавательных функций, приобретение умений и знаний, необходимых для функционирования в обществе:
    • работать на занятии совместно с другими детьми и проявлять активность (4-6 лет);
    • приобретать знания, умения и навыки в учебной деятельности (6-8 лет)
  4. Дружба – установление и поддержание дружеских контактов со сверстниками:
    • находить друг (друзей) среди детей своего и противоположного пола (4-6 лет);
    • поддерживать дружеские отношения, уметь дружить, считаться с мнением другого, уметь делиться с другим, сочувствовать другому (6-8 лет)
  5. Домашние обязанности – способность принять на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства и заботы о братьях и сестрах:
    • убирать свои вещи и игрушки (4-6 лет);
    • участвовать в домашних работах, заботиться о домашних животных, помогать младшим и другим членам семьи (6-8 лет)
  6. Пользование элементарными инфраструктурами – общественный транспорт, денежная система, средства коммуникации, средства для проведения свободного времени
    • включить и выключить телевизор, магнитофон, проигрыватель (4-6 лет);
    • пользоваться деньгами, общественным транспортом, телефоном, знать ценность денег (6-8 лет)
  7. Безопасность и здоровье – умение делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность для здоровья:
    • быть осторожным на улице и при обращении с бытовыми приборами, соблюдать осторожность в контактах со взрослыми (4-8 лет)

I. Особенности эмоциональной сферы

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.

II. Особенности структуры самосознания

Под самосознанием понимается совокупность психических процессов, посредством которых ребёнок осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складывается в определенный «образ Я».

При этом выделяют следующие структурные компоненты самосознания:

  1. осознание имени,
  2. половая идентификация,
  3. притязание на признание,
  4. временно'е осознавание,
  5. осознание прав и обязанностей.

III. Особенности общения

Общение со взрослыми:

  1. Для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др.);
  2. При обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставит задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;
  3. Взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;
  4. Ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.

Общение со сверстниками – это особая сфера социальной жизни ребенка, которая складывается позже, чем общение со взрослыми, и во многом определяется тем, как ребенок взаимодействует со старшими. Общение ребенка со сверстниками приводит к возникновению образа другого человека и параллельно - образа самого себя.

IV. Психосоциальное развитие

Психосоциальное развитие – процесс постоянного физического, психологического и социального роста ребенка, накопления новообразований, освоения социального пространства, определение в нем собственного места и положения, постоянно расширяющаяся сфера деятельности и социальных контактов со сверстниками, детьми других возрастов, взрослыми.

Игра

Основное противоречие дошкольного возраста и как следствие одна из задач развития – это то, что ребенок - дошкольник есть член общества, вне общества он жить не может. Основная его потребность - жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.
Как же осуществляется эта связь? Связь с окружающим миром осуществляется через единственную деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, включиться в них и действовать внутри этой модели, это сюжетно-ролевая игра.
Таким образом, ведущий тип деятельности игра. Игра – это освоение окружающего мира, это ознакомление с отношениями между людьми. Для гармоничного психологического развития ребенок должен играть.

Один из компонентов в структуре игры - правила.

Сказка

Помимо игры и изобразительной деятельности, в дошкольном возрасте деятельностью становится также восприятие сказки. Дошкольный возраст – это возраст сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

Зачем сказка? У детей существует потребность понять мир. Сказка удовлетворяет эту потребность.

Всякая сказка - это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в круг таких отношений, которых ребенок в реальной жизни может не замечать.

Рекомендации: Основная деятельность дошкольного возраста – это игра. Поэтому ребенок должен ИГРАТЬ и ребенку необходимо читать СКАЗКИ, т.к. и игра, и сказка позволяет ребенку знакомиться с окружающим миром, с героями и их взаимоотношениями.

Вывод: на протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития — от отделения себя от взрослого (Я сам) до открытия своей внутренней жизни, самосознания.