+7 (812) 715-12-06VK

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00

Глазунова М. А., педагог-психолог ППМС-Центра

Успешное развитие современного школьника во многом определяется его способностью преодолевать проблемы и трудности, с которыми он сталкивается.

К сложным, тревожным ситуациям для детей школьного возраста относятся: изменение отношений с друзьями, приобретение новых и утрата старых приятелей, проблемы и достижение близких людей, смена места учебы, достижения и неудачи в учебе, нарушение дисциплины, смена места жительства, личностные достижения, приобретение или утрата домашних животных, отдых, дни рождения, праздники.

Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем, конфликтов.

Иногда школьник может самостоятельно справится с возникающими проблемами, если он обладает определенными личностными качествами и стрессоустойчивостью. Но очень часто при разрешении сложных жизненных ситуаций дети нуждаются в поддержке и помощи взрослых. Находясь в состояние эмоционального напряжения, ученик переживает тревогу и неуверенность в себе. Такое состояние сопровождается не только нарушением психического равновесия, но и в целом рядом негативных изменений в его физиологии: мышечные спазмы, ухудшение циркуляции крови, учащенное дыхание, повышение артериального давления.

Защита психического и физического здоровья ребенка во многом зависит от его умения пользоваться приемами саморегуляции ,овладеть которыми ему могут помочь родители и специалисты психологических центров.

Приемам саморегуляции можно научиться, регулярно овладевая и постоянно применяя их.

Существует много различных методов самопомощи. Мы остановимся на самом простом в применение. Целью обучения и использования методов самопомощи является развитие способности расслабляться и приобретения навыка самоконтроля, а так же защита организма от разрушительного влияния стресса. Умение управлять своей психикой помогает снизить мышечное напряжение, нормализовать пульс, отрегулировать дыхание, снять остроту негативных чувств: тревоги, страха, агрессии.

В основе разработки методики направленной на снижение уровня тревоги и страха (1971г.) легло предположение, что клиенты могут быть обучены осознавать психические и физиологические сигналы, которые присутствуют при возникновение состояния тревоги, а так же могут найти ответное действие, которое способствует снятию или снижению остроты возникшего негативного состояния.

Данная методика не требует от человека определить причину возникновения тревоги. Ему надо лишь вспомнить свои ощущения в этом состояние . К примеру: приступ тоски, усиленное потоотделение, затрудненное дыхание или другие физические признаки. Таким образом, клиент обучается обращать внимание на симптомы, которые являются предвестниками беспокойства и тревоги. Ответной реакцией на возникающие симптомы становится релаксация (расслабление), которая позволяет снизить остроту переживания и сформировать новую стратегию поведения в сложной жизненной ситуации, т.е. метод помогает научиться управлять тревогой.

Предлагаемая техника саморегуляции позволяет обучить школьника отвечать на признаки тревоги расслаблением с включением практических навыков самоконтроля, предназначенных для применения в реальных жизненных ситуациях. Некоторые симптомы можно научить ребенка распознавать и снимать самостоятельно, другие требуют длительной коррекции и вмешательства специалистов. К примеру, ребенок говорит: «Когда я жду вызова к доске, мне становится тяжело дышать». Необходимо помнить, что наше дыхание связано с эмоциональным состоянием, в котором мы находимся. Размерное глубокое дыхание запускает действие «реакцию релаксации» (Г.Бенс 1976г.) . За глубоким дыханием следуют физические изменения в организме, замедляется сердечный ритм, происходит приток крови к рукам и ногам, мышцы расслабляются. Все это способствует успокоению и улучшению настроения. Поэтому, в приведенном выше случае с затрудненным дыханием, ребенку, после озвучивания симптома, можно предложить сделать простое дыхательное упражнение.

Инструкция: Сделай вдох на счет «три», задержи дыхание на счет «три», выдохни на счет «шесть». Сделай небольшой перерыв на счет «четыре» и повтори весь цикл. Выдыхать необходимо медленнее, чем вдыхать, ведь именно на выдохе происходит расслабление. Для того чтобы знание превратилось в навык необходимо при первых признаках тревоги предлагать ребенку повторить данное упражнение.

К сожалению, психологи в своей практике часто встречаются с тревогой уже ставшей свойством личности подростка. В этом случае любая жизненная ситуация воспринимается человеком, как угроза. Дети с подобными проблемами нуждаются в длительной коррекционной работе и комплексной помощи специалистов (психологов, невропатологов, психотерапевтов).

Подводя итог сказанному, хочется подчеркнуть, что умение контролировать свои чувства, овладение навыками саморегуляции и умение употребить их в жизненных ситуациях ведет к формированию здоровой устойчивой психики у детей, их уверенности в себе, умению самостоятельно решать различные жизненные проблемы.