20 апреля 2017 года на базе Государственного образовательного учреждения дополнительного образования Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Василеостровского района СПб состоялся районный семинар для педагогов на тему «Профилактика компьютерной зависимости у подростков. Безопасный интернет».
С сообщениями выступили:
- Татьяна Владимировна Александрова, педагог-психолог, методист ЦППМСП Василеостровского района. Она рассказала оважности организации профилактической работы по компьютерной зависимости в ЦППМСП Василеостровского района.
- Татьяна Евгеньевна Мазурчак, педагог-психолог ГБОУ гимназии №363 Фрунзенского района. Татьяна Евгеньевна представила список рекомендаций для родителей по предотвращению чрезмерной увлеченностью виртуальной реальностью у детей(ниже приведены тезисы ее выступления).
- Светлана Александровна Котова, педагог-психолог ЦППМСП Колпинского района, которая познакомила коллег со своей программой «Дети в интернете. Основы безопасности», предназначенной для младших подростков. Были показаны интересные видеоролики и предоставлена участникам семинара возможность выполнить некоторые упражнения по усвоению материала занятий.
Сообщения участников семинара вызвали большой интерес и оживленную дискуссию.
Тезисы выступления на родительском собрании педагога-психолога Татьяны Евгеньевны Мазурчак «Сайты смерти. Как уберечь подростка от негативного влияния»
1. Что происходит
Последнее время все чаще на различных каналах ТВ появляются сообщения о случаях суицида среди подростков. В социальных сетях все чаще заявляют о себе так называемые «группы смерти» для подростков, целью работы которых является доведение подростков до самоубийства. Названия этих групп хорошо известны многим юным пользователям интернета: «Голубой кит», «Тихий дом», «F57», «Фея огня», «Беги или умри» и другие.
Кураторами этих групп разрабатываются специальные задания – квесты, которые подводят подростка к последней черте. Так называемые «киты» вербуют подростков в интернете, полностью подчиняя себе их сознание и волю, навязывают им культ смерти как единственного выхода из круга проблем, окружающих подростка (взаимоотношения с родителями, одноклассниками, учеба и т.д.).
Задача группы «Синий кит» - сделать все, чтобы ваш ребенок погиб. Все задания «китов» рассчитаны на детскую впечатлительность и выход адреналина: они опасны, необычны, секретны. «Ты поиграй и все изменится. Выйти из «игры» сложнее, чем в нее войти: куратор следит, шантажирует, угрожает расправой с родителями и др.
Причины кураторства:
- Желание властвовать. В реальной жизни добиться власти не удалось.
- Социопатическая характеристика личности: получение удовольствия, когда делаешь другому больно, завышенная самооценка, считают себя центром вселенной, умение подчинять других собственному влиянию.
- Деньги, за доведение до самоубийства - получают гонорар.
2. Кто виноват
Невнимание со стороны родителей.
Да, подростковый возраст – сложный период жизни. Это период сепарации ребенка от родителей. Желание принадлежности к группе, где тебя понимают и поддерживают.
Если подросток не находит понимания и принятия в семье, он начинает их искать в других местах. Стремление освободиться от контроля со стороны родителей.
Если родители устраняются от воспитания, дают ребенку полную свободу, то он начинает испытывать чувство тревоги и отторжения от семьи. Поэтому поведение подростка надо контролировать, необходимо установить в семье определенные поведенческие нормы и придерживаться их и, конечно же, следует четко и недвусмысленно выражать свое отношение к тем или иным поступкам своего ребенка. Именно родители являются для ребенка источником эмоционального тепла и поддержки, без которых он чувствует себя беззащитным и беспомощным. Подростки, лишенные этой поддержки, чаще попадают в беду. Можно сказать, что « подают с крыш» дети, уже выпавшие из-под контроля семьи.
Общие черты детей, участвующих в «группах смерти»:
- Некритичное восприятие информации. Как только появлялся вопрос - кто вы? Зачем это нужно делать? - дети изгонялись из группы. Неумение сказать «НЕТ».
