+7 (812) 715-12-06VK

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00

Александрова Т.В., педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района

Эмоциональный интеллект (ЭИ) – разумное поведение в эмоциональной области.

Эмоциона́льный интелле́кт (EQ) — это способность осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают и, соответственно управлять ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту. Эмоциональный интеллект расширяет представления о том, что означает быть умным.

Понятие эмоционального интеллекта ввели Питер Саловей и Джек Майер в 1990 году.

При расширении и углублении знаний в области ЭИ, люди начинают их использовать не только в профессиональной деятельности, но и в обычной жизни. Они с удивлением обнаруживают, что и дома теперь демонстрируют более высокий уровень самообладания, самоанализа и понимания чужих чувств, - в результате складываются более гармоничные отношения в семье.

Пойдем дальше. Какими бы стали наши школы (и дети), если бы в программу образования входило развитие эмоционального интеллекта, способного вызвать в других людях живой отклик? И естественно, любой работодатель был бы счастлив принять в ряды своих сотрудников таких будущих лидеров – тех, кто неплохо владеет этими ключевыми для жизни навыками. Это принесло бы пользу и самим молодым людям, что выразилось бы в частичном избавлении от социальных недугов – таких, как проявление насилия, злоупотребление алкоголем и наркотиками, - что является результатом  недостатка уравновешенности и самоконтроля. И это еще не все: от этого выиграло бы и общество в целом – благом для него стал бы более высокий уровень толерантности, заботы и личной ответственности.

Основные понятия

  • Эмоции (от лат. emoveo – «потрясаю», «волную») – временные, преходящие переживания, возникающие в ответ на какое-либо воздействие или как реакция на определенные обстоятельства.
    Эмоции – это своеобразные пристрастные оценки, которые мы выставляем тем или иным жизненным ситуациям, другим людям и самим себе.
    Кэрролл Изард (американский исследователь эмоций) писал: «…многое из того, что мы воспринимаем, в действительности является тем, что мы понимаем, а то, что мы понимаем, порождено взаимодействием сознания с нашими эмоциями и чувствами».
  • Интеллект - способность к обучению, разумность
  • Лидер (от англ. to lead - «вести») Человек становиться вожаком, потому что обладает набором определенных качеств, соответствующих определенной ситуации. Лидер – тот, чья активность наиболее полно отражает групповые ценности. Чем выше уровень развития группы, тем больше разнообразных задач она решает, следовательно, тем больше ее членов занимают в ней ведущие позиции. Всегда должны быть лидеры деловые, специализирующиеся на основных задачах группы, и эмоциональные, отвечающие за сплоченность и поддержание нужного микроклимата в коллективе.

Эмоциональный лидер  способен вызывать в людях живой отклик и стимулировать их активность.

Работа в команде. Раскрытие творческого потенциала каждого.

Проявление эмоций на рабочем месте долго считалось затрудняющим рациональную деятельность организации. Теперь это в прошлом. Сегодня организации отдают должное внимание ЭЛ. Для этого они должны воспитать в своих стенах лидеров, способных вызывать в людях эмоциональный отклик, который позволит им раскрыть свои возможности.

Какие качества необходимы лидеру, чтобы достичь успеха в вихре перемен? Что позволяет ему вдохновлять людей на трудовые подвиги и воспитывать в них преданность?

Пример. В качестве примера обратимся к недавней истории: трагическим событиям 11 сентября 2001 года  в Нью- Йорке. Это несчастье лишний раз показывает, сколь важную роль играет эмоциональное лидерство, особенно в кризисных обстоятельствах, в самые тяжелые моменты жизни. Такие случаи показательны, поскольку демонстрируют, что эмоциональный отклик не ограничивается  всплеском  позитивных эмоций, а открывает целый спектр человеческих чувств. Посмотрим, что предпринял сразу после этих терактов Марк Лоэр, генеральный директор брокерской компании из штата Коннектикут, специализирующейся на работе в технологическом секторе. В этот день многие работники фирмы потеряли своих друзей, коллег и близких. Первой реакцией Лоэра было пригласить всех сотрудников на следующий день в офис – не для решения производственных проблем, а чтобы разделить их горе и обсудить всем вместе, что же делать дальше. Все эти дни Лоэр был рядом с людьми, которые оплакивали погибших, и призывал их не скрывать своих переживаний.

На этом попытки ускорить заживление ран не закончились. Лоэр попросил сотрудников составить «книгу памяти», в которую они могли бы занести свои мысли, поделиться страхами и надеждами с будущими поколениями. И хлынул поток электронных посланий со стихами, трогательными историями, размышлениями – люди писали от всего сердца.

В столь тягостный период все взгляды обращаются к лидеру в поисках эмоциональной опоры. Поскольку лидер имеет огромное влияние на окружающих, именно его мировоззрение формулирует значение происходящего, предлагая трактовку или вариант осмысления ситуации и характер эмоциональной реакции на нее. Марк Лоэр отважно осуществил одну из самых важных эмоциональных задач лидера: он помог себе и своим подчиненным найти опору и смысл жизни даже в этом хаосе и безумии.

