Александрова Т.В., педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района
Существует очень устойчивое мнение, поддерживаемое рядом периодических изданий, что буквально с каждым годом в нашем городе (стране, мире) рождается все больше детей с различными патологиями. Особенно «везет с рекламой» патологиям неврологическим. Они якобы ширятся и множатся прямо-таки с неукротимой быстротой, и некоторые особенно бульварные газетки и журнальчики очень полюбили кидать на обложку броские заголовки типа «Здоровых детей в Санкт-Петербурге больше нет» или «Грядет поколение уродов!». В чем-то их, газетки и журнальчики, конечно, можно понять, так как очень высока конкуренция в издательском мире. Да и объективные поводы для тревоги есть. Но внимательный читатель должен подходить ко всем этим «откровениям» с большой осторожностью. И не стоит раньше времени паниковать. Вот почему.
- В последние два десятилетия ушедшего века кардинальным образом изменилась и усовершенствовалась диагностика неврологических заболеваний у детей раннего возраста. В дополнение к традиционному неврологическому молоточку появились и вошли в широкую практику новые методы исследования, такие как ультразвуковая диагностика, томография, сонография. Исходя из этого можно предположить, что многие неврологические дефекты новорожденных и детей раннего возраста раньше просто не диагностировались, а следовательно, не попадали в статистику. То есть было меньше не больных, а диагнозов.
- Появились новые группы лекарственных препаратов, которые улучшают кровоснабжение мозга, стимулируют обучение и память, мягко влияют на другие высшие интегративные функции головного мозга. При этом они обладают минимумом побочных эффектов. Естественно, практикующие специалисты применяют их в более широком диапазоне случаев. Ребенок с минимальными нарушениями, которой двадцать и даже десять лет назад остался бы вообще без лечения (или назначения ограничились бы массажем и приемом витаминов), сейчас получает лекарственную терапию (например, какой-нибудь препарат из группы ноотропов, оказывающий позитивное нейрометаболическое действие).
- Расхожий газетно-журнальный тезис о том, что вот, мол, раньше была прекрасная экология, все ели натуральные продукты, жили на природе и потому были здоровы, как космонавты, не выдерживает элементарной критики. Не следует забывать о том, что еще 159 лет назад средняя продолжительной жизни в России была около 40 лет (в основном за счет колоссальной смертности детей раннего возраста). Возвращаясь к психоневрологии, стоит также вспомнить, что в каждой небольшой русской деревне был свой «дурачок», «расслабленный» и несколько просто «слабых умом», причем это были уже выросшие персонажи. А сколько их отобралось «естественным отбором» в период младенчества и раннего детства! Так что рассказы о древних благословенных временах, когда все были умны и здоровы, это всего лишь один из вариантов легенды о молочных реках с кисельными берегами и т.д. (1 с.28)
Итак, как же обстоят дела в действительности?
Актуальность изучения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется высокой распространенностью данного заболевания и высокой степенью социальной дезадаптацией возникающей на его фоне. Отечественные данные о распространенности СДВГ:
- Н.Н. Заваденко и соавт.(2005), показывают, что из общего числа обследованных московских школьников признаки СДВГ отмечаются у 7,6% детей;
- Результаты сравнительных эпидемиологических исследований, проведенных И.П.Брязгуновым и Е.В. Касаткиной (2001, 2002), показывают, что в г.Москве СДВГ встречался в 18% случаев, в г.Шатуре – в 15% случаев, в г.Владимире – в 17% случаев.
- Результаты различных эпидемиологических исследований западных ученых говорят о существенном разбросе данных о распространении заболевания от 4 – 12%.
Столь широкий разброс значений объясняется применением различных диагностических критериев и отсутствием единообразия в составе изучаемых групп.
СДВГ в 3-4 раза чаще встречается у лиц мужского пола. Относительное преобладание СДВГ среди мальчиков объясняются рядом причин:
- влиянием генетических факторов;
- более высокой уязвимостью плодов мужского пола по отношению к различным воздействиям;
- большей степенью специализации больших полушарий мозга у мальчиков по сравнению с девочками, что обусловливает меньший резерв компенсаторных возможностей при поражении систем мозга, обеспечивающих высшую нервную деятельность.
- кроме этого, у мальчиков СДВГ регистрируют чаще по причине их агрессивного поведения, а невнимательность у девочек гораздо реже сопровождается деструктивным поведением.
СДВГ встречается у детей во всех социально-экономических группах. При этом ряд авторов отмечает, что несколько чаще СДВГ фиксируется в малообеспеченных слоях населения. Данный факт можно объяснить тем, что социальные факторы чаще вызывают сопутствующие поведенческие проблемы криминального характера. Также СДВГ более распространен в регионах с повышенной плотностью населения.
