Елена Викторовна Анашкина, педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района СПб
В настоящее время детская агрессивность является одной из наиболее острых проблем общества. Число детей с агрессивным поведением стремительно растет, поэтому данная тема является актуальной.
Агрессия – проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу. Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.
Агрессивное поведение обычно понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие правила и нормы сосуществования, наносящие вред, причиняющие страдания и боль людям.
Проявление агрессии, злости естественны, хотя и пугают многих родителей. Ребенок не может быть злым от природы. За агрессивным поведением всегда стоят какие-либо причины, и злость—это естественное следствие каких-либо внутренних или внешних событий, которые происходят с вашим ребенком. Очень важно вовремя разобраться в причинах проявления злости, в противном случае агрессия может стать устойчивой формой поведения, превращаясь со временем в качество личности!
В определённых пределах агрессия необходима человеку. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, добиваться успеха, т.к. агрессивность часто служит способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели.
Существует множество видов классификации агрессии. Рассмотрим некоторые из них:
Разделение по направленности на объект:
- Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т.д.
- Аутоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.
Разделение по причине появления:
- Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.).
- Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).
Разделение по целенаправленности:
- Инструментальная агрессия - совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной зуб; ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр.
- Целевая (мотивационная) агрессия - выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его и пр.
Разделение по открытости проявлений:
- Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр.
- Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы не в духе, срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.
Разделение по форме проявлений:
- Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику.
- Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику.
- Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.
Следует отметить, что обычно человек проявляет сразу несколько видов агрессии, они постоянно меняются, переходя друг в друга.
В первые годы жизни ребенок зависит от родителей: они дают ему защиту, окружают заботой, кормят. Одним из способов привлечения к себе внимания является проявление агрессивности. Первые ее проявления заметны уже на третьем месяце его жизни: малыш стучит ножками, бьёт ручками, кричит.
Родители реагируют на такие действия по-разному. Но есть крайние из них, которые могут привести к тому, что ребёнок вырастет чрезвычайно агрессивным: родители мгновенно выполняют все требования ребёнка, родители вообще не обращают на него внимания. В первом случае наблюдается чрезмерная предупредительность родителей, а во втором – эмоциональное отвержение родителями ребёнка.
Таким образом, формирование агрессивного поведения у детей во многом зависит от окружающих их взрослых: от их реакции на поведение детей, от личного примера взрослых.
Классификация детской агрессивности:
Дети, склонные к проявлению физической агрессии активны, деятельны, целеустремлённы, отличаются решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью, авантюризмом. Они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми, проявлять садистские тенденции. Эти дети отличаются малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Они действуют импульсивно и непродуманно, игнорируя этические нормы, моральные ограничения.
Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии, отличаются психической неуравновешенностью, постоянной тревожностью, сомнениями и неуверенностью в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Поэтому часто внешне производят впечатление угрюмых, недоступных, высокомерных. Так же их отличает и низкая фрустрационная толерантность. Малейшие неприятности выбивают их из колеи. Свои чувства и отношение к окружающим они не скрывают и выражают их в агрессивных вербальных формах.
Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии, отличаются чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью своих действий. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному удовлетворению своих потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих. Эти дети очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес.
Дети, склонные к проявлению негативизма, отличаются повышенной ранимостью и впечатлительностью, эгоистичностью, самодовольством, чрезмерным самомнением. Критику, равнодушие окружающих воспринимают как обиду и оскорбление и начинают сразу активно выражать своё негативное отношение.
Маленькие дети недостаточно осознают свое агрессивное поведение, они быстро переходят от вербальной агрессии к физической. Они легко вовлекают в свои конфликты взрослых, так как коммуникативные навыки у них недостаточно развиты. Взрослым рекомендуется не торопиться с заступничеством, а предложить самому разобраться. Так дети быстрее научатся выходить из конфликтных ситуаций.
Причины агрессивного поведения:
- Нарушения эмоционально-волевой сферы: неумение ребенка управлять своим поведением; недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения, общения
- Неблагополучная семейная обстановка: отчуждение, постоянные ссоры, стрессы; нет единства требований к ребенку; ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования; физические наказания; асоциальное поведение родителей. Ссоры, конфликты, грубость в семье
- Тяжелый психологический климат в учебном учреждении, трудности обучения
- Ребенок пережил какое-то травматическое событие: горе, перемена места жительства, сильный страх, насилие
- Просмотр агрессивных телепередач, компьютерные игры со сценами насилия
- Неразумные, не соответствующие возрасту требования, ограничения и наказания, накладываемые родителями по отношению к ребенку.
- Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности.
- Недостаточное время, уделяемое родителями ребенку. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.
- Ревность к другим детям.
Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.
Рекомендации родителям по устранению и профилактики агрессивного поведения у детей:
- Дети копируют поведение своих родителей, поэтому необходимо проанализировать собственное поведение и стиль отношений между членами семьи.
- Фильтруйте просмотр мультфильмов. Исключите компьютерные игры агрессивного характера.
- Уделяйте время и внимание своему ребенку! Чаще играйте в совместные игры, вместе рисуйте, лепите из пластилина, читайте книги и т.д. Это позволяет почувствовать ребенку, что для вас он самый важный и любимый человечек в мире. Ощущение собственной значимости и ценности для родителей формирует у ребенка здоровую нервную систему, самооценку и дружелюбное настроение. Ничто не должно отвлекать взрослого во время совместного пребывания с малышом (телевизор, телефон, домашние дела и т.д.).
- Не злоупотребляйте замечаниями.
- Не обсуждайте агрессивное поведение ребенка при посторонних людях и уж тем более — при сверстниках. Это только повысит сосредоточенность ребенка на данной особенности своего характера, и придаст чувство обреченности и неприятия себя значимыми близкими.
- Объясните ребенку, почему нельзя драться, кусаться, обзываться, а также бросать в других детей игрушки и книжки. Затем расскажите и покажите малышу, какого поведения вы от него ждете: поцелуйте его, обнимите, поговорите с ним. Объясните ребенку, как чувствует себя тот, кого ударили или укусили. Расскажите, почему нужно вести себя дружелюбно.
- Не применяйте силу. Применяя по отношению к ребенку телесные наказания, вы тем самым разрешаете ему бить других. Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения.
- Не стесняйтесь лишний раз приласкать или пожалеть своего ребенка. Пусть ваш ребенок в каждый момент чувствует, что вы любите и принимаете его.
- Помогите ребенку научиться контролировать свои негативные эмоции и “выплескивать” их адекватно, без вреда для окружающих (и себя).
- Не наказывайте ребенка за агрессивное поведение! Агрессия с Вашей стороны провоцирует закрепление агрессивного поведения у ребенка. Попытайтесь отвлечь его, и только когда ребенок успокоится, нужно начинать разговор.
- Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям, развивайте у ребенка чувство эмпатии, сочувствия к людям и живому миру
- Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами!
- В том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующие игры: подраться с подушкой; рвать бумагу; используя «стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; устроить соревнования.
- Если ребенок получает удовольствие, проявляя агрессивность к другим детям и животным, необходимо обратиться за помощью к специалисту.