Модель эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она была представлена в 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто (Канада). Модель состоит из 5 общих областей и 15 подразделов (шкал).

1. ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА

Способность понимать что вы чувствуете и управлять собой.

  • Самоанализ— способность понимать свои чувства и то, какое влияние твоё поведение оказывает на окружающих.
  • Ассертивность— способность ясно выражать свои чувства и мысли и проявлять твёрдость убеждений, принимая во внимание предпочтения и реакции других людей.
  • Независимость— способность самостоятельно принимать решения и контролировать себя, твёрдо стоя на ногах. Быть свободным от эмоциональной зависимости, выполнять свои обязанности, не становясь их рабом.
  • Самооценка(самоуважение) — умение оставаться в согласии с собой, уважать себя и воспринимать положительно, но не отрицая минусов. На противоположном конце шкалы — чувство собственной несостоятельности и неполноценности, гипертрофированное чувство собственной важности.

Способы изменения самооценки

Содержание

Пути выполнения

1

Постарайтесь более позитивно относиться к жизни

Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное

2

Относитесь к людям так, как они того заслуживают

Выискивайте в каждом человеке не недостатки, а достоинства

3

Относитесь к себе с уважением

Составьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые

4

Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе

Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе. Если да-то не откладывайте

5

Начинайте принимать решение самостоятельно

Помните, что не существует правильных и неправильных решений. Любые принятые вами решения вы всегда можете оправдать и обосновать

6

Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние

Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи. Имейте и любите свои «слабости»

7

Начинайте рисковать

Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика

8

Обретите веру: в человека, в обстоятельства и т. д.

Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных вопросов. Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону» и просто подождите

  • Самоактуализация— стремления к максимальному развитию и способность реализовывать свой потенциал, связанные с чувством полноценности жизни и удовлетворения собой.

Почему человек совершает тот или иной поступок, чем можно объяснить поведение человека? Поведение человека представляет собой тесный сплав психических и физиологических процессов, которые происходят под контролем головного мозга. Нормальная жизнедеятельность организма возможна лишь при поддержании относительно постоянного состава внутренней среды. Нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизни и развития организма вызывает особое состояние, называемое потребностью.

Абрахам Маслоу (американский психолог) создал иерархическую модель потребностей человека, в соответствии с которой утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Порядок при этом таков:

  1. Физиологические потребности (еде, отдыхе, физической целостности, тепле).
  2. Потребность в безопасности
  3. Потребность в любви и привязанности
  4. Потребность в признании и оценке
  5. Потребность в самоактуализации – реализация способностей и талантов.

Позднее Маслоу обнаружил, что личности, которые можно назвать самоактуализирующимися, имеют общие психологические черты:

  1. они многое знают о себе и не боятся себя
  2. уважают себя и других
  3. лишены высокомерия, доброжелательны и терпимы
  4. им присуща самодисциплина, и одновременно они любят непосредственность и веселость
  5. тонкий юмор, но не шутки, унижающие других людей.
  6. таких личностей привлекает все новое и неизвестное, они не перестают учиться у окружающих
  7. не зависимы в своих убеждениях
  8. способны отстаивать собственное мнение, даже если оно не совпадает с мнением большинства
  9. им не важны известность и власть – это форма самоутверждения тех, кто недостаточно уверен в себе

2. СФЕРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Способность взаимодействовать с людьми на уровне искусства общения.

  • Эмпатия— это умение понимать чувства других и способность дать им понять, что вам известны их чувства.
  • Социальная ответственность— способность к взаимовыгодному сотрудничеству, включающая в себя совесть, нравственность и заботу о ближнем.
  • Межличностные отношения— навыки конструктивного общения через вербальные и невербальные коммуникации, способность устанавливать и поддерживать взаимовыгодные отношения, основанные на чувстве эмоциональной близости, умение чувствовать себя свободно и комфортно в социальных контактах.

3. СФЕРА АДАПТИВНОСТИ

Способность быть гибким, реалистичным, адекватно вести себя в любой ситуации и решать проблемы по мере их возникновения.

  • Решение проблем— способность выявлять и формулировать проблемы, а также вырабатывать и превращать в жизнь потенциально эффективные пути их решения.
  • Оценка действительности— способность верно определять соотношение между своим опытом и тем, что объективно существует (видеть мир таким, какой он есть). Акцент ставится на прагматизм, объективность, адекватность восприятия. Включает способность концентрироваться и сосредотачиваться.
  • Гибкость— способность согласовывать свои чувства, мысли и действия с меняющимися обстоятельствами; умение адаптироваться к незнакомым, непредсказуемым и быстро меняющимся обстоятельствам.

