+7 (812) 715-12-06VK

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00

29 мая 2020 года, накануне Дня защиты детей, специалисты ЦППМСП совместно с представителями комиссий по делам несовершеннолетних и СОН «ЦСПСиД» приняли активное участие в дистанционном научно-практическом семинаре «Организация кризисной помощи, социальная и психологическая реабилитация детей, пострадавших от сексуального насилия».

Организовал семинар Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности в рамках реализации мероприятий, предусмотренных государственной программой Санкт-Петербурга «Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге», посредством Городской системы видеоконференцсвязи исполнительных органов власти.

Выступали представители Санкт-Петербургского фонда кризисной психологической помощи детям и подросткам «Новые Шаги» - некоммерческой организации, объединяющей психологов-профессионалов, работающих в области оказания помощи детям и семьям: Алексеева Ирина Алексеевна - психолог-консультант, генеральный директор фонда и Зыков Андрей Валерьевич - психолог-консультант, преподаватель СПб Института Практической психологии «Иматон».

Были подробно освещены следующие теоретические и практические вопросы:

  • Сексуальное злоупотребление по отношению к детям.
  • Актуальное соотношение юридической и психологической классификации случаев сексуального насилия в отношении детей и подростков.
  • Последствия сексуальных посягательств: этапы (острые реакции на травму, 72 часа), отдаленные последствия – кризисный период реабилитация).
  • Медицинская, правовая и психологическая помощь детям, пострадавшим от сексуального насилия.
  • Сексуальное насилие в семье. Особенности помощи детям, пережившим инцест.
  • Направления социально-психологической реабилитации детей в интернет среде. Оказание своевременной помощи детям и подросткам.
  • Практика и опыт оказания помощи детям, пережившим насилие в сложной санитарно-эпидемиологической ситуации.
  • Оценка эффективности оказания кризисной помощи.

Основные тезисы семинара

Виды сексуального злоупотребления по отношению к детям:

  • Сексуальная эксплуатация детей: злоупотребление их беспомощностью для непосредственного удовлетворения собственных потребностей взрослого или в коммерческих целях.
  • Подавление детской сексуальности, будь то физическое повреждение половых органов ребенка или очернение и подавление его нормальных сексуальных интересов.
  • Эротизация детей через создание среды, которая может искусственно стимулировать детскую сексуальность в ущерб другим задачам развития.

( Д. Финкельхор, 1998)

В этих ситуациях специалистам необходимо обращать внимание на актуальное состояние ребенка, и на то, как условия жизни и обращения с ребенком могут влиять на его здоровье и дальнейшее развитие.

Также были рассмотрены такие юридические понятия как изнасилование; насильственные действия сексуального характера; понуждения к действиям сексуального характера; половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16 лет; развратные действия.

В случае с сексуальными злоупотреблениями в отношении маленьких детей, насилие и принуждение как таковое может не просматриваться в силу отсутствия жизненного опыта и четкого понимания социальных норм. Степень психологической травматизации в результате сексуального насилия часто зависит от возраста ребенка. Наиболее острые переживания присущи подросткам, возможны эмоциональные нарушения, депрессия и суицидальные попытки. Вопросы к ребенку и даже к подростку по поводу того, «почему он не кричал», «не звал на помощь», «не убежал», часто лишены всякого смысла, так как дети изначально зависимы от взрослых, их учат быть послушными. Был напомнен известный социально-психологический феномен: девять из 10 детей уходят с незнакомыми взрослыми, даже если их предупреждали об осторожности.

Но по статистике 70-80% случаев насилия над детьми совершают, к сожалению, близкие люди или родственники, мужчины. Причем психологические последствия при инцесте могут быть гораздо более тяжелыми. По мнению И.А. Алексеевой, для психологической реабилитации в таком случае может потребоваться не менее 1,5 – 2 лет непрерывной работы со специалистом. Тогда как для снижения психологической травматизации в результате контакта с незнакомцем, бывает достаточно и 10-12 сеансов. В случае семейного насилия, противоправные действия в отношении детей могут длится годами и может возникать синдром «адаптации ребенка к сексуальному насилию».

Основные компоненты психологической помощи детям и подросткам в случае сексуального насилия:

  • Отреагирование. Доверие клиенту.
  • Относительная девальвация события: «беда, но не катастрофа».
  • Адекватная атрибуция ответственности за насилие, преодоление чувства вины.
  • Нормализация отношения к себе, другим людям, сексуальным отношениям, браку, любви, будущему.

По мнению А.В. Зыкова, важно предоставить ребенку возможность выразить негативные чувства в адрес насильника. При этом необходимо понимать, что у ребенка в случае инцеста возможны амбивалентные чувства, в том числе привязанность. Особенно психологическая помощь необходима в случае развития посттравматического стрессового синдрома, который может быть отставленным.

Рекомендации для родителей:

  • Сильно не драматизировать.
  • «Не пытать», не заставлять рассказывать.
  • Уважение, доверие к ребенку.
  • Обращаться за помощью к специалистам.

Для оценки эффективности кризисной помощи следует обращаться к методикам определения самооценки, актуального эмоционального состояния, наличия тревоги, чувства вины, коммуникативных качеств до и после психологической работы. Необходимо стараться избегать ретравматизации детей и подростков в процессе работы различных специалистов – медиков, юристов, правоохранительных органов, социальных служб и т.п.

Алгоритм действий педагога, если ребенок сообщает о насилии или жестоком обращении:

  • Спокойно выслушать.
  • Выяснить у ребенка, кому в семье он доверяет, кому из близких можно об этом рассказать.
  • Сообщить администрации учреждения. Совместно решить, кто из взрослых будет привлечен к решению ситуации.
  • Оказать ребенку поддержку, объяснять, что и зачем возможно будет происходить: регламент первых обращений, куда ребенок будет направлен.
  • Социально-реабилитационный центр или индивидуальная работа со специалистами

Важный момент на всех этапах работы с семьей и ребенком – обеспечение безопасности ребенка, профилактика его ретравматизации.

Обзор по материалам семинара подготовила педагог-психолог Л.Ю. Баскакова-Перминова