+7 (812) 715-12-06VK

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00

Александрова Т.В., педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района

Существует очень устойчивое мнение, поддерживаемое рядом периодических изданий, что буквально с каждым годом в нашем городе (стране, мире) рождается все больше детей с различными патологиями. Особенно «везет с рекламой» патологиям неврологическим. Они якобы ширятся и множатся прямо-таки с неукротимой быстротой, и некоторые особенно бульварные газетки и журнальчики очень полюбили кидать на обложку броские заголовки типа «Здоровых детей в Санкт-Петербурге больше нет» или «Грядет поколение уродов!». В чем-то их, газетки и журнальчики, конечно, можно понять, так как очень высока конкуренция в издательском мире. Да и объективные поводы для тревоги есть. Но внимательный читатель должен подходить ко всем этим «откровениям» с большой осторожностью. И не стоит раньше времени паниковать. Вот почему.

  1. В последние два десятилетия ушедшего века кардинальным образом изменилась и усовершенствовалась диагностика неврологических заболеваний у детей раннего возраста. В дополнение к традиционному неврологическому молоточку появились и вошли в широкую практику новые методы исследования, такие как ультразвуковая диагностика, томография, сонография. Исходя из этого можно предположить, что многие неврологические дефекты новорожденных и детей раннего возраста раньше просто не диагностировались, а следовательно, не попадали в статистику. То есть было меньше не больных, а диагнозов.
  2. Появились новые группы лекарственных препаратов, которые улучшают кровоснабжение мозга, стимулируют обучение и память, мягко влияют на другие высшие интегративные функции головного мозга. При этом они обладают минимумом побочных эффектов. Естественно, практикующие специалисты применяют их в более широком диапазоне случаев. Ребенок с минимальными нарушениями, которой двадцать и даже десять лет назад остался бы вообще без лечения (или назначения ограничились бы массажем и приемом витаминов), сейчас получает лекарственную терапию (например, какой-нибудь препарат из группы ноотропов, оказывающий позитивное нейрометаболическое действие).
  3. Расхожий газетно-журнальный тезис о том, что вот, мол, раньше была прекрасная экология, все ели натуральные продукты, жили на природе и потому были здоровы, как космонавты, не выдерживает элементарной критики. Не следует забывать о том, что еще 159 лет назад средняя продолжительной жизни в России была около 40 лет (в основном за счет колоссальной смертности детей раннего возраста). Возвращаясь к психоневрологии, стоит также вспомнить, что в каждой небольшой русской деревне был свой «дурачок», «расслабленный» и несколько просто «слабых умом», причем это были уже выросшие персонажи. А сколько их отобралось «естественным отбором» в период младенчества и раннего детства! Так что рассказы о древних благословенных временах, когда все были умны и здоровы, это всего лишь один из вариантов легенды о молочных реках с кисельными берегами и т.д. (1 с.28)

Итак, как же обстоят дела в действительности?

Актуальность изучения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется высокой распространенностью данного заболевания и высокой степенью социальной дезадаптацией возникающей на его фоне. Отечественные данные о распространенности СДВГ:

  • Н.Н. Заваденко и соавт.(2005), показывают, что из общего числа обследованных московских школьников признаки СДВГ отмечаются у 7,6% детей;
  • Результаты сравнительных эпидемиологических исследований, проведенных И.П.Брязгуновым и Е.В. Касаткиной (2001, 2002), показывают, что в г.Москве СДВГ встречался в 18% случаев, в г.Шатуре – в 15% случаев, в г.Владимире – в 17% случаев.
  • Результаты различных эпидемиологических исследований западных ученых говорят о существенном разбросе данных о распространении заболевания от 4 – 12%.

Столь широкий разброс значений объясняется применением различных диагностических критериев и отсутствием единообразия в составе изучаемых групп.

СДВГ в 3-4 раза чаще встречается у лиц мужского пола. Относительное преобладание СДВГ среди мальчиков объясняются рядом причин:

  • влиянием генетических факторов;
  • более высокой уязвимостью плодов мужского пола по отношению к различным воздействиям;
  • большей степенью специализации больших полушарий мозга у мальчиков по сравнению с девочками, что обусловливает меньший резерв компенсаторных возможностей  при поражении систем мозга, обеспечивающих высшую нервную деятельность.
  • кроме этого, у мальчиков СДВГ регистрируют чаще по причине их агрессивного поведения, а невнимательность у девочек гораздо реже сопровождается деструктивным поведением.

СДВГ встречается у детей во всех социально-экономических группах. При этом ряд авторов отмечает, что несколько чаще СДВГ фиксируется в малообеспеченных слоях населения. Данный факт можно объяснить тем, что социальные факторы чаще вызывают сопутствующие поведенческие проблемы криминального характера. Также СДВГ более распространен в регионах с повышенной плотностью населения.

Клинические проявления заболевания определяются тремя основными симптомокомплексами: невнимательностью, гиперактивностью  и импульсивностью.

