(812) 715-12-06, +7 901 315-12-06

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00VK

Мартынчик Е.И., учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района

Дети с тяжелой патологией речи  обычно имеют недоразвитие всей познавательной деятельности, в том числе страдают нарушением восприятия памяти, мышления. У них отмечается интеллектуальное отставание, которое является вторичным. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению.

Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, к тому же они импульсивны, долго не включаются в выполнение задания, а движения их хаотичны.[1]

Наблюдаемые у детей с тяжелыми нарушениями речи серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, отрицательно сказываются на их общении с окружающими.

Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у таких детей препятствует полноценному общению и налаживании контакта со сверстниками. Вследствие бедности, недостаточного запаса глагольного словаря, своеобразие, связанное с высказыванием, препятствует полноценному общению, установлению контакта со сверстниками. Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогической и монологической речи), особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.[3].

Детям с речевыми расстройствами свойственна пассивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению. Особенностями такой личности являются пониженный фон настроения, астенические черты, нередко ипохондричность, тенденция к ограничению социальных контактов. Им также присущи такие психопатические черты нестойкость интересов, неуверенность в себе, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, повышенная раздражительность, обидчивость.[5]

Одним из основных этапов формирования грамматически правильной устной и письменной речи у дошкольников является  работа по предупреждению дисграфи и дислексии.

Отсюда, настоящее время, важной проблемой остается профилактика нарушения письменной и устной речи. Современные дошкольники, как правило, умеют читать и писать. Недоразвитие устной речи и нарушения чтения и письма. безусловно, тесно взаимосвязаны. При патологии речи у детей наблюдаются: несформированность звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, что приводит к смешению сходных по звучанию звуков, нарушению звукового анализа и синтеза слова. Следствием этого у детей вызывает трудность воспроизведения звуковой стороны слова и соотнесение его с написанием.

Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении необходимо сформировать у детей четкое произношение всех звуков. Детям с речевой патологией легче выполнить задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде.

Для примера рассмотрим игру «Фотоглаз» (варианты 1 и 2)

Эту игру можно использовать как часть занятия с детьми школьного так и дошкольного возраста. Игра помогает детям выучить написание и узнавание букв и способствует развитию навыков чтения.

Цель игры: развитие зрительного внимания, сформированности представлений о написании той или иной буквы алфавита.

Оборудование: Карточка с 5-ью буквами из 2-х или 3-х  и более элементов.

mart 1
Рис 1. К игре «Фотоглаз» вариант 1.

Игра « Фотоглаз» вариант 1

Ход игры:

Детям предъявляется карточка с буквами из 2-х, 3-х, 4-х элементов. Далее идет работа по карточке с каждой строкой отдельно по вопросам:

  1. Назвать буквы в каждой строке в той последовательности как написано; (ребенок называет)
  2. Затем логопед называет какую-нибудь  букву из этой строки и просит назвать количество элементов в ее написании; (например, буква «К»- состоит из 3-х элементов) и так рассматривают все буквы в данной строке.
  3. Логопед просит назвать на карточке сначала количество гласных букв потом согласных.
  4. Детям предлагается назвать буквы, стоящие на 1-ом месте, на 2-ом месте т.д.
  5. Далее дается задание назвать только звонкие согласные буквы (напр. Н, Г).
  6. Потом - назвать только глухие согласные , (напр. Х, К)
  7. После такой работы по карточке детям предлагается посмотреть «сфотографировать глазами» буквы на карточке еще раз, но уже на время (дать 15-20 сек).

Затем карточка переворачивается и дети записывают буквы в тетрадь по памяти.

Буквы необходимо записать в той же последовательности, в какой они написаны. ( это основное условие в игре).

mart 2
Рис 2. Образы букв к игре «Фотоглаз» вариант 2.

Игра « Фотоглаз»  вариант 2

Ход игры:

На карточке буквы нарисованы в образах, например «Х» в образе ножниц; «О» - в образе бублика; «Р» - в образе флага; и т д.

Дети рассматривают буквы в течение 15-20 сек. запоминают их образы (например, букву «Я» - в образе человека. «О» -в образе бублика и т.д.) и зарисовывают образы этих букв в тетрадь. Количество образов-букв можно дать для запоминания в порядке возрастания (от 1-5 образа букв), потом усложняем задачу (от 1-10) и т.д.

Критерии оценки задания:

  1. все буквы запомнил и написал правильно -10 баллов.
  2. больше половины букв запомнил и написал правильно -5 баллов;
  3. меньше половины букв запомнил и написал правильно -3 балла;

Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и общим недоразвитием речи открывает пути к его предупреждению до того,  как ребенок поступает в школу . Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения должны осуществляться комплексно, обязательно  включая в образовательный  процесс  игровые  приемы, которые помогают  детям справляться с  проблемами в обучении.

Список использованной литературы:

  1. Каше Г.А. « Подготовка к школе детей с недостатками речи» М. Просвещение 1985 г.
  2. Полякова М.А. «Как научить ребенка читать и писать2 М.: Айрис-пресс, 2010
  3. Эдьконин Д.Б. « развитие устной речи и письма у учащихся « М.. 1998 г.
  4. Колесникова Е, В, « Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Издательство  « Ювента, 2009.
  5. Милостивенко Л.Г. «Методтические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей». СПб «Стройлеспечать» 1995 г.
  6. Виноградова А.Д.» Методика обследования готовности к школьному обучению». СПб.,1992 г.