+7 (812) 715-12-06VK

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00

Надвоцкая Г.А., педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района

Страх – одна из самых сильных эмоций человека. Она бывает вызвана реакцией организма на ситуацию реальной или мнимой опасности для здоровья и благополучия. Эта эмоция имеет защитный характер (срабатывает как инстинкт самосохранения) и сопровождается определенными физиологическими изменениями. Например, резко сужается внимание и оно, как правило, ограничивается объектом или ситуацией, сигнализирующей об опасности. Повышается интенсивность обменных процессов, что приводит к усилению сопротивляемости организма, мобилизации защитных систем организма. 

Страх может быть полезным, помогающим нам уберечься от опасности. А может быть бесполезным, тогда, когда он необоснован (например, страх перед неявной угрозой), с ним связаны чувства тревоги и беспокойства, бессилия и беспомощности.

Страх условно делится: на

  1. «природный» – инстинктивный страх (например, резкий звук или ситуация опасности)
  2. «социальный» - приобретенный страх (страх неуспешности, оценки), внушенный (не ходи туда – там опасно)

Социальный страх в свою очередь можно условно разделить на:  

  • Ситуационный – в какой-то конкретной ситуации возникающий в крайне опасной или шокирующей ситуации (стихийное бедствие, укусила собака, и т.п.)
  • Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например, его мнительностью и повышенной тревожностью (страх грязных рук, чиханий, телесного контакта в транспорте)

Различают страх и по степени интенсивности:

  • Обычный (или естественный страх) - сопровождается учащением пульса, мобилизацией защитных функций, он, как правило, кратковременен
  • Возрастной – более длителен во времени, от 3–4 недель, может быть чуть дольше
  • Патологический – затрагивает нормальную жизнь, мешает или нарушает ритм жизни, и самое важное нарушает гармоничное развитие ребенка на протяжении длительного времени.

Итак, чего же могут бояться наши дети?

Наблюдательные родители и опытные психологи выявили, что в некоторые возрастные периоды активизируются определенные страхи.

Детские страхи - одно из распространенных явлений у детей от 1 года до 7-ми лет (дошкольный период). В этот период преобладают так называемые природные страхи, основанные на инстинкте самосохранения.

В 7–10 лет (период активной социализации, появление новых требований к ребенку) наступает условное равновесие между природными и социальными страхами.

Если описать это более подробно, то можно выделить конкретные страхи, свойственные каждому периоду жизни.

  

1 год жизни

  • Страх новой окружающей среды
  • Страх отдаления от матери
  • Боязнь посторонних людей

От 1 до 3 лет

  • Боязнь темноты (основной страх в этом возрасте)
  • Страх оставаться одному
  • Ночные страхи

3–5 лет

  • Страх одиночества, то есть страх “быть никем”
  • Страх темноты
  • Боязнь замкнутого пространства
  • Боязнь сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми)

 5–7 лет

  • Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.
  • Боязнь родительского наказания
  • Страх перед животными
  • Боязнь страшных снов
  • Боязнь потерять родителей
  • Страх смерти
  • Боязнь опоздать
  • Страх перед заражением какой-то болезнью

 7–11 лет

  • Боязнь школы (“Школьная фобия”)
  • Страх “быть не тем”
  • Боязнь сделать ошибку
  • Боязнь плохой оценки

10–16 лет

  • Страх перед изменением своей внешности
  • Страх “быть не собой”
  • Навязчивые страхи, опасения, сомнения межличностного происхождения.

Причинами детского страха может стать не только проживание определенного периода взросления (имеется в виду возрастной страх), а очень часто:

  1. Чрезмерная тревожность родителей (или других значимых для ребенка взрослых) с излишней заботой и опекой. Если каждый день говорить с тревогой - "Оденься теплее, а то простудишься", "не подходи к собаке- укусит", "не подходи к дороге, машина может задавить", то можно внушить страх ребенку ко всему миру вокруг.
  2. Негативный детский опыт (конкретная ситуация, вызвавшая страх. Например, напугала собака)
  3. Ошибки в воспитании (гиперопека, или наоборот отсутствие контроля, расхождение слов и действий родителей, непоследовательность воспитательный действий, незнание возрастных особенностей развития детей, и др.)
  4. Особенности характера ребенка. Такие, например, как впечатлительность, фантазирование.
  5. Очень часто конфликты, насилие, агрессия в семье провоцируют появление многочисленных страхов у ребенка.