  • Невнимательность. Говоря о СДВГ чаще всего имеют в виду повышенную отвлекаемость и снижение концентрации внимания у таких детей.
  • Гиперактивность. Под гиперактивностью у детей с СДВГ обычно понимают повышенную двигательную (моторную) активность. Родители жалуются  «кажется, что к ребенку подключили мотор». В отличие от просто энергичных детей активность у детей с СДВГ носит бесцельный характер.
  • Импульсивность. Под импульсивностью понимают невозможность контроля над своими импульсами. Импульсивные дети не могут дождаться своей очереди при игре. В учебной ситуации у таких детей наблюдается «импульсивный стиль работы»: они выкрикивают ответы на уроке, не отвечая на них полностью, прерывают других учеников или учителя. Из-за импульсивности дети часто попадают в опасные ситуации не задумываясь о последствиях. Склонность к риску становиться причиной травм и несчастных случаев. Импульсивность часто сочетается с агрессивным и оппозиционным поведением.

Ряд исследователей полагает, что в случае гипердинамического синдрома мы имеем дело только с последствиями родовой травмы. Другие считают, что наряду с возможной травмой имеются и нарушения биохимического баланса в центральной нервной системе. Группа петербургских врачей выдвигает предположение, что ключ к этому распространенному заболеванию лежит в нарушении кровообращения головного мозга.

Нейроанатомические изменения при СДВГ поражают в основном связи между фронтальной корой и базальными ганглиями с преимущественной локализацией в правом полушарии. Изучение мозгового метаболизма при СДВГ с помощью томографии показало уменьшение метаболической активности в лобных областях головного мозга. Предполагается, что выявленные нейроанатомические и гемодинамические нарушения могут обусловить снижение тормозного контроля двигательной активности, обеспечиваемого, главным образом, лобной корой и хвастатым ядром.

Для родителей и педагогов гораздо важнее не высоконаучная терминология специалистов. Им важно понять, что именно происходит с ребенком, которому поставили диагноз гипердинамический синдром. Попробуем объяснить.

  1. По тем или иным причинам мозг ребенка (как правило, новорожденного) получил слабые повреждения, то есть часть клеток мозга попросту не функционирует.
  2. Нервные клетки, как известно, не восстанавливаются, но сразу же после травмы другие, здоровые нервные клетки начинают постепенно брать на себя функции потерпевших, то есть сразу начинается процесс восстановления.
  3. Одновременно идет процесс нормального возрастного развития ребенка. Он учится сидеть, ходить, говорить и т.д. И на процесс восстановления, и на процесс нормального возрастного развития нужна энергия. Следовательно, с самого начала нервная система нашего ребенка с гипердинамическим синдромом работает с двойной нагрузкой.
  4. При возникновении стрессовых ситуаций, длительного напряжения (например, подготовка к годовой контрольной работе или тестированию в престижную гимназию) или после соматических заболеваний у гипердинамического ребенка может наступить ухудшение неврологического состояния, усиливаться нарушение поведения и проблемы с обучением.
  5. В нервной системе есть два основных процесса – возбуждение и торможение. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. Именно поэтому у нашего ребенка трудности с концентрацией, произвольным вниманием и регулированием своей активности.
  6. При благополучном развитии событий рано или поздно функции всех пораженных клеток будут «разобраны» другими, здоровыми клетками, нужные связи восстановлены (обычно это происходит к 14-15 годам). Процесс «восстановления хозяйства» завершен, и ребенок (подросток) ничем более не отличается от своих здоровых сверстников. На научном языке этот процесс называется реконвалесценция (обратное развитие) синдрома.

Упр. Характерные особенности поведения различных категорий детей

(см. в конце текста)

Ну и что с этим делать?

  1. Общепринятым является положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, психотерапевтические методы, и индивидуальный подход в школе.
  2. Они больше чем другие дети нуждаются в позитивном подкреплении своих успехов.
  3. В четкой формулировке требований к ним, поэтапность (постановка целей перед ребенком и медленного приближения к ним).
  4. Режим дня (что дисциплинирует и помогает ребенку получить опыт в организации своего времени и прстранства)
  5. Практически все окружающие гипердинамического ребенка люди (родители, учителя, даже одноклассники) пребывают в неизбежной уверенности, что ребенок вполне может избавиться от всех проблем и недостатков, попросту «взяв себя в руки», «собравшись» и т.д. К сожалению, они ошибаются.
  6. Некоторое время каждый гипердинамический ребенок будет соответствовать ожиданиям окружающих его людей, «напрягать волю», «следить за собой» и выполнять другие, столь же ценные советы. Постепенно, однако и он, и другие убеждаются в том, что никаких успехов все это не приносит. Более того, чем больше ребенка стыдят и ругают, тем хуже у него идут дела. Н.с. ГД ребенка, и без того работающая с перегрузом, получает дополнительную нагрузку.

