Л.В. Быкова
Т.В. Александрова
Н.А. Александрова
ППМС-Центр В.О. района, Санкт-Петербург
Сегодня проблема конфликтов имеет огромный интерес, ее значимость и актуальность в общественной жизни и сознании людей значительно возросла. Общепризнанным стало не просто принятие конфликта в качестве естественной формы психической жизни людей, будь то внутриличностные или межличностные конфликты, но и признание важных функций конфликтов в развитии личности и ее отношений с другими людьми.
Наиболее распространенными являются конфликты, связанные с учебой и социальным взаимодействием людей, среди которых можно отметить конфликты со сверстниками, межличностные конфликты со значимыми людьми, конфликты, связанные с антисоциальным поведением и конфликты, обусловленные материально-бытовыми трудностями.
В современных условиях проблема эффективного разрешения конфликтов приобретает актуальность, в связи с необходимостью улучшения эмоционального климата и повышения уровня культуры межличностного взаимодействия. Современная конфликтологическая парадигма ориентирует массовое сознание людей на понимание неизбежности конфликтов в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и педагогической. Педагогический конфликт является нормальным социальным явлением, вполне естественным для такого динамичного социума, каким является современная школа.
Однако недостаточная подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений в этой области, неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления, как правило, негативно сказываются на организации учебно-воспитательного процесса в школе. Школа – место интенсивной коммуникации, где часто приходится иметь дело со столкновением интересов, мнений, ценностей и пр. Школьная медиация подразумевает, что мы можем сократить количество подобных столкновений и облегчить их последствия. Навыку мирно разрешать конфликтные ситуации и уметь их предотвращать можно обучить. И чем раньше мы начнем это обучение - тем лучше.
Школьная медиация - это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования, между всеми участниками образовательного процесса, а также к созданию безопасного пространства в школе.
Преимущества использования медиации в школе.
- Процедура медиации – универсальна, она позволяет урегулировать споры и конфликты независимо от возраста и социального статуса участников.
- Процедура медиации транслирует уважение к личности каждого участника, развивает отношения и выводит их на более высокий уровень взаимодействия, развивая навыки сотрудничества.
- Участие в медиации способствует личностному росту, развивает эмпатию, учит осознанности и самоконтролю.
- Участие в медиации в формате школьной службы примирения дает возможность для реализации социальных, лидерских потребностей у подростков, содействует их успешной социализации.
- Медиация создает условия для предотвращения асоциальных форм поведения трудных детей и подростков, коррекции поведения несовершеннолетних правонарушителе.
- Наличие в образовательных учреждениях района служб медиации (школьных и районной) являются одним из факторов поддержания безопасности среды.
Целью работы специалистов ППМС-Центра Василеостровского района в области медиации является повышение культуры коммуникации через внедрение методов урегулирования конфликтов и медиации в практику работы образовательных учреждений района.
Задачи Службы медиации ППМС-Центра Василеостровского района:
- Помощь в разрешении конфликтов между участниками образовательного процесса с привлечением нейтральной стороны (медиатора ППМС-центра). Реализуется через обращение школ района с запросом на разрешение конфликта с применением процедуры медиации и привлечением медиатора из ППМС-Центра. Организация и проведение процедуры медиации осуществляется ППМС-центром.
- Обучение навыкам эффективного поведения в конфликте с целью его разрешения для педагогов, учащихся, родителей. Реализуется через учебные/рабочие программы, которые проводятся специалистами ППМС-центра на базе ОУ или ППМС-центра.
- Мониторинг ситуации с конфликтами в ОУ района
- Помощь в создании сети школьных служб медиации в Василеостровском районе. В каждой школе, безусловно, существует свое видение, каким образом новая служба будет функционировать. Специалисты ППМС- Центра отталкиваются от запроса и потребности образовательного учреждения, таким образом, формы помощи школам - разные, в зависимости от особенностей конкретного ОУ.
Деятельность по создания служб школьной медиации в районе охватывает всех участников образовательного процесса, заинтересованных в эффективной коммуникации и работе. Педагоги, специалисты службы сопровождения и учащиеся старших классов проходят обучение по программам эффективных способов разрешения конфликтов и эффективного сотрудничества. Исследования эффективности программ по конфликтологии, проводящихся в ОУ района, показывают, что старшеклассники не имеют навыков использования разнообразных стратегий поведения в конфликтной ситуациях, и придерживаются одной или двух стратегий. Обучающие программы по медиации и эффективной коммуникации позволят ребятам освоить все разнообразие инструментов эффективного межличностного взаимодействия в конфликте. С родителями проводится активная информационно-просветительская работа с привлечением специалистов ППМС-Центра, либо силами школьных психологов.
Формы работы по просвещению и обучению основам медиации и навыкам эффективного поведения в конфликте с целью его разрешения для педагогов, учащихся, родителей.
Этапы/Задачи | Место проведения | Формы работы/контингент | ||
---|---|---|---|---|
Педагоги | Учащиеся | Родители | ||
Просвещение | ОУ | Лекции на педсоветах «Эффективные способы разрешения конфликтных ситуаций» | Лекции «Как не ссориться» для учащихся 6-8 классов Лекции «Эффективные способы разрешения конфликтов» учащиеся 9-11 классов |
Лекции «Конфликт. Культура выяснения отношений в семье» |
Профилактика конфликтов в школьной среде через развитие навыков эффективного поведения в конфликте | ОУ | Рабочая программа «Шаги к взрослению» для учащихся 6-7 классов Рабочая программа «Развитие коммуникативных навыков у подростков» для учащихся 8-9 классов Рабочая программа «Эффективное поведение в конфликте» для учащихся 9-11 классов |
||
ППМС-Центр | «Малая психологическая академия» для учащихся 9-11 классов | Родительский клуб | ||
Подготовка школьных медиаторов | ППМС-Центр | Семинар-практикум «Теория и практика эффективного сотрудничества в школе. Основы медиации» для психологов, соц.педагогов, кл.руководи-телей | Семинар-практикум «Основы медиации» для учащихся 9-11 классов и членов Волонтерской команды |
В ходе реализации программ по школьной медиации, выявились некоторые сложности. Так, не во всех школах готовы активно привлекать и включать в работу службы учащихся и педагогов, возникают вопросы по соблюдению принципов медиации, при ее проведении в школе. В ППМС-Центре запланированы консультации, рабочие группы и семинары, на которых представители школьных служб медиации смогут обмениваться опытом и совместно решать возникающие вопросы.
Современное общество нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.1
1 Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях Минобрнауки РФ от 18.11.13г.
ЛИТЕРАТУРА
- Кимберли К.Ковач. Медиация: краткий курс. – М., 2013
- О.А.Уварова. Школьная служба восстановительной медиации (примирения). Система подготовки медиаторов. 5-9 классы. – Волгоград,2014
- О.В.Алахвердова, А.Д.Карпенко. Медиация - конструктивное разрешение конфликтов. СПб, 2008
- Христоф Бесемер. Медиация. Посредничество в конфликтах. – Калуга, 2004
- Чарльз Ликсон. Конфликт.Семь шагов к миру. – СПб, 1997
Материалы XIX международной научно-практической конференции
«Служба практической психологии в системе образования: психологическая
компетентность специалистов (состояние, факторы, условия формирования)»
Practical Psychological Assistance in Education System , 12-13 февраля 2015 г.
Россия, Санкт-Петербург