+7 (812) 715-12-06VK

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00

Методист, социальный педагог ППМС-Центра Василеостровского района,

руководитель РМО социальных педагогов ВО района

Михайлова Наталья Ильинична

 

Актуальность ведения профилактической работы по предупреждению совершения детьми и подростками правонарушений в настоящее время является бесспорной. Проблема профилактики правонарушений несовершеннолетних всегда была актуальна, однако до 1999 года решением данного вопроса в основном занимались правоохранительные органы и районные комиссии по делам несовершеннолетних. Другие органы и учреждения решали вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних косвенно, только по мере обращения к ним правоохранительных органов или комиссии по делам несовершеннолетних. 24.06.1999 года был опубликован Федеральный закон № 120 - ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который определил профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

В законе установлены основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления образованием и образовательных учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, органов опеки и попечительства, органов по делам молодежи и учреждений органов по делам молодежи, органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, органов службы занятости, органов внутренних дел, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, подразделений криминальный милиции органов внутренних дел и других органов и учреждений, общественных объединений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (органов и учреждений культуры, досуга, спорта и туризма, уголовно-исполнительных инспекций, федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений в пределах их компетенций).

В настоящее время многократно возросла роль специалистов, уполномоченных работать с несовершеннолетними. Важнейшей частью этой деятельности является профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.

Актуальность, сложность и многоплановость проблем, связанных с правонарушениями несовершеннолетних, их предупреждением, теоретическая и практическая значимость рассматриваемых вопросов определили особый интерес к ним юристов, психологов, педагогов.

На сегодняшний день из проблематики, связанной с правонарушениями несовершеннолетних, в наибольшей степени исследованы вопросы предупреждения преступности, а правовое и методическое обеспечение индивидуальной и групповой профилактики правонарушений несовершеннолетних в целом изучены недостаточно.

В образовательных учреждениях также актуальна работа всех участников образовательного процесса, направленная на предупреждение правонарушений всех возрастных категорий учащихся. ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника основной школы, где наряду с другими характеристиками выделена и социальная активность ученика, уважающего закон и порядок, соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством, уважающим других людей, умеющих вести конструктивный диалог, осознанно выполняющим правила здорового образа жизни. Большое внимание уделено освоению социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, развитию морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора:

  • формированию нравственных чувств и нравственного поведения;
  • формированию осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формированию правового самосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством РФ;
  • формированию убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами;
  • формированию социальной ответственности в пределах своей дееспособности;
  • формированию установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
  • формированию антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
  • формированию способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды.