+7 (812) 715-12-06VK

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00

Автор: Мочалова Мария Андреевна, учитель-дефектолог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района Санкт-Петербурга

Ведущий вид деятельности  младшего школьника - учебная деятельность. В этом возрасте у ребенка происходят изменения в познавательной сфере.

Учебная деятельность у младших школьников стимулирует прежде всего развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Возможности волевого регулирования внимания, управления им у детей младшего школьного возраста ограничены.

У младших школьников закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, происходит развитие общественной направленности личности.

В настоящее время приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои успехи. Достижение данной цели возможно благодаря формированию универсальных учебных действий учащихся [3, с. 98].

В младшей школе личностные УУД самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе.

Личностная готовность включает:

  •  мотивационную и коммуникативную готовность
  • сформированность Я-концепции и самооценки
  • эмоциональную зрелость ребенка.

Регулятивные УУД. Они отражают содержание ведущей деятельности младших школьников.

  1. Умение учиться и способность к организации своей работы (планирование, контроль, оценка):
    • умение принимать, сохранять цели и придерживаться им в учебной деятельности;
    • способность работать по плану и планировать свою деятельность;
    • способность координировать процесс и итог собственной деятельности, в том числе создание предвосхищающего контроля во взаимодействии с учителем и сверстниками;
    • способность замечать конкретную сложность задачи и субъективную сложность;
  2. Целеустремленность и настойчивость на достижение цели, готовность к преодолению трудностей:
    • формирование основ оптимистического восприятия мира.

Показатели сформированности УУД  у младших школьников:

  • осмысление и понимание обучающимися учебной задачи, предложенной учителем;
  • умение учитывать отобранные учителем направления действия и создание примерной основы в новом учебном материале в учебном взаимодействии с учителем;
  • степень детальности(в полном составе операций или свернуто);
  • самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;
  • разделение способов и результата действий;
  • способность исполнять конечный и пошаговый контроль;
  • способность планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
  • адекватность и дифференцированность самооценки;
  • способность оценивать важность и значение учебной деятельности для себя самого, объем времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха, неуспеха [6].

Данная диагностическая система объединяет характеристики учебной деятельности, личностных и регулятивных УУД и свойств действия. Это позволяет рассматривать ее как основу разработки критериев и методов оценки сформированности УУД.

Познавательные универсальные учебные действия. Важным в данном виде УУД является умение решать проблемы или задачи.

Формирование коммуниативных УУД. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой.

Психическое развитие при аутистическом спектре искажено, потому что психические функции детей с аутистическим спектром формируются  не в системе социального сотрудничества и решения жизненных задач, а по большому счету как способ аутостимуляции.

Искажение развития отмечается в изменении соответствия простого и сложного в обучении детей. Дети могут владеть фрагментарными представлениями об окружающем мире, но не дифференцировать и не воспринимать обычных связей в повседневной жизни. У детей с РАС могут возникнуть трудности при накапливании элементарного бытового жизненного опыта, но в то же время они могут демонстрировать осведомленность в более формальных, отвлечённых сферах знания. Детям с аутистическим спектром трудно быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, новым обстоятельствам, в связи с этим, существующие у этих детей умения и сформировавшиеся навыки и полученные знания с трудом претворяются в жизни.

Передача детям с РАС социального опыта и включение их в культуру являются одной из главных трудностей. Установление эмоционального контакта и включение детей в развивающее сотрудничество, в совместное понимание происходящего является основной задачей психолого-педагогической помощи при расстройстве аутистического спектра.

Список использованной литературы:

  1. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – М.: Теревинф, 2009. – 272 с.
  2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
  3. Аппе, Ф. Введение в психологическую теорию аутизма / Ф. Аппе; [пер. с англ. Д.В. Ермолаева]. – М.: Теревинф, 2006. – 216 с.
  4. Башина, В.М. Аутизм в детстве / В.М. Башина. – М.: Медицина, 1999. – 240 с.
  5. Блауберг, И.В. Проблема целостности и системный подход / И.В. Блауберг – М.: Эдиториал УРСС, 1997. – 448 с.
  6. Беспалько, В.П. Природосообразная педагогика / В.П. Беспалько. – М.: Народное образование, 2008. – 512 с.
  7. Беттельхейм, Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я / Б. Беттельхейм. – М.: Академический проект: Традиция, 2004. – 784 с.
  8. Божович, Е. Д. Зона ближайшего развития: возможности и ограничения ее диагностики в условиях косвенного сотрудничества / Е.Д. Божович // Культурно-историческая психология. – 2008.– №4. - С. 91–98.