Людмила Юрьевна Баскакова-Перминова, педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района СПб
Общие принципы взаимодействия:
- Повышать самооценку ребенка
- Последовательность в соблюдении норм и правил
- Последствие за неправильное поведение обязательно!
- НЕМЕДЛЕННО, НЕОТВРАТИМО, НЕЭМОЦИОНАЛЬНО!
- (не на высоте аффекта) – например, метод «Тайм-аута»
- Вознаграждать и хвалить за правильное поведение (уже за небольшие изменения в лучшую сторону)
- Давать четкие инструкции и конкретные указания! (вместо: «быстрее, мы опаздываем» лучше сказать – «застегни куртку, мы выходим»)
- Четкий распорядок дня, правильная организация пространства
- Игры и физические упражнения, спорт, плавание
Родителям, педагогам детского сада или начальной школы могут быть даны также следующие рекомендации по адаптации гиперактивного, импульсивного или агрессивного воспитанника:
- Общаться доброжелательно, спокойно, уважительно. Чем спокойнее, тем меньше у ребенка шансов для манипуляций. Для сохранения самообладания прибегать к любым доступным вам приемам (например, аутогенная тренировка, спокойное дыхание, представление ситуации в юмористическом плане и т.д.)
- Снизить временно ожидания и требования к ребенку. Не обращать внимания на мелкие проступки и нарушения дисциплины, чтобы не подкреплять своим вниманием неправильное поведение. Если без запрета не обойтись, лучше предоставление другой возможности.
- Обращать внимание на данном этапе только на самые недопустимые моменты: физическая агрессия и поведение, угрожающее безопасности (своевольные уходы с площадки, из группы и т. п.). В этом случае использовать переключение внимание в самом начале нежелательного действия ребенка. Так как у такого ребенка может быть яркая негативная протестная реакция на слово «нельзя», можно предложить другую альтернативу: НЕ говорить: «Нельзя выбегать за ворота!», а лучше «Можно побегать в догонялки вокруг песочницы». НЕ говорить «Нельзя бить Васю!», а лучше: «Злишься на Васю? Поколоти кулаками подушку или нарисуй, как ты злишься». Если у ребенка назревает истерическая реакция, по возможности организовать ему спокойное пребывание в другом помещении «без зрителей», но под наблюдением взрослого. При этом реагировать спокойно, обыденно: «Побудем здесь немного, чтобы ты успокоился».
- Всячески подкреплять правильное поведение. Больше хвалить! Даже если кажется, на первый взгляд, что не за что. Хвалить за малейшее изменение в лучшую сторону. На пример: «Молодец, сегодня ты уже смог спокойно слушать на занятии целых 5 минут! А вчера только 2 минуты!» Импульсивный ребенок очень чуток к искреннему доброжелательному отношению и вниманию.
- По возможности прибегать к тактильному контакту для успокоения ребенка, например, прижать, положить руку на плечо, погладить по голове и т.п. Если ребенку это неприятно – не настаивать.
- Вести дневник поведения ребенка, где обязательно записывать нарушения дисциплины сначала только по двум пунктам, например: проявления физической агрессии, убегание без спроса. И обязательно 1-2 положительных момента (необходимо найти в его поведении). При ребенке всегда выказывать надежду на улучшение его поведения. За день без замечаний давать «жетон». В конце недели, если ребенок соберет 5 «жетонов», то получит заранее оговоренный «приз».
- Настроиться на творческую, совместную, продолжительную работу всех специалистов, ребенка и его семьи. Не ожидать быстрого эффекта. Возможно, это будет сначала как «шаг вперед и два назад».
- Педагогам и родителям необходимо хвалить самих себя за выдержку в непростой ситуации, терпение, вознаграждать себя чем-то приятным, подбадривать друг друга, с юмором относиться к сложностям, заботиться о своем эмоциональном состоянии.
- В случае невозможности самостоятельно справиться со стрессом, своевременно обращаться к специалистам для снятия эмоционального напряжения и отреагирования неприятных чувств, например, к психологам ЦППМСП.