+7 (812) 715-12-06VK

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00

Рекомендации родителям по развитию интереса к письму у ребенка младшего школьного возраста

Александрова Т.Б., Александрова Г.А.
учителя-логопеды ГБОУ ППМС-Центра Василеостровского района

Беглое письмо – базовый школьный навык, на котором основывается успешность обучения в среднем и старшем школьном звене. Освоение навыка письма – одна из основных и важнейших задач начального обучения. Если у ребенка не сформирован навык быстрого четкого письма, то в среднем и старшем школьном звене возникают многочисленные проблемы с написанием сочинений, письменных контрольных работ и диктантов по русскому языку.

Письменная речь – один из самых сложных психических процессов, который связан с устной речью, вниманием, памятью, слуховым и зрительным восприятием. Для ребенка младшего школьного возраста письменная речь – очень сложный вид деятельности. Дается он с большими затратами всех интеллектуальных и физических сил ребенка. Очень часто из-за большой сложности процесса ребенок не любит писать, задания в прописях и письменные работы по русскому языку выполняет с большой неохотой. Наша задача – пробудить интерес к письму, сформировать устойчивую мотивацию к этому виду деятельности. Прежде всего ребенку должно быть интересно!

Ниже приводятся несколько практических приемов, которые могут помочь развить интерес ребенка к письму.

  • «Заявление». На современном этапе всеобщей компьютеризации дети всегда не понимают, для чего нужно уметь писать письменными буквами. Можно обратить внимание детей на образцы письменной речи взрослых людей: заполнение различных бланков, квитанций, деклараций, составление списков, заявлений
  • «Рукопись». С интересом изучают школьники и дошедшие до нас прекрасные образцы письма великих людей, литературных героев
  • «Пиктограммы». Можно познакомить детей с историей возникновения и развития письменности. С большим интересом дети вовлекаются в игру – переписку с помощью пиктограмм. Далее они приходят к выводу, что с помощью рисунков и пиктограмм невозможно передать весь смысл высказывания. Это постепенно подводит к необходимости передачи информации с использованием письменных знаков – букв.
  • «Записки». Когда ребенок научится писать предложениями, игру в переписку можно усложнить: посылать письма по «почте» маме, даже если она находится в соседней комнате. Тексты могут состоять из 1 -2 предложений: «Привет, мама. Это Даня».
  • «Списки». В конце первого класса, научившись писать предложения и тексты , школьники могут составлять списки, которые они используют в самостоятельной практике (список продуктов, список вещей, которые нужно взять в лагерь, открытки для друзей и родственников, дневники).
  • «Программа передач». Современные дети часто смотрят телепередачи без особого разбора. За выходные они могут записать названия фильмов, передач, которые они посмотрели. После этого можно определить, какой частью речи являются слова, встретившиеся в списке. Так можно повторить пройденное, найти ошибки, узнать интересы детей. Далее они сами могут находить опечатки в тексте программ, это способствует выработке орфографической зоркости.
  • «Слова – иллюстрации». Очень результативна работа при изучении словарных слов по созданию слов – иллюстраций. Обязательным при этом является принцип добровольности. Если ребенок не хочет выполнять эту работу, не стоит его заставлять. Даже пользуясь работой своих сверстников, он прочно усваивают материал. Если эта работа входит в систему, ребята сами приносят рисунки, если придумали что-то интересное и уже без напоминаний.
  • «Рифмы» С детьми нужно играть в «рифмы», сочинять и записывать веселые и абсурдные стихи, обсуждать совместно прочитанные произведения.
  • «Буквы на песке». Словесные игры на улице, на пляже, в лесу, во время лыжной прогулки, на катке; написание букв и слов на песке, в крупе, на спине, в воздухе – все это способствует успеху в обучении.

В отличие от устной речи, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения. Для того, чтобы помочь детям справиться с трудностями, всем участвующим в процессе обучения сторонам необходимо прийти к общему согласию, понять самим и дать понять ребенку, какое это счастье – в полной мере владеть родным языком. А главное, что это совсем не трудно, а интересно!

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Агеева И.Д. Веселые диктанты. М., «Сфера» 2002
  2. Безруких М.М. Пишу красиво и правильно. Екатеринбург, «Рама», 2010
  3. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. М., Вентона-Граф,2005
  4. Волина В.В. Учимся, играя. М., «Новая школа»,1994
  5. Дмитриев С.Д., Дмитриева В.С. Занимательная коррекция письменной речи. М., «Книголюб», 2005
  6. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Спб., «Стройлеспечать», 1995
  7. Парамонова Л.Г. Правописание. Шаг за шагом. Спб., «Каро»,2004
  8. Парамонова Л.Г. Как овладеть правописанием «словарных» слов. Спб., «Союз» 2005
  9. Парамонова Л.Г. Правила в стихах. Спб., «Каро», 2004