+7 (812) 715-12-06VK

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00

Педагог-психолог Москвичева Ирина Борисовна
Учитель-логопед Ильканич Александра Юрьевна

Когда родители отдают ребенка в школу, они, как правило, ждут только хорошего. Но не всегда оправдываются их ожидания. У некоторых детей начинаются трудности. Родители ссорятся с детьми во время выполнения домашних заданий. Детей, испытывающих трудности с учебой, называют ленивыми, глупыми, не желающими проявлять старательность. Но как показывает практика дело здесь не только в лени. Остановимся на некоторых причинах: Нарушения письменной речи, такие как дисграфия, дислексия и дизорфография.

Нарушения письменной речи, как правило, можно диагностировать во втором полугодии второго класса, а не усвоение орфографических правил к концу младшей школы. К концу первого класса, уже можно увидеть возникающие трудности в овладении процессами письма и чтения. Однако предпосылки к возникновению данной проблемы закладываются еще в дошкольном возрасте. Нарушения письменной речи могут иметь различные причины возникновения.

Как отмечает автор трудов по нарушениям письменной речи Садовникова И.Н. и дисграфия и дислексия – частичное расстройство процессов чтения (дислексия) и письма (дисграфия). Однако, по отношению к младшим школьникам целесообразней говорить не о нарушении, а о трудностях овладения письменной речью. У родителей может возникнуть вопрос, являются ли ошибки на письме у их ребенка «звоночком» к возникновению стойкого нарушения. Для разграничения нормы письма детей и патологии стоит понимать, что ведущий показатель наличия любого речевого (а письменная речь – тоже речь) нарушения – наличие стойких специфических ошибок, не связанных с интеллектуальными нарушениями, а также нарушениями слуха, зрения и частыми пропусками уроков. Когда мы говорим о дисграфии, стоит понимать, что ошибки, возникающие у ребенка, носят стойкий характер и требуют коррекционной работы, без которой эти ошибки не уйдут.

Немало важно сказать и о причинах нарушений письменной речи. К ним может привести большое количество факторов, таких как задержка в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи (действие таких причин обусловлено неблагоприятными факторами в разные периоды развития ребенка), либо же дефекты устной речи, которые не удалось скорректировать в дошкольном возрасте, например, недоразвитие фонематических функций (трудности распознавания звуков ребенком) или смешение схожих звуков в речи. Именно это обуславливает важность коррекции дефектов звукопроизношения еще в дошкольном возрасте.

На письме ребенка можно заметить замены, перестановки, повторения и пропуски букв и слогов, несоблюдение строки, неправильное написание букв или их элементов. В дальнейшем ребенок старается использовать короткие фразы на письме, ограничивает количество слов, допускает грубые ошибки, возникают трудности не только с написанием текста, но и с чтением. Как становится ясно, симптоматика дисграфии может быть разнообразна. Наиболее распространенная классификации дисграфии, разработанная сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена:

  • Артикуляторно-акустическая дисграфия (написание ребенком букв, слогов и слов зависит от его произношения. Неправильное проговаривание звуков «про себя» приводит к ошибкам на письме, так как проговаривание слов с неправильно произносимыми звуками отражается в письменной речи. Может выражаться в пропусках букв, заменах на схожие звуки)
  • Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (трудности различения звуков «на слух» приводят к стойким нарушениям на письме. Может выражаться в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам, например ч – ть, ч – щ, ц – с и т.д.), неправильном обозначении мягкости («лубит» - вместо «любит)
  • Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (в основе лежит нарушения языкового анализа и (деление предложения на слова) и синтеза, слогового и фонематического анализа и синтеза (деление слов на составляющие звуки, усвоение их количества и порядка, умение составлять слова из звуков). Может выражаться в искажении звукобуквенного состава слов, заменах букв, пропусках гласных, пропусках согласных в стечениях, перестановках букв, добавлении букв, пропусках, перестановках и добавлении слогов, слитном написании предлогов со словами, нарушениях деления предложений на слова.
  • Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Может проявляться на уровне слов, словосочетаний и предложений, нарушении смысловых связей в предложении, искажении структуры слова, замене суффиксов, изменении падежных окончаний, нарушениях согласования слов, пропусках членов предложений, нарушении последовательности слов.
  • Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений, и может проявляться в заменах сходных по написанию букв, искажении букв или их элементов, зеркальном написании букв или их элементов.

Помимо этого, важно обращать внимание на моторное развитие ребенка. Низкий уровень развития ручной моторики может приводить к ошибкам в письменной речи. Поэтому очень важно развивать не только речь ребенка, но и его моторные функции, в общей, ручной и артикуляторной моторике.

Дислексия – избирательное нарушение способности человека навык чтения, связанных с несформированностью высших психических функций. А по мнению нейропсихологов, а также в большинстве зарубежных стран под термином дислексия понимают трудности в овладении чтением, письмом, арифметикой, нарушением развития моторики и координации, дефицит внимания. Из-за того, что ребенок не умеет быстро читать или неправильно переписать текст с доски, он не увидел своего результата, да еще услышал критику от учителя у него складывается низкая самооценка. Возможно, у него сложились плохие взаимоотношения с одноклассниками, которые смеялись над ним, когда он читал в классе и забавно произносил слова и путал буквы в окончаниях слов. Все, что ребенок «не любит» в школьном возрасте чаще всего «не может». Главное - взрослым это осознать и вовремя ребенку помочь и устранить. Добиться того, чтобы ребенок не потерял интерес к обучению. Если коррекционные занятия не проводить год-другой, то существенного прогресса в развитии не будет, а уровень школьной нагрузки с каждым годом возрастает. На коррекционных занятиях дети много двигаются, говорят, пишут, играют, специалисты нашего центра, детских садов и школ используют обилие разных методов для устранения проблем, а также используют индивидуальный план работы. Подчеркну, нельзя во всем полагаться только на специалистов, особую роль в гармоничном развитии головного мозга занимают родители, которые должны заниматься с ребенком и выполнять рекомендации специалистов, тогда процесс обучения дается ребенку легче. Необходимо сотрудничество и общее понимание целей между специалистами ребенком и его родителями.

