Профессиональная ориентация представляет собой целую систему мероприятий, которые направлены на облегчение выбора профессии для школьников. В процессе их подготовки обязательно учитываются особенности каждой личности и социально-экономическая ситуация в стране. Профориентация в школе состоит из 3 основных компонентов:
Просвещение. Учащиеся и выпускники средних общеобразовательных школ узнают об актуальных профессиях и их особенностях, текущих кадровых потребностях, требованиях, предъявляемых работодателями, возможностях карьерного роста и саморазвития. Благодаря просветительным мероприятиям у подростков происходит формирование мотивированных профессиональных намерений, которые базируются на анализе рынка труда, а также собственных психических и физиологических возможностей (склонностей и способностей).
Консультирование. Помощь школьнику с профессиональным самоопределением выражается в рекомендациях ему тех векторов трудовой деятельности, которые максимально соответствуют особенностям его психики и физиологии. Советы основываются на результатах, полученных в ходе предварительно проведенной профориентационной диагностики.
Психологическая поддержка. Применение методик, направленных на уменьшение психологической напряженности, появление оптимистического настроя и ощущения уверенности в будущем. Профориентация подростков – один из важных факторов, влияющих на выбор ими профессии в будущем. Основная цель такой работы заключается в выработке у детей осознанного отношения к любому труду, а также в их профессиональном самоопределении с учетом личных возможностей, способностей и потребностей рынка труда.
Работа с профессиональным самоопределением в школьном возрасте предполагает обязательный учет уровня интеллектуального и психологического развития ребенка. Естественно, он будет разным в начальных, средних и старших классах. Наверное, многие наблюдали, что примерно в 10-12 лет у детей часто меняются интересы. Например, сегодня подросток записывается на кружок по фотографии. Родители покупают ему фотоаппарат и все, что нужно для съемки, а на следующий день он напрочь забывает о своем желании снимать и просит набор для занятия робототехникой. Поэтому в таком возрасте серьезно обсуждать профессии рановато (хотя могут быть исключения). Формирование устойчивых интересов происходит ориентировочно в 8-11 классах. Таким образом, полноценную профессиональную ориентацию школьников можно проводить с 13-летнего возраста.
Конечно, каждый учащийся индивидуален. Некоторые уже в 10 лет твердо знают, чего хотят, и даже составили план как минимум на десятилетие вперед. А кто-то не может дать внятного ответа на вопрос об интересах и увлечениях и в 17 лет. Нельзя сказать, что во втором случае мы имеем дело с инфантильностью – у каждого свой темп развития. Помочь с самоопределением в этот период как раз очень важно и нужно.
Рассмотрим, как вести профориентационную работу с детьми в начальной школе, средних и старших классах.
1-4 классы. У ребят в начальной школе практически вся деятельность проходит в форме игр. Дети играют, например, в учителей, врачей, полицейских, водителей, примеряя на себя взрослые роли. Так они учатся ценить труд и осознают его значение для общества, а классный руководитель помогает им в этом посредством мероприятий учебно-познавательного и исследовательского характера. В этом возрасте познания учащихся о современных профессиях небогаты. Они знают лишь то, что услышали от своих родителей и близких родственников. Основная задача ранней профориентации для детей – определить сферу интересов ребенка и наполнить ее новой информацией о различных видах деятельности. Крайне важно сформировать у школьника на этом этапе полноценное представление о разнообразии профессий, которые сегодня существуют. Это даст ему возможность избежать ряда ошибок при построении планов на будущее в старших классах.
