+7 (812) 715-12-06VK

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00

Мартынчик Е.И., учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района

Дети, обучающиеся в речевых группах отличаются. как правило. неусидчивостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью, снижением интереса, им присущи плохое усвоение учебного материала и, как следствие, необходимость  постоянного стимулирования своей активности.  Как же помочь ребенку с проблемами в речевом развитии  внимательно слушать на занятии? С помощью каких средств заинтересовать его?

Американский психолог  К. Роджерс [6]  говорил: «Не так важно научить детей, как важно создать ситуацию, в какой ребенок просто не сможет не учиться и будет делать это с удовольствием».

Яркие, радостные впечатления откладываются в детях на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Логопедические аспекты программы в новых условиях образования выходят за рамки речевой коррекции и в ее традиционном понимании. На первый план выдвигается проблема совершенствования речи вообще, в том числе и исправления недостатков.

Взят курс на профилактику, компенсаторную и развивающую коррекцию. Составляя коррекционные программы необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности и потенциальные возможности учащихся. Основой любых достижений является системный подход во всех начинаниях, посильная нагрузка на каждого ребенка, учет его психофизического состояния и положительная мотивация, оценочная деятельность ребенка не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.

Очень трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интерес. В коррекционной работе желательно не употреблять слова «ты должен», «надо», а лучше заменить их на выражение «Давай поиграем!»

Д.Б. Эльконин [7] указывает на целесообразность и необходимость игровой деятельности в младшем школьном возрасте. Игра влияет на формирование всех психических процессов, от самых простых до самых сложных, в том числе и на формирование правильной речи, вызывает неподдельный интерес. Необходимо использовать дидактические игры, игры на развитие связной речи: «Расскажи о животном» (составить рассказ по плану), «Рисуем картинку» (составление рассказа по опорным словам), игры на формирование лексики и грамматики, словарного запаса, игры на формирование орфографической зоркости: «Письмо с ошибками», «Исправь ошибку». Эффективной формой развития и поддержания интереса  является  кукольный театр, его различные виды.

Применение кукольного театра в логопедической  практике усиливает наглядность и тем самым повышает осознанность воспринимаемого материала, динамичность, яркость кукольных героев  вызывает у детей различные эмоциональные переживания, что в свою очередь благотворно влияет на познавательную деятельность и обогащает чувственную основу Современные дети не умеют рассказывать русские народные сказки.  не знают русского  народного фольклора.  

Актуальным становится использование в логопедической практике нейропсихологических приемов:

  • -Метод тонирования гласного звука.

Экспериментальным путем установлено на какую часть тела в большей степени влияет тот или иной звук. Приведем для примера звуки. основанные на произнесении гласных. которые оказывают воздействие на различные органы [3].

  • -И- колебания в голове
  • -Э- глотка. гортань, щитовидная, паращитовидная железы
  • -А- верхние доли легких
  • -О- средняя часть груди
  • -У- нижняя часть легких, сердца, печени, желудок
  • - ОИ- сердце

Появляется возможность использования биоадекватных энергоинформационных стимуляторов звукопроизношения.

  • Проекция «речевого здоровья» локализуется в участках ушной раковины и лица (полезен Аурикулярный массаж);
  • Процесс речи стимулируется различными средствами пунктурной физиотерапии (пальцевый  массаж, массажные коврики. массажные щетки, массажные мячи,  аппликаторы Кузнецова);
  • Нарушение энергетических процессов речи коррегируется также с помощью резонансных вибраций (метод  ритмо-, изо-, цвето-, музыктерапии).
  • Бесконтактные биоэнергетические способы разогревания артикуля-ционных мышц: тепловое излучение ладоней и пальцев рук ребенка и педагога
  • Естественные вибрационные биостимуляторы (соартикулирование ребенка и педагога в позиции  биозеркала)

Для формирования мотивации к речевой деятельности эффективным является использование  метода наглядного моделирования. Применение пространственных моделей (Исхем звукового и слогового состава слова ,словесного состава предложения) в обучении детей младшего школьного возраста учит ребенка анализировать отображенную в модели действительность, выделять в ней главное и второстепенное, рассуждать. делать выводы. Подобные схемы и модели помогают приучить детей к наблюдениям за языком, повышают интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия. развивает внимание и память и  способствуют формированию навыка овладения  чтением.

Использование собственных компьютерных презентаций  и готовых компьютерных программ «Игры для Тигры», «Гарфилд. Лексика и орфография», «Супердетки. Веселый диктант» также способствуют индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса, созданию психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

Как учителям повышать учебную мотивацию школьников?

  1. Предоставление частичной свободы выбора.
  2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьника в процессе обучения.
  3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.
  4. Самый мощный стимул в обучении: «Получилось!». В конце урока можно предложить высказать предложения, выбирая начало фразы из рефлексии:
    • -Сегодня я узнал…
    • -Было интересно…
    • -Я понял…
    • -Теперь я могу…
    • -Я научился…
    • -У меня получилось…
    • -Я смог…
    • -Урок дал мне для жизни…
    • -Мне захотелось…
    • и т.д.
  5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.
  6. Для школьников важна сама личность учителя.
  7. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые формы, юмористические минутки.
  8. Применение новых информационных технологий.

Мотивация к обучению не постоянная величина. Она меняется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы заинтересовать школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться, и очень досадно, что эти силы не всегда направлены на «математику или географию», но все можно изменить – в том числе сформировать у школьника желание учиться. Необходимо лишь направить ребенка, предоставив ему самостоятельность и развить понимание цели мотивационного воздействия.

Список литературы

  1. Асеев В.Г. «Мотивация, поведение и формирование личности» М., Мысль, 1976 г.
  2. Ванюхина Г. А. «Экстернат речевой культуры для дошкольников» М., Творческий центр, 2009 г.
  3. Гоникман Э. И. «Психосоматика в восточной медицине: Клиника. Акупунктура. Гомеопатия» М., Велигор, 2012 г.
  4. Калюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. «Мотивация познавательной деятельности» Л., 1972 г.
  5. Матюхина М. В. «Мотивация учения младших школьников» М., Педагогика, 1984 г.
  6. Роджерс К. «О Становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта» М., Прогресс, 1994 г.
  7. Эльконин Б.Д. «Детская Психология» М., Академия, 2007 г.