+7 (812) 715-12-06VK

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00

Александрова Т.В., педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района

Цель: Познакомить учащихся с понятием «конфликт»; дать представление о различных стилях разрешения конфликта и о конструктивных способах разрешения конфликтов.

Конфликт - явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов, потребностей одного человека. В последнем случае говорят о внутреннем конфликте.

Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Они могут ожидать нас при встрече с новым человеком или новой ситуацией. В какой-то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой. Хотя чаще всего конфликтную ситуацию мы переживаем как серьезную неприятность.

Конфликтология – это наука, изучающая причины возникновения, развитие и разрешение конфликтов.

Знание основ конфликтологии необходимо для каждого человека, так как оно помогает:

  • избежать конфликты там, где это возможно;
  • правильно относиться к конфликту;
  • управлять конфликтом
  • эффективно разрешать конфликты

Виды конфликтов

  1. Внутриличностные
  2. Межличностные
  3. Внутригрупповые (социальные) (10 минут)

Упражнение «Ассоциации» (5 минут)

Ребята перечисляют ассоциации, которые у них вызывает слово «конфликт». Все ассоциации записываются на доске.

Получившиеся ассоциации в идеале должны показать, что у конфликта есть две стороны - негативная и позитивная. Если конфликт ассоциируется только с неприятностями, можно привести примеры типа «в споре рождается истина», а также истории из серии «один мальчик…», в которых конфликт привел к позитивным последствиям.

Нет развития без конфликта. Внутриличностные конфликты в периоды возрастных кризисов. Межличностные конфликты как результат развития отношений.

Упражнение «Кулак» (10 минут)

Ребята предлагается разбиться на пары, один из партнеров сжимает кулак. Задача второго – разжать кулак партнера любыми средствами (за исключением болевых воздействий). По истечении 5 минут участники меняются ролями независимо от того, достигнут ли результат.

В ходе упражнения формулируются основные способы поведения в конфликте:

  • соперничество
  • компромисс
  • избегание
  • приспособление
  • сотрудничество

Самостоятельная работа (Закрепление материала) (5 минут)

Представьте, что вы оказались в следующей ситуации: вы собрались посмотреть по телевизору фильм, о котором много слышали, а мама в это время хочет смотреть передачу по другой программе При условии, что телевизор в семье один). Прочитайте варианты поведения, возможные в предложенной ситуации, и определите, о какой стратегии идет речь.

1 – соперничество,  2 – сотрудничество,  3 – компромисс,  4 – избегание, 5 – приспособление.

Варианты поведения

Стратегии

Предлагаете сначала посмотреть фильм до середины, а потом половину передачи, которая интересует маму

1 2 3 4 5

Поворачиваетесь и уходите в свою комнату

1 2 3 4 5

Говорите с угрозой, что разобьете телевизор и пойдете смотреть фильм к другу (подруге)

1 2 3 4 5

Соглашаетесь с мамой и смотрите ее передачу

1 2 3 4 5

Договариваетесь, что смотрите фильм сейчас, а мама интересующую ее передачу завтра «в повторе»

1 2 3 4 5

Конструктивное разрешение конфликта. (5 минут)

Правило 1.В конфликте нет победителей.

Правило 2.Расскажите своему оппоненту, что вы чувствуете в данной ситуации с помощью Я-высказываний.

Я-высказывания начинаются с местоимения «я» («мне», «меня»). Далее следует описание чувств, например, «меня раздражает, когда люди ведут себя подобным образом»

Правило 1. Помните: в конфликте не бывает победителей, всегда проигрывают две стороны.

Будда сказал: «Истинная победа та, когда никто не чувствует себя побежденным».

Поэтому нет смысла высчитывать, кто больше виноват, а кто больше прав. Конфликтующие люди часто производят чрезвычайно неприятное впечатление: искаженное лицо, сверкающие глаза, жесткие упреки, унижения и оскорбления. Как говорят японцы, они «теряют лицо», проявляя злость, гнев, раздражение. Отважиться на первый шаг к примирению и не занимать позу «оскорбленного самолюбия» - значит показать силу своего характера и самоуважения.

Правило 2. Расскажите своему оппоненту, что вы чувствуете в данной ситуации. Немало конфликтов между людьми осложняются наличием невысказанных мыслей и чувств. Иногда одно только сообщение о них позволяет наладить ситуацию. Необходимо лишь сделать это в форме «Я-высказывания».

«Я-высказывание» - это способ сообщения информации о ваших собственных чувствах, переживаниях мыслях без оскорбления или осуждения того, к кому вы обращаетесь. С помощью «Я-высказывания» вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. Таким образом, он не обвиняется, не осуждается. Ваш оппонент не будет чувствовать себя припертым к стенке, и следовательно, у него не будет необходимости обострять конфликт.

«Я-высказывание» начинается с местоимения «я» («мне», «меня»). Далее следует описание чувств, потом называется причина в форме безличного предложения, так как безличная форма нейтральна. Например: «Меня раздражает, когда люди ведут себя подобным образом» или «Меня раздражает, когда ты, Иванов, ведешь себя подобным образом». Сравните, какое высказывание менее обидно? (или «Мне не нравится, когда во время урока меня отвлекают», а он на это ответит: «Ну и что». Тем не менее вы все равно чувствуете себя спокойнее, потому что, во-первых, вы сказали о том, чем вы не довольны, а во-вторых, сделали это не обижая своего соседа. То есть ему не захочется сказать в ответ: «Сама такая и еще хуже».

А теперь поговорим о вас и о вашем классе в контексте нашей темы как не ссориться. Как быть дружным коллективом? Дружба важна сама по себе, ибо она должна быть в идеале естественной средой обитания каждого из вас, а с другой стороны, она является инструментом развития личности. Ведь только в дружеской атмосфере, когда ребенок чувствует поддержку друзей и товарищей, у него появляются возможности самораскрытия, которые, как катализатор, ускоряют все процессы личностного роста.

Упражнение «Объявление «Ищу друга»

Ребятам предлагается написать объявление «Ищу друга», в котором рассказать о себе и описать человека, которого ты хотел назвать другом. Какими качествами ты хотел, чтобы он обладал, что умел делать, чем интересовался.

В завершении упражнения на доске выписываются основные черты человека, которого хотелось назвать другом.

Дружба главный показатель здоровья коллектива. Она возникает в процессе совместной деятельности. И от каждого из вас зависит насколько процесс обучения в ваше классе будет эффективным.