Для того, чтобы ваш ребенок был более уверенным и смелым необходимо:

  1. Заранее готовить ребенка к новым событиям. На доступном для возраста ребенка языке описывать различные сложные ситуации и варианты их преодоления.
  2. Развивать его интерес и активность в занятиях спортом и творчеством.
  3. Проводить совместно с ребенком свободное время, учитывая его возраст, интерес, возможности.
  4. Уметь слушать и слышать ребенка. Больше обнимать, целовать.
  5. Важно научить ребенка понимать свои эмоции и управлять ими.

Некоторые рекомендации, если Вас беспокоят страхи ребенка:

  1. Если Вы видите, что ребенок напуган, испытывает страх, важно успокоиться самим. Ваша уверенность и спокойствие поможет преодолеть страх вашему ребенку
  2. Не принижайте страх ребенка словами "Не бойся", "Это не страшно". Не ругайте ребенка и не высмеивайте его. Это только усугубляет детские страхи.
  3. Важно знать, что проговаривание, прорисовывание, проигрывание уменьшает детский страх.
    • Поэтому поговорите с ребенком о том, что именно его пугает, чего именно он боится. Расскажите, как вы справлялись со своими страхами, когда были в его возрасте.
    • Начните читать сказки, придумывать истории, в которых герои преодолевают свой страх. Предложите нарисовать этот страх. С помощью рисунков можно устранить даже такие страхи, причиной которых является игра воображения, то, что никогда не происходило, но, по мнению ребенка, может произойти.
    • Или воспользуйтесь игрушками и разыграйте сценки страха ребенка и его победы над ним, и пусть ребенок будет «режиссером» этого спектакля.
    • Почаще играйте с ним в подвижные игры, такие, например, как «Прятки», «Пятнашки» и т.п. Такие игры снимают у ребенка избыток торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, в замкнутом пространстве, при попадании в незнакомую обстановку. Через игру ребенок становится более уверенным в себе, избавляется от излишней застенчивости.
  4. Помните, самое страшное для ребенка — это потерять Вашу любовь. Поэтому, совершенно недопустимо использовать этот детский страх для того, чтобы добиться от ребенка желаемого поведения. Если Вы говорите, что разлюбите его, уйдете, отдадите «дяде полицейскому», то это может стать причиной более серьезных детских страхов.
  5. Если Вы не знаете, как ему помочь, то обратитесь к специалистам, психологам. Существует множество способов преодоления детских страхов. Хорошо, если малыш избавится от них в детском возрасте и не заберет их во взрослую жизнь.

Как действовать и как поговорить с ребенком, когда ему страшно?

  1. Выслушать ребенка. Быть внимательными к тому, что говорит ребенок. Важно сказать ребенку: «Я тебя понял(а). Ты сейчас боишься (тревожишься, переживаешь)….
  2. Поддержать. Можно сказать: «Я сейчас с тобой. Я рядом.»
  3. Предложить выбрать варианты изменения ситуации. Спросить ребенка: «Что тебе поможет?» и предложить два варианта на его выбор. Примечание: Варианты подбирают сами родители, исходя из конкретной ситуации, вызывающей страх, возраста ребенка, его возможностей, личностных особенностей.

Например, ребенок боится спать в темной комнате. Можно предложить: Выбирай, что тебе поможет заснуть - оставленная включенной ночная лампа или приоткрытая дверь. 

Детские страхи — это явление распространенное. К счастью, большинство детских страхов, а именно обусловленные возрастными особенностями, со временем проходят, но именно родители (или близкие, значимые люди) должны постараться, чтобы эти страхи не стали болезненно навязчивыми и не сохранились на длительное время.