Родитель и ребенок должен обязательно иметь веру, мотивацию и стремление, тогда он сможет преодолеть барьеры, которые мешают ему добиться успехов в обучении, а родителям эти советы тоже пригодятся:

  1. Если Вы замечаете у вашего ребенка проблемы – обращайтесь к учителям, не игнорируйте эти проблемы. Ошибки могут возникать далеко не только от лени, невнимательности или в силу возраста. Предупредить проблему проще, чем в дальнейшем её решать. Обратитесь к специалистам психолого-педагогического центра, с целью диагностики устной и письменной речи Вашего ребенка. Помимо этого, существуют групповые и индивидуальные занятия, который ребенок сможет посещать после школы, по рекомендации специалистов центра.
  2. Трудности надо воспринимать как нечто особенное. Ведь трудности – это, прежде всего, то действо, которое сопровождается азартом, когда их преодолеваешь, и особенно радуешься положительным результатам, как особой для себя победой. Ученые называют это «желательными трудностями», который имеет положительный психотерапевтический эффект.
  3. Хвалить ребенка в меру и правильно. Об этом мы много говорим на наших занятиях в «Родительском Университете».
  4. У вашего ребенка нет «сильных» и «слабых» сторон. «Сильные» и «слабые» стороны человека - это относительные суждения. «Задумайтесь, действительно ли вы не можете освоить какой-то навык потому, что у вас нет способностей. Или вы просто думаете, что не сильны в этом, тоже самое касается детей, не нужно внушать ребенку, что у него способности только к математике, а языки - это не его сфера» (Джо Боулер, педагог, профессор, доцент кафедры математического образования в Стенфордском Университете, занимается развитием мышления у детей и взрослых) «Лишь в редких случаях, мы пасуем перед трудностями по объективным причинам – чаще всего мы сами убеждаем себя, что не справимся с ними.
  5. Используйте выражения, которые помогут вашему ребенку поверить в себя и двигаться дальше к намеченному пути. Например, мы часто слышим, от ребенка слова: «Я не могу это сделать, я не знаю - как». Его можно исправить: «Ты просто не нашел способ, и помочь найти этот способ (не искать вместо него, а подтолкнуть его к поиску). Джо Боулер советует направлять ребенка к самостоятельным открытиям, поощрять любопытство.
  6. Используйте игровую форму в обучении и развивайте речь вашего ребенка. Существует большое количество игровых пособий и в целом игр, направленных на развитие речи детей. По возможности проконсультируйтесь у логопеда, какие игры будет целесообразней использовать для Вашего ребенка.

Некоторые советы - коротко

Будьте для своих детей опорой!!!

  • Не ждите, что все пройдет само. Не пройдет.
  • Имейте терпение, работайте над собой, если вы его теряете.
  • Учтите, что каждый ребенок индивидуален. Ищите подход.
  • Не сдавайтесь. Ребенок не должен чувствовать себя неполноценным.
  • Ищите учителей с индивидуальным подходом. Особенно важен учитель в начальных классах. (Я знала много учителей, преподающих в 5 – 11 классах с добрым сердцем и великим терпением, которые сумели изменить отношение детей к учебе).
  • Никогда не давайте детей в обиду. Не оставляйте наедине с их проблемами.
  • Ребенка, у которого сложности с учебой НЕЛЬЗЯ: ругать, стыдить, унижать, обижать!

Как помочь ребенку? Профилактика нарушений письменной речи в дошкольном возрасте

Так как одно из правил – профилактика и своевременная помощь ребенку, который находится в зоне риска возникновения нарушений письменной речи, следует позаботиться о развитии ребенка ещё в дошкольный период.

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) следует обратить внимание на то, правильно ли произносит ребенок все звуки речи. В этом возрасте ребенок не только совершенствуют произнесение всех звуков русского языка, но и учится различать звуки на слух, составлять из них слова и наоборот разбирать слова на звуки, определять первый и последний звук, количество звуков в слове, их порядок. В предшкольный период ребенок уже не путает даже сходные по звучанию звуки, может определить нужный звук в слоге и слове, делить на слоги слова, понимать, что звук – мы можем услышать, а букву увидеть. Очень полезно при составлении букв использовать счетные палочки, пластилин, в домашних условиях различные крупы, подручный материал, песок, рисовать буквы пальцем в воздухе. Учитывая то, что дисграфии бывают нескольких видов, и могут быть связаны не только с неправильным произношением звуков, трудностями фонематических процессов, не забывайте и о зрительной гимнастике, различных играх, направленных на мышление, ориентировку в пространстве, такие как графические диктанты, лабиринты, зеркальное рисование, дорисовывание элементов, закрепите умение различать лево и право. Помимо упражнений, связанных непосредственно со звуками родного языка используйте общие речевые игры и упражнение на увеличение словарного запаса ребенка, грамматического строя речи (словообразования: «назови ласково», «кто где сидит?», «что из чего сделано?» и словоизменения: «один – много», «1,2,5», отвечайте на вопросы падежных форм, четко проговаривания окончания слов), упражнения на называние предлогов, развивайте связную речь ребенка в обсуждениях и пересказах.

Для более глубокой и точной диагностики речевого развития ребенка мы рекомендуем обратиться к логопеду ЦППМСП в старшем дошкольном возрасте, а в подготовительной к школе группе пройти диагностику готовности к школе у психолога центра.