(812) 715-12-06, +7 901 315-12-06

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00VK

Симурина М.В., социальный педагог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Факторы риска, способствующие увеличению случаев жестокого обращения с детьми (параметры характеристики ребенка или его семьи):

  • неполные, многодетные, приемные семьи;
  • низкий уровень жизни семьи, социальные проблемы, бытовая неустроенность (малообеспеченность, наличие безработных членов, отсутствие или стесненные квартирные условия и т. д.);
  • внутрисемейные отношения родителей;
  • антисоциальный способ жизнедеятельности семьи, где имеет место алкоголизм родителей, употребление наркотиков, проституция и т. д.;
  • низкий уровень педагогической культуры родителей;
  • традиционные методы воспитания с применением физических наказаний, использованием авторитарных принципов, избыточности дисциплинарных форм;
  • психическое нездоровье родителей, других членов семьи;
  • неумение взрослых управлять эмоциями в стрессовом состоянии;
  • нежеланный ребенок, или имеющий особенности физического, умственного развития, какие-либо девиации в поведении;
  • отягощенная наследственность ребенка;
  • психологические особенности ребенка;
  • кризисы данного детского возраста;
  • гиперактивность ребенка.

Виды жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Жестокое обращение с детьми можно условно разделить на 2 категории: острое и хроническое жестокое обращение с детьми.

К острому жестокому обращению с детьми относятся внезапно выявленные факты физического или сексуального насилия.

Физическое насилие нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие, физимческое и психическое здоровье. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов, вызывающих одурманивание» (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания - от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие - это действительно физическое нападение (истязание), оно пoчти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

  • убеждены, что физическое наказание является методом воспитания детей;
  • родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;
  • нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
  • родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
  • родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
  • дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

Признаками физического насилия над ребенком являются:

  • Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие).
  • Задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей).
  • Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

Характер повреждений при физическом насилии:

  • синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, жидкостями, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
  • ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
  • повреждения и переломы костей травматического характера, припухлость и болезненность суставов;
  • выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
  • участки облысения, кровоподтеки на голове;
  • повреждения внутренних органов травматического характера;
  • на голове - ретинальные геморрагии (кровоизлияния в глазное яблоко), участки облысения.

На неслучайный характер травм может указывать:

  • множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);
  • несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;
  • наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);
  • появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней.

Характерные особенности поведения родителей или законных представителей, по которым можно предположить физических мер воспитательного воздействия:

  • противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей и желание внести ясность в происшедшее;
  • обвинение в травмах самого ребенка;
  • позднее обращение или необращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
  • невнимание, отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;
  • отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
  • неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;
  • больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка;
  • неадекватность реакции на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;
  • рассказы о том, как их наказывали в детстве;
  • признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и др.).

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если в поведении ребенка присутствуют следующие признаки:

  • младший школьный возраст
  • отсутствие сопротивления пассивная реакция на боль;
  • болезненное отношение к замечаниям, критике;
  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
  • псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
  • негативизм, агрессивность;
  • лживость, воровство;
  • жестокость по отношению к животным;
  • склонность к поджогам;
  • стремление скрыть причину повреждения и травм;
  • одиночество, отсутствие друзей;
  • боязнь идти домой после школы;
  • подростковый возраст:
  • побеги из дома;
  • суицидальные попытки (попытки самоубийства);
  • делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение
  • употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств

Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми) - это: постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

К косвенным признакам психического насилия над ребенком относятся:

  • задержка физического и умственного развития;
  • нервный тик;
  • энурез;
  • печальный вид;
  • различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

К особенностям поведения ребенка при психическом насилии относятся:

  • беспокойство или тревожность;
  • нарушение сна;
  • длительно сохраняющееся подавленное состояние;
  • склонность к уединению;
  • агрессивность;
  • чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
  • угрозы или попытки самоубийства;
  • неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
  • плохая успеваемость;
  • низкая самооценка;
  • нарушение аппетита;

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:

  • Нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;
  • Оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
  • Постоянное сверхкритичное отношение к нему;
  • Негативная характеристика ребенка;
  • Отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;
  • Перекладывание на него ответственности за неудачи взрослых;
  • Открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку;

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) характеризуется проявлением невнимания к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Признаки отсутствия заботы о ребенке:

  • • задержка в росте, не набирает подходящего веса или теряет вес;
  • • ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
  • • нет прививок, нуждается в экстренных услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);
  • • не ходит в школу, прогуливает занятия или приходит на них слишком рано и уходит из школы слишком поздно;
  • • устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

Сексуальное насилие или развращение – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком с его согласияили без такового в сексуальные действия для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

  • не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;
  • можетнеосознаватьзначениесексуальныхдействийвсилу функциональной незрелости;
  • не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий.

Сексуальноенасилие является преступлением и встречается во всех слояхобщества,причемзначительночаще,чемпринятосчитать.

К косвенным признакам наличия сексуального насилия над ребенком относятся:

повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевры, повреждение кожи груди, бедер, расширение ануса, следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях, заболевания, передающиеся половым путем, беременность, повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей, резкие изменения веса (потеря или прибавление), вагинальные кровотечения, психосоматические расстройства.

Особенности поведения детей, по которым можно заподозрить возможное насилие по отношению к ребенку, носящее сексуальный характер:

  • Дети младшего школьного возраста:
  • низкая успеваемость;
  • замкнутость, стремление к уединению;
  • изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя);
  • ухудшение взаимоотношений со сверстниками;
  • несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
  • стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости;
  • ночные кошмары;
  • страхи;
  • регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для более младшего возраста);
  • несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;
  • несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
  • беспричинные нервно-психические расстройства;
  • Дети старшего школьного возраста, подростки:
  • депрессия;
  • побеги из дома или институциональных учреждений;
  • низкая самооценка;
  • угрозы или попытки самоубийства;
  • сексуализированное поведение;
  • употребление наркотиков или алкоголя;
  • проституция или беспорядочные половые связи;
  • жалобы на боли в животе.

Данная форма насилия из всех его видов, как показывает анализ, известна в гораздо меньшей степени, заслуживая более глубокого рассмотрения для принятия мерпрофилактического характера, выработки настороженности и тактики соответствующего поведения у родителей, самих детей, специалистов. Требуется расширения знаний педагогических работников в данной области, т.к. физическое и сексуальное насилие часто скрывается детьми. Специалисты образовательного учреждения должны владеть информацией о формах насилия, знать их признаки, а также поведенческие и психологические индикаторы для своевременного выявления случаев жестокого обращения с детьми. В основе работы оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, лежит своевременная комплексная помощь семье - организация работы со случаем, социальный патронаж семей.