Быкова Л.В., педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района
Человек становится тем, что он есть благодаря делу, которое он делает своим.
К. Ясперс
Выбор профессии – задача очень ответственная. От ее решения будет многое зависеть. Каждый человек хочет выбрать наиболее интересную, престижную и высокооплачиваемую профессию. Но часто мы принимаем необдуманные решения. Не имея точной и достоверной информации про ту или иную профессию, легко ошибиться, отдав предпочтение в пользу неподходящей вам сферы деятельности. Огромное количество выпускников учебных заведений не могут найти работу по выбранной ними специальности, более половины выпускников ВУЗов Санкт-Петербурга вынуждены работать не по специальности.
Как отмечает Е. А. Климов[1], “выбор профессии, как и любая ситуация, связанная с умением делать выбор, является сложным образованием в структуре личности. Компоненты, выступающие в качестве факторов — движущих сил профессионального самоопределения, находятся в тесной связи и взаимовлиянии друг на друга. Умение принимать решения и делать выбор требует от человека определенного уровня зрелости». Большое влияние на выбор профессии старшеклассниками оказывают родители, а не понимание собственных личностных особенностей, интересов и способностей.
Для того, чтобы грамотно выбрать профессию, выпускник школы должен обладать значительным объемом информации: знать целый мир профессий, предмет и цели труда, уметь выделять, понимать основные требования профессии к человеку, ориентироваться как и где получать выбранную профессию, хорошо понимать собственные интересы, профессиональные склонности и способности и использовать эти знания в построении профессионального плана.
Зрелость выбора, в отличие от романтического или случайного, предполагает, осознание выпускником свои жизненных целей и планов, точную оценку возможностей для их реализации.
Е. А. Климов выделяет следующие основные затруднения и ошибки при выборе профессии
- Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного островка в мире профессий. Это порождает ощущение «фатальности» выбора. Когда неудачный выбор может перечеркнуть всю жизнь. На самом деле вся жизнь — это постоянно чередующиеся выборы (по Д. Съюперу).
- Предрассудки чести, когда некоторые профессии считаются «постыдными», предназначенными для людей «второго сорта». Данная проблема сложна, но надо понимать, что каждый труд важен для общества.
- Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей.
- Перенос отношения с человека — представителя той или иной профессии — на саму профессию. Например, у подростка есть знакомый взрослый — прекрасный человек, занимающийся наукой. И тогда подросток начинает думать, что все ученые — прекрасные люди.
- Увлечение какой-то внешней или какой-то частной стороной профессии. Например, в профессии турагента привлекает возможность путешествовать, но при этом не учитывается, что у турагента много работы, характеризующейся с высокой коммуникативной нагрузкой и ведением базы данных. Выбирая, необходимо учитывать все разнообразные характеристики будущей профессии.
- Отождествление школьного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей).
- Неверные или устаревшие представления о характере труда (содержании профессии)
- Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности
- Незнание или недооценка своих физических особенностей и недостатков, существенных при выборе профессии.
- Незнание основных действий, операций и порядка их выполнения при решении, обдумывании задачи о выборе профессии.
Выбор профессии обязательно включает развитие способности к познанию и пониманию себя, своих индивидуально-психологических особенностей и черт.
Самопознание и самоанализ, структурирование информации о самом себе помогают нам понять, что мы есть (его личные и физические свойства), что мы можем (его способности и дарования) и сформулировать для себя, чего мы хотим (цели, планы, мечты).
Понимание себя как будущего профессионала позволит быть готовым в будущем к профессиональному саморазвитию, сознательному планированию карьеры, успешной адаптации к меняющимся условиям.
Профессиональное самоопределение - это самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической ситуации.
Где получить необходимую информацию. Полезные ссылки:
- Национальное аккредитационное агентство в сфере образования (Росаккредагентство) http://www.nica.ru/
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://obrnadzor.gov.ru
- «Российское образование. Федеральный портал» http://www.edu.ru
- Журнал «Куда пойти учиться» https://www.ucheba.ru/kpu
- Официальный информационный портал единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru
- Атлас новых профессий http://atlas100.ru
- Учёба.ру: всё о высшем и профессиональном образовании в Санкт-Петербурге и России https://spb.ucheba.ru/
[1] Основоположник профориентации в России, автор классификации профессии,стадий развития профессионала, опросника профессиональных склонностей. Е.А. Климов Психология профессионального самоопределения. М. «Академия», 2010. Е.А.Климов Как выбирать профессию.М:Просвещение,1990