+7 (812) 715-12-06VK

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00

А.Е. Кибирева, учитель-дефектолог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района

Нужно ли помогать ребенку делать уроки или «пусть он будет самостоятельным и всё делает сам» — вопрос волнующий практически всех родителей. Данная тема очень остро стоит на всех родительских собраниях и классных часах. На этот вопрос очень трудно ответить однозначно. Ведь если ребенок не справился с домашним заданием, то он получит плохую оценку, и успеваемость снизится. Иногда возможно ребенок что-то недопонял на уроке и поэтому не может справиться сам с домашней работой. С другой стороны психологи говорят, что помогать ребенку с уроками — не нужно, потому что ребенок становится не самостоятельным, не учится сам принимать решения и мыслить.

По данным исследования Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС, 59 % родителей помогают своему ребенку делать домашнее задание. В первом классе 85 % родителей помогает своим малышам, в пятом - 68 %, а в одиннадцатом - почти 25 %. Таким образом можно утверждать, что значительная часть родителей учатся со своими детьми вплоть до окончания школы. Верно ли это и как можно этого избежать?

В первую очередь мы должны понять, что домашнее задание необходимо не для улучшения успеваемости, а для развития такого важного качества в жизни каждого человека как ответственность. Ведь каждый родитель мечтает, что их чадо в будущем станет самостоятельной и успешной личностью.

Во-вторых, что такое домашнее задание? Это повторение, закрепление и отработка пройденного материала в школе. Таким образом, если ребенок присутствовал на уроке и слушал объяснения учителя, то он в состоянии выполнить заданное самостоятельно.

Многие родители говорят: «Мне в моем детстве никто не помогал делать уроки, поэтому пусть мой сын (дочь) тоже сам всё делает.» Но верная ли эта позиция? Давайте разберемся. Современная программа построена таким образом, что количество предметов, домашних заданий и темпы прохождения учебного материала значительно выше чем те, какие были в детстве родителей. Поэтому большинство школьников нуждаются в помощи родителей при выполнении домашних заданий, особенно это касается начальной школы.  Но это не значит, что родители должны постоянно сидеть рядом с ребенком и контролировать написание каждой буквы и цифры.

В чём же будет заключаться помощь родителей на этом этапе?

Родитель должен научить своего ребенка учиться, выработать привычку делать уроки, заинтересовать, мотивировать.

Конечно же очень важно правильно организовать рабочее место. Удобный стол и стул, правильное освещение и ничего отвлекающего внимание школьника (телевизор, компьютер, игрушки).

Очень важен правильный настрой и спокойная атмосфера при выполнении домашнего задания. Для этого родители должны стараться держать себя в руках, не нервничать при объяснении непонятного своему ребенку. Необходимо хвалить, подбадривать своего ребенка, радоваться вместе результатам, объяснять, если он что-то не понял или забыл, но не делать работу за него. Многим родителям нужно вспомнить себя в его возрасте, ведь то, что им сейчас кажется простым и понятным, для ребенка пока кажется таинственным и трудным.

Конечно же необходим определенный график выполнения домашней работы. Самое оптимальное отдохнуть после уроков, погулять на свежем воздухе, пообедать и затем приступать к выполнению домашних заданий. По мнению психологов, лучшее время для начала выполнения домашней работы это 15-16 часов дня.

В какой же последовательности лучше выполнять задания? Тут психологи советуют сперва делать то, что лучше получается у ребенка, чтобы создать ситуацию успеха: у меня получается, я могу! И затем переходить к более трудным для школьника предметам и заданиям.

Не стоит нагружать ребенка дополнительными заданиями. Родители думают: «вот не умеет он решать примеры на сложение, пусть решит 2 страницы таких примеров, вот тогда-то он научится!» На самом деле, таким образом родитель добьется совсем обратного результата – низкая мотивация к обучению, нежелание делать вообще что-либо и возможно даже агрессивное поведение в ответ на такую «помощь» родителей. Лучше поиграть с ребенком в настольные или развивающие игры, поразгадывать шарады и кроссворды. Это намного больше укрепит вашу семейную связь и повысит мотивацию к учебной деятельности.

Нельзя требовать, чтобы ребенок не вставал из-за стола пока не приготовит все уроки. Это неверно. Для младшего школьника время непрерывной работы составляет 20-30 минут. После этого необходимо сделать 5 минутный перерыв: попрыгать, поприседать, сходить на кухню за яблочком и съесть его.

Есть очень правильная поговорка: «Родители трудолюбивы и дети не ленивы.» Необходимо формировать культуру чтения в своей семье. Читать родителям самим, пусть ребенок видит, что свободное время взрослые проводят за книгами, а не только у телевизора или телефона.

Постепенно, когда все эти условия будут достигнуты, родители смогут спокойно доверить выполнение домашних заданий своему ребенку. Но даже в этом случае никогда нельзя отказывать в помощи, если ребенок о ней просит. Ведь ребенок уверен в своих силах и самостоятелен только тогда, когда он чувствует опору и поддержку своих родных.