Макаренко А. Е., педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района Санкт-Петербурга
Вы замечаете, что Ваш ребенок чаще берет игрушки, рисует левой рукой, а если Вы даете ему ложку в правую руку, он перекладывает ее в левую руку и только потом начинает кушать, можно предположить, что ребенок- левша. У детей ведущая рука формируется в основном к 5-6 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 5-6 лет ребенок предпочитает левую руку и тем более если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя.
Леворукие сталкиваются с тем, что окружающий мир рассчитан на праворуких людей (расположение дверных ручек, осветительные приборы, музыкальные инструменты и т.д.) Большинство родителей не знают, в чем принципиальная разница в развитии таких детей и как определить, какая рука у ребенка ведущая. Психологам же хорошо известно, что подобные различия связаны с так называемой функциональной асимметрией головного мозга. Дело в том, что за работу левой части туловища отвечает правое полушарие, а правой, соответственно, левое. Мы знаем, что у правшей доминирует левое полушарие, у левшей — правое. Надо помнить, что у любого из нас постоянно задействованы оба полушария, и речь идет лишь об относительной активности каждого из них при решении той или иной задачи.
Левое полушарие можно назвать аналитическим. Ему свойственно рационально-логическое, знаковое мышление.
Правое полушарие называют эмоциональным. Ему свойственно пространственно-образное, интуитивное мышление.
Леворукие дети нуждаются в особом внимании при поступлении в школу. Многие специалисты рассматривают их как группу риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска трудностей в процессе обучения. И эти тревоги не лишены основания, так как учеба, особенно в первые месяцы требует от ребенка длительного напряжения, вызывает сильное утомление, предъявляет повышенные требования к личностным качествам. Период приспособления к школе (период адаптации) довольно продолжителен по времени — 4—б недель. В этот период вызывают сложности и следующие друг за другом новые уроки (нужно быстро переключаться с одного непривычного вида деятельности на другой, столь же непривычный), и значительная статическая нагрузка (нужно сидеть в относительно неподвижной позе), и незнакомые дети (особенно сложно детям, которые не посещали детский сад). Новый коллектив, новые требования — это совсем не просто для любого ребенка, а для леворукого — тем более, так как дети- левши имеют некоторые особенности адаптации, им еще труднее, чем остальным, потому что для них характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность. Кроме того, повышенный уровень тревожности сочетается у леворуких детей с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, ответственностью, а также хорошим пониманием социальных нормативов. Для них важно мнение и отзывы окружающих, на успех или неуспех. При обучении дети- левши больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т.д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие.
Поскольку образование у нас носит академический характер, материал преподноситься в готовом виде, схематично и неоднократно повторяется, то есть все методики преподавания направлены на левополушарных (правшей), все это создает неудобства в усвоении учебного материала для левшей.
Некоторые особенности развития леворуких детей необходимо учитывать в процессе обучения: -левши хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными(модели, схемы для них могут быть трудны, т. к. левши путают правую и левую стороны, иногда верх и низ, впереди и сзади), У леворуких детей недостаточно развито наглядно-образного мышления, а также зрительная память, для них может оказаться трудным совсем простое, на взгляд взрослых, задание: скопировать фигуру, особенно несколько, расположенных в определенном сочетании, срисовать схему и т. п.). Очень часто у левшей недостаточно развиты тонкокоординированные движения руки, пальцев (они долго застегивают пуговицы, зашнуровывают ботинки, а также имеют плохой, неразборчивый подчерк)
Вы можете помочь ребенку- левше подготовиться к школе, предлагая следующие задания:
- Найди такую же букву.
- Н ПТНТГПЛ
- П НТГЛПНТ
- Г ТПНГТЛТ
- Найди такую же цифру.
- 2 953639
- 9 256932
- 5 962359
- Подбери общее понятие. Предложите ребенку дополнить ряд и назвать одним словом следующие понятия:
- Яблоко, груша-
- Огурец, капуста-
- Кукла, пирамидка-
- Волк, кошка-
- Сосна, ива-
- Снег, дождь-
- Понедельник, суббота-
- Что лишнее и почему? Предложите ребенку выбрать лишнее слово и объяснить, почему оно не подходит к остальным:
- Пальто, юбка, туфли, рубашка
- Тарелка, стол, чашка, чайник
- Суббота, среда, вечер, вторник
- Ласточка, заяц, ворона, орел
- Окунь, акула, страус, щука
- Морковь, капуста, тыква, яблоко
- Расставь события по порядку. Предложите ребенку расставить по порядку известные ему события.
- Я ложусь спать, я обедаю, я смотрю телевизор, я иду в школу, я чищу зубы.
- Выпал снег, распускаются цветы, зарядили дожди, листья зеленеют.
- Через год, послезавтра, три дня назад, сегодня.
- Сложи фигуру из деталей. Для этого задания можно использовать конструктор «Лего», разрезные картинки, кубики, счетные палочки, пазлы.
- Действуй по инструкции. На чистом листе нелинованной бумаги предложите ребенку нарисовать следующее: «Нарисуй в середине квадрат, над квадратом и под квадратом на равном расстоянии – круги одинаковой величины. Справа от квадрата рисуем треугольник, слева у каждого круга тоже по треугольнику. В середине квадрата нарисуем маленький кружок и т. д.
Важные правила для заботливых родителей и внимательных педагогов:
- Ни в коем случае нельзя переучивать ребенка работать правой рукой. Это может привести к серьезным нарушениям здоровья.
- Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.
- Обучая левшу, старайтесь сделать процесс ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами, и руками, не столько через слова, сколько через предметы.
- Для леворуких детей трудна работа в больших группах, поэтому давайте им чаще индивидуальные задания без жестко регламентированных условий.
- Свет при работе вашего ребенка должен падать справа. При обучении письму используйте "Прописи для леворуких детей", разработанные М.М. Безруких.
- Делайте пальчиковую гимнастику - так как развивая пальцы вы стимулируете работу обоих полушарий.
- Не переусердствуйте с соблюдением режима, если ребенок левша - для него жесткое следование режиму может быть непомерно трудным.
- Ваш малыш нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он левша или правша, просто каждый ребенок уникален и неповторим по-своему.
- Не забудьте поздравить своего ребенка 14 августа с праздником - Международным днем левши.
Предлагаем тесты, определяющие "левшество", которыми могут воспользоваться родители и педагоги дошкольников.
Тесты для определения ведущей руки.
Проводя тесты, желательно как можно меньше показывать самому. Предметы располагаются таким образом, что их одинаково удобно взять и правой, и левой рукой. Малышей тестируют в игровой форме. В каждом тесте одна рука играет более пассивную роль. Так, при раздаче карт, неведущая рука держит карты, а ведущая - раздает их. При нанизывании бисера - одна держит неподвижно леску или нитку, а другая активно нанизывает бисер на нитку в иголку.
Первое задание — рисование. Положите перед ребенком лист бумаги, ручку или карандаш, предложите ему нарисовать то, что он хочет (или может). Не торопите ребенка. После того, как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. В этом задании учитывается не только, какой рукой ребенок работает, но и качество работы правой и левой рукой.
На это задание следует обратить особое внимание. Если трудно выделить какой рукой графические движения выполняются лучше, обратите внимание в каком случае ребенок работает более ловко, более легко, без напряжения, в каком случае штрихи более ровные, четкие.
Второе задание - открывание небольшой коробочки, например, спичечного коробка. Ребенку предлагается несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку в одной из коробочек». Ведущей считается та рука, которая совершает активное действие (открывает, закрывает).
Третье задание - раскладывание карточек (карт). Все карточки (карты) ребенок должен взять в одну руку, а раскладывать другой. Ведущая - та рука, которой раскладываются карточки.
Четвертое задание - «Игра в мяч». Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить мяч ему несколько раз.
Пятое задание — соединить 5-6 скрепок в цепочку. Ведущая та рука, которая действует более активно.
Шестое задание — нанизывание бисера (или пуговиц для младших школьников) на иголку с ниткой. Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку.
Седьмое задание — выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2—3) с завинчивающимися крышками. Ведущая та рука, которая более активна. Учтите, ребенок может крутить и крышку, и флакон (баночку). Для этой же цели можно использовать круглые пеналы.
Восьмое задание - развязывание узелков. Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура (лучше шелковистого) средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел).
Девятое задание - «Построй из кубиков дом, ограду и т.п.». Как ведущая оценивается рука, чаще берущая, укладывающая и поправляющая кубики.
Десятое задание - нарисовать десять крестиков и стереть их ластиком. Ведущая — более активная рука.
При выраженном предпочтении левой руки в задании ставится знак плюс (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой — в графу «Правая рука». Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставится в графу «Обе руки».
№ |
Правая рука |
Левая рука |
Обе руки |
---|---|---|---|
1 |
|||
2 |
|||
3… |
Леворуким считается ребенок, получивший более 6 плюсов в графе «Левая рука». Если такой ребенок берет ручку в левую руку и пытается писать ею, нецелесообразно его переучивать и заставлять его писать правой рукой.
Тесты для определения ведущего глаза.
Первое задание -ребенку дают лист бумаги с небольшим отверстием. Его просят держать лист на вытянутых руках и смотреть двумя глазами на переносицу взрослого, стоящего в нескольких метрах перед ним. При этом взрослому обычно виден либо правый, либо левый глаз ребенка.
Второе задание -рассматривание в подзорную трубу. Рассматривание делается обычно ведущим глазом
Третье задание -моргание одним глазом. Ребенку предлагается моргнуть одним глазом, закрывается обычно неведущий глаз.
Тест для определения ведущего уха.
Ребенка просят послушать тикают ли часики. Маленькие часики должны лежать или висеть перед ребенком строго по центру. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тиканье разными ушами.
Тесты для определения ведущей ноги.
Первое задание -закидывание ноги на ногу. Сверху часто оказывается функционально преобладающая нога.
Второе задание -скакалка. Предлагается сделать несколько скачков через скакалку. Ведущая нога поднимается первой и становить впереди неведущей.
Третье задание -игра с мячом. Ребенку предлагается попасть мячом в цель ударом правой или левой ног.
Литература для педагогов и родителей.
- Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, «ЛИТУР»,2001.
- Безруких М.В. Леворукий ребенок. М.: Вентана- Граф,2004 (Прописи для левшей)
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг.-СПб.:1998
- Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов/ С.Е.Гаврина, Н.Л. Кутявина, Г.В. Топоркова, С.В. Щербинина. Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия холдинг,2000
- В.В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб:- ИЧП «Хардфорд», 1996
- Макарьев И.С. Если ваш ребенок – левша. 2-е изд. СПб.: Издательство «Лань», 2003
- Семенович А.В. Эти невероятные левши.М:, «Генезис»,2004