4. СФЕРА УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ

Умение противостоять стрессу, контролировать импульсивность, «не расклеиваться», не терять самообладание и не становиться его жертвой.

  • Толерантность к стрессу— способность противостоять стрессовым ситуациям без симптомов физического или эмоционального напряжения.
  • Контроль импульсивности— умение устоять перед побуждением действовать на волне эмоций («рубить с плеча»).

5. СФЕРА ОБЩЕГО НАСТРОЕНИЯ

Позитивное восприятие жизни, удовлетворенность в целом.

  • Удовлетворённость жизнью— способность веселиться, быть умиротворенным, жизнерадостным, воодушевлённым.
  • Оптимизм— энтузиазм в любом виде деятельности, умение видеть светлую сторону во всем и не унывать.

Один из способов измерения ЭИ.

  • Подавленность своими эмоциями. Низкая самооценка, вина и депрессия показывают на низкий эмоциональный интеллект. Человек не может разобраться в себе и в причине своих чувств. У него портится настроение, и он становится не в состоянии эффективно взаимодействовать с внешним миром. Это означает полный личный неуспех (недоволен собой) и социальный неуспех (ничего не достиг).
  • Управление эмоциями. Дисциплина показывает на развитый эмоциональный интеллект. Здесь человек понимает часть своих скрытых мотивов и учится управлять своим состоянием, временем, мотивировать себя. Такой подход позволяет эффективно взаимодействовать с внешним миром, достигать некоторых целей и добиваться некоторых успехов.
  • Наблюдение за эмоциями. Просветление означает наивысший эмоциональный интеллект. Человек перестаёт быть рабом своих эмоций (но продолжает их испытывать). Здесь больше нет скрытых мотивов, зато есть чёткое понимание себя и своих намерений. Сомнения больше не встают на пути. Высокий эмоциональный интеллект означает отсутствие “внутренних тормозов” для самовыражения, а, следовательно, успех становится логичным следствием любых поступков человека.

Это довольно размытая шкала, некоторые события жизни могут временно перенести тебя по ней выше или ниже, но она даёт общее представление об уровнях развития эмоционального интеллекта.

EQ и негативные эмоции.

Одно из замечательных следствий развития эмоционального интеллекта – уменьшение негативных эмоций, и это ясно видно по шкале “уровней сознания”. Попробую объяснить, как всё работает:

Развитый эмоциональный интеллект позволяет за морем негативных эмоций увидеть их причину (конфликт нескольких убеждений), причину этой причины и т.д., после чего трезво оценить ситуацию и отреагировать на неё разумно, а не под воздействием “внутренних пружинок”.

Другими словами, эмоциональный интеллект позволяет быстро разобраться с причинами негативных эмоций, вместо того, чтобы испытывать их долгое-долгое время.

Все наши страдания – результат ошибочного понимания нашей природы. Будда.

EQ и лидерство.

Большинство книг про эмоциональный интеллект, так или иначе, связаны с лидерством (сегодня это очень популярная тема:) Идея в том, что лидеры – люди с развитым эмоциональным интеллектом. И вот почему:

Во-первых, развитие эмоционального интеллекта позволяет избавиться от многих страхов и сомнений, начать действовать и общаться с людьми для достижения своих целей.

Во-вторых, эмоциональный интеллект позволяет понимать мотивы других людей, “читать их как книгу”. А это значит – находить нужных людей и эффективно взаимодействовать с ними.

Силу лидерства используют по-разному: либо манипулируют людьми, либо вместе делать одно большое дело. Я говорю не про ценности лидера, здесь идея в другом. Независимо от своих намерений, он может достигать результатов силами многих людей, что повышает вероятность успеха лидера по сравнению с одиночкой.

Вот почему лидеру не обязательно иметь высокий IQ. Его EQ позволяет ему окружать себя умными людьми и использовать их гениальность.

Работа над собой

В отличие от IQ, уровень которого во многом определён генами, уровень эмоционального интеллекта (EQ) развивается в течение всей жизни человека. Развитие эмоционального интеллекта – самая сложная работа, с которой встречались люди. Но именно эта работа даёт наибольшие результаты, именно она повышает личную эффективность.

У меня есть много мотивов для работы над собой, вот лишь несколько из них. С точки зрения эмоционального интеллекта, работа над собой позволяет мне:

- избавиться от негативных эмоций;

 -эффективнее достигать своих целей;

 - сделать этот мир и себя гармоничнее и лучше.

Хочу обратить внимание вот на какую идею: развитие эмоционального интеллекта – это не контроль над эмоциями. Контроль может быть полезным промежуточным шагом, но это не самоцель. Контроль – это всегда противостояние, преобладание одной части личности над другой. Поэтому контроль и гармония – несовместимы. Контроль не помогает стать цельной личностью.

Стать цельной личностью, собрать себя по частям – означает достигнуть гармонии жизни. И в этом очень помогает работа над своими эмоциями.