Клинические проявления заболевания определяются тремя основными симптомокомплексами: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.
- Невнимательность. Говоря о СДВГ чаще всего имеют в виду повышенную отвлекаемость и снижение концентрации внимания у таких детей.
- Гиперактивность. Под гиперактивностью у детей с СДВГ обычно понимают повышенную двигательную (моторную) активность. Родители жалуются «кажется, что к ребенку подключили мотор». В отличие от просто энергичных детей активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер.
- Импульсивность. Под импульсивностью понимают невозможность контроля над своими импульсами. Импульсивные дети не могут дождаться своей очереди при игре. В учебной ситуации у таких детей наблюдается «импульсивный стиль работы»: они выкрикивают ответы на уроке, не отвечая на них полностью, прерывают других учеников или учителя. Из-за импульсивности дети часто попадают в опасные ситуации не задумываясь о последствиях. Склонность к риску становиться причиной травм и несчастных случаев. Импульсивность часто сочетается с агрессивным и оппозиционным поведением.
Ряд исследователей полагает, что в случае гипердинамического синдрома мы имеем дело только с последствиями родовой травмы. Другие считают, что наряду с возможной травмой имеются и нарушения биохимического баланса в центральной нервной системе. Группа петербургских врачей выдвигает предположение, что ключ к этому распространенному заболеванию лежит в нарушении кровообращения головного мозга.
Нейроанатомические изменения при СДВГ поражают в основном связи между фронтальной корой и базальными ганглиями с преимущественной локализацией в правом полушарии. Изучение мозгового метаболизма при СДВГ с помощью томографии показало уменьшение метаболической активности в лобных областях головного мозга. Предполагается, что выявленные нейроанатомические и гемодинамические нарушения могут обусловить снижение тормозного контроля двигательной активности, обеспечиваемого, главным образом, лобной корой и хвастатым ядром.
Для родителей и педагогов гораздо важнее не высоконаучная терминология специалистов. Им важно понять, что именно происходит с ребенком, которому поставили диагноз гипердинамический синдром. Попробуем объяснить.
- По тем или иным причинам мозг ребенка (как правило, новорожденного) получил слабые повреждения, то есть часть клеток мозга попросту не функционирует.
- Нервные клетки, как известно, не восстанавливаются, но сразу же после травмы другие, здоровые нервные клетки начинают постепенно брать на себя функции потерпевших, то есть сразу начинается процесс восстановления.
- Одновременно идет процесс нормального возрастного развития ребенка. Он учится сидеть, ходить, говорить и т.д. И на процесс восстановления, и на процесс нормального возрастного развития нужна энергия. Следовательно, с самого начала нервная система нашего ребенка с гипердинамическим синдромом работает с двойной нагрузкой.
- При возникновении стрессовых ситуаций, длительного напряжения (например, подготовка к годовой контрольной работе или тестированию в престижную гимназию) или после соматических заболеваний у гипердинамического ребенка может наступить ухудшение неврологического состояния, усиливаться нарушение поведения и проблемы с обучением.
- В нервной системе есть два основных процесса – возбуждение и торможение. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. Именно поэтому у нашего ребенка трудности с концентрацией, произвольным вниманием и регулированием своей активности.
- При благополучном развитии событий рано или поздно функции всех пораженных клеток будут «разобраны» другими, здоровыми клетками, нужные связи восстановлены (обычно это происходит к 14-15 годам). Процесс «восстановления хозяйства» завершен, и ребенок (подросток) ничем более не отличается от своих здоровых сверстников. На научном языке этот процесс называется реконвалесценция (обратное развитие) синдрома.
Упр. Характерные особенности поведения различных категорий детей
(см. в конце текста)
Ну и что с этим делать?
- Общепринятым является положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, психотерапевтические методы, и индивидуальный подход в школе.
- Они больше чем другие дети нуждаются в позитивном подкреплении своих успехов.
- В четкой формулировке требований к ним, поэтапность (постановка целей перед ребенком и медленного приближения к ним).
- Режим дня (что дисциплинирует и помогает ребенку получить опыт в организации своего времени и прстранства)
- Практически все окружающие гипердинамического ребенка люди (родители, учителя, даже одноклассники) пребывают в неизбежной уверенности, что ребенок вполне может избавиться от всех проблем и недостатков, попросту «взяв себя в руки», «собравшись» и т.д. К сожалению, они ошибаются.
- Некоторое время каждый гипердинамический ребенок будет соответствовать ожиданиям окружающих его людей, «напрягать волю», «следить за собой» и выполнять другие, столь же ценные советы. Постепенно, однако и он, и другие убеждаются в том, что никаких успехов все это не приносит. Более того, чем больше ребенка стыдят и ругают, тем хуже у него идут дела. Н.с. ГД ребенка, и без того работающая с перегрузом, получает дополнительную нагрузку.
