Мартынчик Е.И., учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района
Дети, обучающиеся в речевых группах отличаются. как правило. неусидчивостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью, снижением интереса, им присущи плохое усвоение учебного материала и, как следствие, необходимость постоянного стимулирования своей активности. Как же помочь ребенку с проблемами в речевом развитии внимательно слушать на занятии? С помощью каких средств заинтересовать его?
Американский психолог К. Роджерс [6] говорил: «Не так важно научить детей, как важно создать ситуацию, в какой ребенок просто не сможет не учиться и будет делать это с удовольствием».
Яркие, радостные впечатления откладываются в детях на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Логопедические аспекты программы в новых условиях образования выходят за рамки речевой коррекции и в ее традиционном понимании. На первый план выдвигается проблема совершенствования речи вообще, в том числе и исправления недостатков.
Взят курс на профилактику, компенсаторную и развивающую коррекцию. Составляя коррекционные программы необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности и потенциальные возможности учащихся. Основой любых достижений является системный подход во всех начинаниях, посильная нагрузка на каждого ребенка, учет его психофизического состояния и положительная мотивация, оценочная деятельность ребенка не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.
Очень трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интерес. В коррекционной работе желательно не употреблять слова «ты должен», «надо», а лучше заменить их на выражение «Давай поиграем!»
Д.Б. Эльконин [7] указывает на целесообразность и необходимость игровой деятельности в младшем школьном возрасте. Игра влияет на формирование всех психических процессов, от самых простых до самых сложных, в том числе и на формирование правильной речи, вызывает неподдельный интерес. Необходимо использовать дидактические игры, игры на развитие связной речи: «Расскажи о животном» (составить рассказ по плану), «Рисуем картинку» (составление рассказа по опорным словам), игры на формирование лексики и грамматики, словарного запаса, игры на формирование орфографической зоркости: «Письмо с ошибками», «Исправь ошибку». Эффективной формой развития и поддержания интереса является кукольный театр, его различные виды.
Применение кукольного театра в логопедической практике усиливает наглядность и тем самым повышает осознанность воспринимаемого материала, динамичность, яркость кукольных героев вызывает у детей различные эмоциональные переживания, что в свою очередь благотворно влияет на познавательную деятельность и обогащает чувственную основу Современные дети не умеют рассказывать русские народные сказки. не знают русского народного фольклора.
Актуальным становится использование в логопедической практике нейропсихологических приемов:
- -Метод тонирования гласного звука.
Экспериментальным путем установлено на какую часть тела в большей степени влияет тот или иной звук. Приведем для примера звуки. основанные на произнесении гласных. которые оказывают воздействие на различные органы [3].
- -И- колебания в голове
- -Э- глотка. гортань, щитовидная, паращитовидная железы
- -А- верхние доли легких
- -О- средняя часть груди
- -У- нижняя часть легких, сердца, печени, желудок
- - ОИ- сердце
Появляется возможность использования биоадекватных энергоинформационных стимуляторов звукопроизношения.
- Проекция «речевого здоровья» локализуется в участках ушной раковины и лица (полезен Аурикулярный массаж);
- Процесс речи стимулируется различными средствами пунктурной физиотерапии (пальцевый массаж, массажные коврики. массажные щетки, массажные мячи, аппликаторы Кузнецова);
- Нарушение энергетических процессов речи коррегируется также с помощью резонансных вибраций (метод ритмо-, изо-, цвето-, музыктерапии).
- Бесконтактные биоэнергетические способы разогревания артикуля-ционных мышц: тепловое излучение ладоней и пальцев рук ребенка и педагога
- Естественные вибрационные биостимуляторы (соартикулирование ребенка и педагога в позиции биозеркала)
Для формирования мотивации к речевой деятельности эффективным является использование метода наглядного моделирования. Применение пространственных моделей (Исхем звукового и слогового состава слова ,словесного состава предложения) в обучении детей младшего школьного возраста учит ребенка анализировать отображенную в модели действительность, выделять в ней главное и второстепенное, рассуждать. делать выводы. Подобные схемы и модели помогают приучить детей к наблюдениям за языком, повышают интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия. развивает внимание и память и способствуют формированию навыка овладения чтением.
Использование собственных компьютерных презентаций и готовых компьютерных программ «Игры для Тигры», «Гарфилд. Лексика и орфография», «Супердетки. Веселый диктант» также способствуют индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса, созданию психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.
Как учителям повышать учебную мотивацию школьников?
- Предоставление частичной свободы выбора.
- Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьника в процессе обучения.
- При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.
- Самый мощный стимул в обучении: «Получилось!». В конце урока можно предложить высказать предложения, выбирая начало фразы из рефлексии:
- -Сегодня я узнал…
- -Было интересно…
- -Я понял…
- -Теперь я могу…
- -Я научился…
- -У меня получилось…
- -Я смог…
- -Урок дал мне для жизни…
- -Мне захотелось…
- и т.д.
- Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.
- Для школьников важна сама личность учителя.
- Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые формы, юмористические минутки.
- Применение новых информационных технологий.
Мотивация к обучению не постоянная величина. Она меняется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы заинтересовать школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться, и очень досадно, что эти силы не всегда направлены на «математику или географию», но все можно изменить – в том числе сформировать у школьника желание учиться. Необходимо лишь направить ребенка, предоставив ему самостоятельность и развить понимание цели мотивационного воздействия.
Список литературы
- Асеев В.Г. «Мотивация, поведение и формирование личности» М., Мысль, 1976 г.
- Ванюхина Г. А. «Экстернат речевой культуры для дошкольников» М., Творческий центр, 2009 г.
- Гоникман Э. И. «Психосоматика в восточной медицине: Клиника. Акупунктура. Гомеопатия» М., Велигор, 2012 г.
- Калюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. «Мотивация познавательной деятельности» Л., 1972 г.
- Матюхина М. В. «Мотивация учения младших школьников» М., Педагогика, 1984 г.
- Роджерс К. «О Становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта» М., Прогресс, 1994 г.
- Эльконин Б.Д. «Детская Психология» М., Академия, 2007 г.