- У этих детей специально нарушался режим сна. Подростковый возраст - время запредельной нагрузки на все системы органов. Сон - возможность упорядочивания информации и восстановления на всех уровнях. Просоночное состояние - это транс. Во время такого транса можно впихнуть в ребенка (и во взрослого) все, что угодно. Если ребенок не выспался - у него повышается уровень тревоги, внушаемости, понижается иммунитет как физический, так и психологический.
- Они слушали "специальную музыку" и читали определенные тексты.
- Они "заслуживали" участие в группе.
Если внутри нас есть программа - любовь, внимание, поощрение, поглаживание нужно заслуживать - нас легко подсадить на крючок. Дети должны знать - любовь родителей, место в сердце родителей у них есть всегда. Есть ли у ребенка это ощущение - меня любят просто так? - У детей нет ощущения принадлежности к чему-то большему. Есть ли у ребенка в реальной жизни ощущение МЫ? Есть ли домашние ритуалы, есть ли ощущение принадлежности к силе рода? Есть ли ощущение ответственности и своего вклада в семью?
Первое домашнее задание, которое я даю семьям - сделать семейный портрет, где были бы все члены семьи. Он должен висеть в комнате ребенка - чтобы подсознание воспринимало - мы команда, мы вместе. - Нет ощущения своей ценности и значимости в жизни.
- У этих детей существует аутоагрессия. Потребность в самонаказании. Если у ребенка есть ощущение вины - он будет искать способ себя наказать. Если он злится на себя за то, что не оправдывает своих или чужих ожиданий, если он винит себя за состояние, за отношения родителей - он ищет способы самобичевания -от грызения ногтей, до шрамирования и прочие.
- Еще раз повторю - если жизнь ребенка - только школа - он захочет "спастись".
- Тема сложная, но, наверное, самая важная - о радости и о жизненности. Что мы можем противопоставить выбору смерти - осмысленную радостную ЖИЗНЬ. Чем наполнена наша собственная жизнь? Дети боятся взрослеть, глядя на наши усталые обогащенные интеллектом, но безрадостные озабоченные лица. Получаем ли мы удовольствие от жизни? Умеем ли мы благодарить? Позволяем ли себе хоть немного радости и удовольствия?
- Эти дети имеют общие симптомы:
- появление шрамов (помним, что иногда каждый может порезаться),
- разговоры о бессмысленности жизни (помним, что подростковый возраст - и есть время таких вопросов)
- прощание, складывание вещей и завершение дел (такое тоже бывает, иногда и у них бывает потребность упорядочить жизнь)
- после напряжения, эмоциональной нестабильности - ощущение покоя, умиротворения и ощущение принятого решения (вполне возможно, что наконец, получили смс от любимого человека)
- неожиданный прилив нежности или наоборот отстранения, просьбы простить (здоровые подростки маятником также качаются от раздражения к нежности).
3. Что делать:
- Больше общайтесь со своими детьми! Сколько времени общаетесь? - 30 мин в день.
- Не ругайте их из-за ерунды. Постоянное недовольство ребенком не заставит его измениться в лучшую сторону. «Больше всего наши дети нуждаются в похвале и одобрении, когда меньше всего его заслуживают»
- Ласковые слова мамы – прививка от одиночества для ребенка.
- Почаще обнимайте их! 8 раз – это минимум для успешного развития ребенка. На тактильном уровне вы сообщаете ему – ты любим, ты нужен, ты значим, ты важен, я с тобой!
- Переключайте на позитив, на яркие стороны жизни: любовь, здоровый образ жизни, природу, путешествия, совместный досуг, читайте детям!
- Интересуйтесь друзьями и делами вашего ребенка
- Проверяйте контакты ваших детей в жизни и в сети!
- НЕ ГОВОРИТЕ О «СИНИХ КИТАХ» С РЕБЕНКОМ!