Участники семинара «От слова к делу: рецепты создания действующих служб медиации в школе» обсудили перспективы развития Служб медиации в Санкт-Петербурге. Начиная с 2014 года и по настоящее время Службы научились применять медиацию и медиативный подход в урегулировании школьных конфликтов, формировать команды старшеклассников, включенных в деятельность службы. Достижением школьной медиации Санкт-Петербурга является развитие медиации ровесников: во многих школах старшеклассники проводят занятия с учениками начальной и средней школы, учат их решать конфликты с помощью переговоров, а также сами становятся медиаторами в конфликтах между одноклассниками. В городе сформирована система подготовки медиаторов-ровесников, в том числе, в рамках городских конкурсов «Турнир команд медиаторов-ровесников» и «Мастер переговоров».
Семинар «От слова к делу: рецепты создания действующих служб медиации в школе» посвящен оценке форм и методов обучения школьной медиации, поиску новых способов поддержки действующих служб медиации, становлению и развитию новых. Семинар
Используя в качестве примера содержание страниц служб медиации, участников Городского конкурса, спикеры семинара высказывались о важности грамотного документационного обеспечения деятельности служб медиации, о необходимости ежегодного обновления ряда документов СШМ, о смысловом единстве текстов по школьной медиации, об актуальном представлении активностей медиаторов-ровесников. Страница службы медиации на сайте школы помогает сохранить информацию о ее деятельности, раскрывает содержание метода медиации, мотивирует коллег присоединиться к разработке материалов, обучать детей, предлагать взрослым приемы эффективной коммуникации.
Материалы от спикеров семинара
- Ковалева Алена Александровна, заместитель директора по правовым вопросам ГБОУ гимназия № 586 «Правовые основы деятельности СШМ и их отражение в документах, представленных на страницах служб» | Чек-лист для руководителя СШМ - Оценка организации работы Службы Школьной медиации
- Орлова Марина Владимировна, педагог-психолог ЦПМСС Красносельского района СПб, руководитель РМО СШМ «Проблемы во взаимосогласованности информационных материалов на страницах СШМ»
- Игнатьев Олег Александрович, педагог-психолог ГБОУ№307, победитель городского конкурса страниц СШМ 2021 года «Как за год создать действующую службу медиации»
По итогам семинара участники выработали список идей по созданию и развитию действующих СШМ:
Что должно быть отражено на странице службы медиации. Чек-лист от жюри конкурса страниц СШМ 2022
- оригинальность и грамотное оформление текстов
- указание авторства текстов
- доступность информации для целевых групп
- отражение истории службы медиации
- преемственность
- соблюдение критериев
Что помогает службам медиации развиваться и «быть действующими»
- реализация девиза «Бери и делай»
- команда
- единомышленники
- желание и мотивация
- личность школьного медиатора
- сохранение истории службы от поколения к поколению
- традиции
- наставничество и проектная деятельность
- использование имеющихся ресурсов
- иметь образ желаемого будущего