Далее ситуация может развиваться несколькими путями:

  1. ребенок опускает руки и попросту плюнуть на мнение окружающих. Он идет на улицу, где его сверстники восхищаются его безбашенностью, желанием самоутвердиться, активностью.
  2. другой ребенок с более слабым здоровьем начинает много и разнообразно болеть соматическими заболеваниями.
  3. третий ребенок самый сильный и мужественный, несмотря на все трудности продолжает бороться за место под солнцем, пытаясь хоть как-нибудь приспособиться к обстоятельствам, в которых как будто бы специально все против него. Иногда у него что-то получается - он становится форвардом школьной футбольной команды, или певцом в школьном ансамбле, или «великим химиком», или записным школьным юмористом, или просто классным шутом. Все это, как правило, делается вопреки воле семьи и педагогического коллектива. Но когда место найдено, все вздыхают с облегчением – проявление синдрома резко идут на убыль.

При организации учебной деятельности важно помнить:

  1. о необходимости смены деятельности
  2. Включение творческих заданий
  3. дети с СДВГ часто любят что-либо делать своими руками
  4. Работа с эмоциональным состоянием ребенка

«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком

  1. Отвлечь ребенка от его капризов.
  2. Предложить выбор ( другую возможную в данный момент деятельность).
  3. Задать неожиданный вопрос.
  4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
  5. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
  6. Не приказывать, а просить (но не заискивать).
  7. Выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
  8. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
  9. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
  10. Не настаивать на том ,чтобы ребенок во чтобы то ни стало принес извинения.
  11. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Мурашова Е.В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»: Гиподинамический и гипердинамический синдром. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005
  2. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография. – СПб.: Речь,2007
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.
  4. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. - СПб.: Издательство «Речь», 2006

Выслушайте своего ребенка

Найдите сегодня время
И выслушайте, что пытается сказать вам ребенок.
Выслушайте его сегодня, как бы ни были заняты,
Или он не захочет выслушать вас.
Узнайте о его проблемах,
Узнайте о его нуждах,
Празднуйте с ним его маленькие триумфы,
Хвалите его за подвиги,
Выслушивайте его болтовню,
Смешите его,
Выясняйте с ним, в чем дело,
Интересуйтесь, что будет потом,
Но каждый вечер говорите, что любите его.
И даже браня ребенка,
Не забывайте его поддержать.
И говорите: «Все в порядке!
Завтра все будет прекрасно»,
Найдите сегодня время
И выслушайте, что пытается сказать вам ребенок.
Выслушайте его сегодня, как бы ни были заняты,
И тогда он вернется, чтобы выслушать вас.

(Чери Фуллер «Подбери ключ к обучению своего ребенка». Минск, 1998)

Характерные особенности поведения различных категорий детей

РЕБЕНОК

  • излишне говорлив
  • продуктивно работает по пооперационным картам
  • отказывается от коллективной игры
  • чрезмерно подвижен
  • имеет высокие требования к себе
  • не понимает чувств и переживаний других людей
  • ощущает себя отверженным
  • любит ритуалы
  • имеет низкую самооценку
  • часто ругается со взрослыми
  • создает конфликтные ситуации
  • отстает в развитии
  • чрезмерно подозрителен
  • вертится на месте
  • совершает стереотипные механические движения
  • контролирует свое поведение
  • чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
  • сваливает вину на других
  • беспокоен в движениях
  • имеет соматические проблемы: боли в животе, головные боли
  • часто спорит со взрослыми
  • суетлив
  • кажется отрешенным, безразличным к окружающему
  • любит заниматься головоломками, мозаиками
  • теряет контроль над собой
  • отказывается выполнять просьбы
  • импульсивен
  • плохо ориентируется в пространстве
  • часто дерется
  • имеет отсутствующий взгляд
  • часто предчувствует «плохое»
  • самокритичен
  • не может адекватно оценить свое поведение
  • имеет мускульное напряжение-увлекается коллекционированием
  • имеет плохую координацию движений
  • опасается вступать в новую деятельность
  • часто специально раздражает взрослых
  • задает много вопросов, но редко дожидается ответов
  • робко здоровается
  • годами играет в одну и туже игру
  • мало и беспокойно спит
  • говорит о себе во 2-м и 3-м лице
  • толкает, ломает, крушит все кругом
  • чувствует себя беспомощным
  • задевает и роняет предметы
  • завистлив, мстителен
  • избегает прямых взглядов
  • ведет себя однообразно
  • раздражителен
  • легко отвлекается
  • часто страдает головными болями, спазмами
  • винит других в своих ошибках
  • стремится разозлить маму, воспитателей
  • избегает общения со взрослыми
  • боится потерять над собой контроль
  • имеет хорошую механическую память
  • думает, что он не хуже других
  • не хочет разлучаться с родителями
  • имеет низкий уровень эмпатии
  • неуклюж
  • избегает общения с детьми
  • часто сердится и отказывается что-либо делать