Методический материал к семинару-тренингу для классных руководителей «Эффективное взаимодействие с родителями и детьми».
Материал подготовлен Надвоцкой Г.А., педагогом-психологом ГБУ ЦППМСП В.О. р-на.
Психологическая культура – это умение общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать, достигая успешных изменений.
Правила ведения эффективного разговора:
- Не отталкивать, а привлекать к сотрудничеству. Проявление сдержанности и доброжелательности, открытость в разговоре.
- Развивайте в себе стремление к равной коммуникативной позиции с родителями. Помните: воспитание ученика основывается на совместных усилиях школы и семьи.
- Людям нравится ощущать собственное значение. Один их лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству – подчеркивание их значения в этом процессе.
- Покажите родителю Ваше положительное отношение к их ребенку и заинтересованность в решении проблемы. Важно выявить сильные стороны ребенка, найти хорошее, положительное в нём, в его характере, поведении.
- Не стремитесь, во что чтобы то ни стало, отстоять собственную позицию. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда учитель докажет, что прав он, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.
- Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Постарайтесь выйти на то, что может влиять на успеваемость, поведение ребенка и т.п., проясните взгляд родителей на ситуацию и пути помощи ребенку.
- Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.
Ваша беседа с вызванными в школу родителями «трудного» ученика пройдет успешно, если:
- Вам удалось избежать противостояния и конфронтации с ними.
- Вы смогли удержаться и удержать родителей от взаимных упреков и обвинений.
- Вы удачно сформулировали проблему воспитания, и родители поняли и приняли вашу формулировку.
- Вы обсудили с родителями план ваших совместных действий.