Далее ситуация может развиваться несколькими путями:
- ребенок опускает руки и попросту плюнуть на мнение окружающих. Он идет на улицу, где его сверстники восхищаются его безбашенностью, желанием самоутвердиться, активностью.
- другой ребенок с более слабым здоровьем начинает много и разнообразно болеть соматическими заболеваниями.
- третий ребенок самый сильный и мужественный, несмотря на все трудности продолжает бороться за место под солнцем, пытаясь хоть как-нибудь приспособиться к обстоятельствам, в которых как будто бы специально все против него. Иногда у него что-то получается - он становится форвардом школьной футбольной команды, или певцом в школьном ансамбле, или «великим химиком», или записным школьным юмористом, или просто классным шутом. Все это, как правило, делается вопреки воле семьи и педагогического коллектива. Но когда место найдено, все вздыхают с облегчением – проявление синдрома резко идут на убыль.
При организации учебной деятельности важно помнить:
- о необходимости смены деятельности
- Включение творческих заданий
- дети с СДВГ часто любят что-либо делать своими руками
- Работа с эмоциональным состоянием ребенка
«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком
- Отвлечь ребенка от его капризов.
- Предложить выбор ( другую возможную в данный момент деятельность).
- Задать неожиданный вопрос.
- Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
- Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
- Не приказывать, а просить (но не заискивать).
- Выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
- Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
- Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
- Не настаивать на том ,чтобы ребенок во чтобы то ни стало принес извинения.
- Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).
ЛИТЕРАТУРА
- Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография. – СПб.: Речь,2007
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.
- Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. - СПб.: Издательство «Речь», 2006
Выслушайте своего ребенка
Найдите сегодня время
И выслушайте, что пытается сказать вам ребенок.
Выслушайте его сегодня, как бы ни были заняты,
Или он не захочет выслушать вас.
Узнайте о его проблемах,
Узнайте о его нуждах,
Празднуйте с ним его маленькие триумфы,
Хвалите его за подвиги,
Выслушивайте его болтовню,
Смешите его,
Выясняйте с ним, в чем дело,
Интересуйтесь, что будет потом,
Но каждый вечер говорите, что любите его.
И даже браня ребенка,
Не забывайте его поддержать.
И говорите: «Все в порядке!
Завтра все будет прекрасно»,
Найдите сегодня время
И выслушайте, что пытается сказать вам ребенок.
Выслушайте его сегодня, как бы ни были заняты,
И тогда он вернется, чтобы выслушать вас.
(Чери Фуллер «Подбери ключ к обучению своего ребенка». Минск, 1998)
Характерные особенности поведения различных категорий детей
РЕБЕНОК
- излишне говорлив
- продуктивно работает по пооперационным картам
- отказывается от коллективной игры
- чрезмерно подвижен
- имеет высокие требования к себе
- не понимает чувств и переживаний других людей
- ощущает себя отверженным
- любит ритуалы
- имеет низкую самооценку
- часто ругается со взрослыми
- создает конфликтные ситуации
- отстает в развитии
- чрезмерно подозрителен
- вертится на месте
- совершает стереотипные механические движения
- контролирует свое поведение
- чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
- сваливает вину на других
- беспокоен в движениях
- имеет соматические проблемы: боли в животе, головные боли
- часто спорит со взрослыми
- суетлив
- кажется отрешенным, безразличным к окружающему
- любит заниматься головоломками, мозаиками
- теряет контроль над собой
- отказывается выполнять просьбы
- импульсивен
- плохо ориентируется в пространстве
- часто дерется
- имеет отсутствующий взгляд
- часто предчувствует «плохое»
- самокритичен
- не может адекватно оценить свое поведение
- имеет мускульное напряжение-увлекается коллекционированием
- имеет плохую координацию движений
- опасается вступать в новую деятельность
- часто специально раздражает взрослых
- задает много вопросов, но редко дожидается ответов
- робко здоровается
- годами играет в одну и туже игру
- мало и беспокойно спит
- говорит о себе во 2-м и 3-м лице
- толкает, ломает, крушит все кругом
- чувствует себя беспомощным
- задевает и роняет предметы
- завистлив, мстителен
- избегает прямых взглядов
- ведет себя однообразно
- раздражителен
- легко отвлекается
- часто страдает головными болями, спазмами
- винит других в своих ошибках
- стремится разозлить маму, воспитателей
- избегает общения со взрослыми
- боится потерять над собой контроль
- имеет хорошую механическую память
- думает, что он не хуже других
- не хочет разлучаться с родителями
- имеет низкий уровень эмпатии
- неуклюж
- избегает общения с детьми
- часто сердится и отказывается что-либо делать