5-7 классы. В этом возрасте четко прослеживается выраженное ассоциирование понравившейся профессии с одним или несколькими учебными предметами. Школьники высказывают предпочтения и пожелания при выборе досуга (кружки, секции, хобби), интересуются, чем занимаются их родители на работе. Многих подростков в данный период привлекают модные направления, но в этом кроется опасность. Ведь тренды, как правило, изменчивы и краткосрочны, поэтому не годятся в качестве цели на будущее. Профессиональная ориентация для учащихся 5-7 классов помогает им сконцентрироваться на индивидуальных способностях и навыках, а также более подробно рассматривает заинтересовавшие их виды деятельности. Главная цель профориентации школьников на данном этапе – поиск профессии, в которой будут по максимуму раскрыты лучшие личные качества и самые сильные стороны ребенка.
8-9 классы. В 14-15 лет интерес к профессиям конкретизируется и становится гораздо осознаннее. Помимо учебы, на этом этапе подростки более активно занимаются с репетиторами, записываются на обучающие курсы, просматривают вузовские программы. Выбор направления, как правило, основывается на склонностях школьника и особенностях его характера. Профессиональное самоопределение учащихся в 8-9 классах помогает найти ответы на вопросы «Что мне нужно?», «Что это за работа?», «Что если я выберу не тот вуз?». Результат грамотно проводимой профориентации в этом возрасте – подготовленность к выбору вида деятельности в будущем, умение составлять план получения желаемой профессии.
10-11 классы. К сожалению, сегодня многие выпускники сдают ЕГЭ, еще не зная, кем они хотят стать. На этом этапе профориентационная работа особенно важна, так как она способна сориентировать подростка на принятие правильного решения. Если пренебречь ею, учащийся рискует неудачно выбрать среднее техническое или высшее учебное заведение, получить неактуальную или неподходящую профессию и как результат – проблемы с трудоустройством. Школьников в 10-11 классах учат самостоятельности в развитии, а также оценивают уровень их готовности к выбранному виду деятельности. Выпускники начинают активно реализовывать поставленные перед собой цели: выбирают обучающие курсы, вносят коррективы в собственные профессиональные планы. Профориентация старшеклассников дает возможность снизить уровень стресса, обусловленного приближающимся поступлением, избавиться от сомнений при выборе предметов для ЕГЭ и направления обучения. Кроме того, она помогает грамотно спланировать свое профессиональное будущее.
Профориентация старшеклассников по ФГОС
Программа по профориентации в школе по ФГОС, которая разъясняет цели, задачи и методы профессионального самоопределения школьников, ориентирована в основном на достижение личностных результатов: взвешенный выбор профессии и возможностей осуществить свои планы касательно трудоустройства; сформированное отношение к будущей работе как к возможности решать личные, общественные, государственные и даже мировые проблемы. Учитель реализовывает эту программу в процессе преподавания (в рамках конкретного предмета или в ходе внеклассных бесед): дает максимально полную информацию, которая может оказаться полезной ученику при выборе профессии; предоставляет возможность попрактиковаться в профессиональной деятельности с опорой на знания, полученные по предмету; создает условия для разработки индивидуальных проектов и помогает в воплощении уже завершенных. В 2015 году центр инноваций «Сколково» и «Агентство стратегических инициатив» презентовали веб-продукт «Атлас новых профессий» – отличный инструмент для профессионального самоопределения старшеклассников. Он дает понимание, как багаж знаний, обретенный в ходе изучения какого-либо предмета, можно применить в будущем, в каких сферах деятельности он останется актуальным, а также позволяет отслеживать появление новых профессий. В качестве примера возьмем область медицины. Уже сейчас или в ближайшие несколько лет стране потребуются IT-медики, архитекторы медицинского оборудования, сетевые врачи, генетические консультанты, клинические биоинформатики, медицинские маркетологи, проектанты жизнедеятельности медицинских учреждений, консультанты по здоровому старению, молекулярные диетологи, разработчики бионических имплантов и киберпротезов, биоэтики, операторы медицинской робототехники. Большинство новых профессий предполагают наличие знаний сразу в нескольких направлениях. Поэтому педагогу, внедряющему школьную программу по профориентации, надо не только хорошо владеть своим предметом, но и неплохо разбираться в смежных.
По материалам: https://edunews.ru/