+7 (812) 715-12-06VK

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00

Быкова Л.В., педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района

Человек становится тем, что он есть благодаря делу, которое он делает своим.
К. Ясперс

Выбор профессии – задача очень ответственная. От ее решения будет многое зависеть. Каждый человек хочет выбрать наиболее интересную, престижную и высокооплачиваемую профессию. Но часто мы принимаем необдуманные решения. Не имея точной и достоверной информации про ту или иную профессию, легко ошибиться, отдав предпочтение в пользу неподходящей вам сферы деятельности. Огромное количество выпускников учебных заведений не могут найти работу по выбранной ними специальности, более половины выпускников ВУЗов Санкт-Петербурга вынуждены работать не по специальности.

Как отмечает Е. А. Климов[1], “выбор профессии, как и любая ситуация, связанная с умением делать выбор, является сложным образованием в структуре личности. Компоненты, выступающие в качестве факторов  — движущих сил профессионального самоопределения, находятся в тесной связи и взаимовлиянии друг на друга. Умение принимать решения и делать выбор требует от человека определенного уровня зрелости». Большое влияние на выбор профессии  старшеклассниками  оказывают родители, а не понимание собственных личностных особенностей, интересов и способностей.

Для того, чтобы  грамотно выбрать про­фес­сию,  выпускник школы  должен обладать зна­чительным объемом информации: знать целый мир профессий, предмет и цели труда, уметь выделять, понимать основные требова­ния профессии к человеку,  ориентироваться как и где получать выбранную профессию, хорошо понимать собственные интересы, профессиональные склонности и способности и использовать эти знания в построении профессионального плана.­

Зрелость  выбора, в отличие от романти­ческого или случайного, предполага­ет,  осознание выпускником  свои жиз­ненных  целей и планов, точную  оценку  возможностей для их реализации.

Е. А. Климов выделяет следующие основные затруднения и ошибки при выборе профессии

  1. Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного островка в мире профессий. Это порождает ощущение «фатальности» выбора. Когда неудачный выбор может перечеркнуть всю жизнь. На самом деле вся жизнь — это постоянно чередующиеся выборы (по Д. Съюперу).
  2. Предрассудки чести, когда некоторые профессии считаются «постыдными», предназначенными для людей «второго сорта». Данная проблема сложна, но надо понимать, что каждый труд важен для общества.
  3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей.
  4. Перенос отношения с человека — представителя той или иной профессии — на саму профессию. Например, у подростка есть знакомый взрослый — прекрасный человек, занимающийся наукой. И тогда подросток начинает думать, что все ученые — прекрасные люди.
  5. Увлечение какой-то внешней или какой-то частной стороной профессии. Например, в профессии турагента  привлекает возможность   путешествовать,  но при этом  не учитывается, что у  турагента много  работы, характеризующейся  с  высокой коммуникативной нагрузкой и ведением базы данных. Выбирая, необходимо учитывать все разнообразные характеристики будущей профессии.
  6. Отождествление школьного предмета с профессией (или плохое различение этих реальностей).
  7. Неверные или устаревшие представления о характере труда (содержании профессии)
  8. Неумение разобраться, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности
  9. Незнание или недооценка своих физических особенностей и недостатков, существенных при выборе профессии.
  10. Незнание основных действий, операций и порядка их выполнения при решении, обдумывании задачи о выборе профессии.

Выбор  профессии обязательно   включает  развитие  способности к познанию и пониманию себя,  своих индивидуально-психологических особенностей и черт.

Самопознание и самоанализ, структурирование информации о самом себе помогают  нам понять, что мы  есть (его личные и физические свойства), что  мы  можем (его способности и дарования) и сформулировать для себя, чего  мы хотим (цели, планы, мечты).

Понимание себя как будущего профессионала позволит  быть готовым в будущем к профессиональному саморазвитию, сознательному планированию карьеры, успешной адаптации к меняющимся условиям.

Профессиональное самоопределение - это самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической ситуации.

Где получить необходимую информацию. Полезные ссылки:

  • Национальное аккредитационное агентство в сфере образования (Росаккредагентство) http://www.nica.ru/
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://obrnadzor.gov.ru
  • «Российское образование. Федеральный портал» http://www.edu.ru
  • Журнал «Куда пойти учиться» https://www.ucheba.ru/kpu
  • Официальный информационный портал единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru
  • Атлас новых профессий http://atlas100.ru
  • Учёба.ру: всё о высшем и профессиональном образовании в Санкт-Петербурге и России https://spb.ucheba.ru/

[1] Основоположник профориентации в России, автор классификации профессии,стадий развития профессионала, опросника профессиональных склонностей. Е.А. Климов Психология профессионального самоопределения. М. «Академия», 2010.  Е.А.Климов Как выбирать профессию.М:Просвещение,1990