+7 (812) 715-12-06VK

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00

Автор составитель: педагог-психолог Валайнис Наталия Алоизовна
ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района, г. Санкт-Петербург

Социально-экономическая нестабильность современного общества способствует обострению целого ряда проблем воспитания детей. Сталкиваясь с детским воровством, многие родители и педагоги испытывают сложную гамму отрицательных эмоций: гнев, стыд, страх за будущее ребенка, чувство собственной беспомощности. Причины этого явления зачастую скрыты, что затрудняет поиск правильной педагогической реакции на поступок ребенка.

Воровство – это преступное присвоение и похищение чужой собственности, противоречащее законам морали и нравственности.

Детское воровство - явление нередкое, но тщательно скрываемое, как алкоголизм и другие "постыдные" семейные тайны. В сознании большинства взрослых намертво спаяны две мифологемы: ребенок - невинный ангел, а воровство - примета криминального мира. Когда ребенок попадается на краже, родители обычно чувствуют себя совершенно растерянными. Специалисты считают, что единственно правильной реакции на воровство не существует - она зависит от причин, по которым ребенок ворует.

Исследователи выделяют социальные и психологические причины детского воровства. К социальным причинам относятся прежде всего проблемы малообеспеченных семей. Иногда ребенок начинает воровать из "классовых" соображений, завидуя более обеспеченным детям и стремясь отомстить "богатеньким". Нередко воруют дети, родители или воспитатели которых уверены, что они лучше знают, «что ему в действительности нужно» и без достаточных оснований отказывают в покупке вещей, отвечающих глубинным потребностям ребенка. Воровство от безысходности возникает, если у ребенка вымогают деньги путем угроз или он страдает наркозависимостью.

Психологические причины детского воровства очень разнообразны. Знание и способность определить факторы детского поведения в конкретном случае во многом определяет результативность педагогических действий.

  1. Воздействие рекламы на детей. Специалистами отмечена непосредственная связь между воздействием агрессивной рекламы и взлетом краж рекламируемого товара.
  2. Привлекательность и доступность товаров в супермаркетах. В них присутствуют провоцирующие факторы: реклама товаров, красота прикассового пространства, конфеты россыпью на вес.
  3. Воровство из интереса и для компенсации стресса. Выброс адреналина после удачной кражи закрепляется в подсознании, и в результате воровство становится опасной и трудноизлечимой привычкой.
  4. Размытые правила относительно чужой собственности в семье. Несформированность таких понятий как «честность», «свое», «чужое». Вещи братьев и сестер, родителей, а так же самого ребенка находятся в свободном доступе для других без разрешения владельца.
  5. Недостаток внимания. Иногда ребенок путем воровства пытается привлечь к себе вни­мание родителей для того, чтобы заставить их объединиться, решить про­блемы ребенка и, тем самым, отвлечь их от мыслей о разводе. Психолог Э.Х. Давыдова проводила исследования в семьях ворующих детей. Выяснилось, какие это неуверенные в себе, уязвимые дети, насколько им необходима поддержка и эмоциональное принятие со стороны близких.
  6. Месть: сверстникам, братьями и сестрам, родителям. Воровство может быть сигналом для родителей: если вы не измените свое по­ведение, я не позволю вам притворять­ся перед окружающими, что вы хоро­шие.
  7. Клептомания. Это патологическое импульсивно-возникающее стремление к воровству с непреодолимой потребностью его удовлетворения. Клептомания проявляется навязчивым воровством, причем человек ворует не ради получения ценностей, а ради процесса.М. И. Буянов рассматривает клеп­томанию как одну из форм нарушения влечений. Кроме того, он говорит о суще­ствовании некой «предрасположенности к воровству" (на генетическом уровне).
  8. Воровство-приключение для скучающего ребенка. В этом случае ребенок затрудняется найти сферу для самовыражнения, что зачастую связано с жестким ограничением его инициативы.
  9. Забывчивость и рассеянность. Дети могут про­сто забывать вернуть вещь хозяину или заплатить за нее. Искренний и добродушный ребенок, отличающийся рассеянностью, в этом случае может быть несправедливо обвинен в злом умысле.

Если вы подозреваете ребенка в краже, то психологи рекомендуют следующее:

  • Пресекать кражи можно только в слу­чае полной вашей уверенности в фак­тах. Помните, что несправедливое об­винение может нанести ребенку боль­шую психологическую травму.
  • Прежде всего помните, что ваш ребенок — это не вор-рецидивист и, пос­пешив его наказать, вы лишите его уве­ренности в себе. Жестокое или унизи­тельное наказание лишь ожесточает детей и создает ощущение собствен­ной порочности.
  • Объясните ребенку, какие пережива­ния он наносит человеку, у которого он что-то крадет.
  • Помните, что воровство – это не врожденное качество, а следствие ва­ших ошибок в воспитании.
  • Не обсуждайте негативные поступ­ки своего ребенка в присутствии пос­торонних.
  • Постарайтесь понять, в чем причина воровства. Возможно, с этим связа­на какая-то важная проблема. Напри­мер, с ребенка кто-то требует возврат долга. Разделите с ребенком ответ­ственность и помогите выйти из труд­ной ситуации.
  • Не возвращайтесь к обсуждению кра­жи через некоторое время, после то­го, как ситуация уже разобрана и пе­режита.
  • Не провоцируйте детей на воровство. Деньги, драгоценности не должны на­ходиться на видном месте.
  • Четко осуждайте конкретный посту­пок, а не личность ребенка.

По мнению психологов, лучшая профилак­тика детского воровства, – доверительные отношения с ребенком. Чаще обсуждайте с детьми свои проблемы, делитесь своими переживани­ями. Ребенок или подросток будет чувст­вовать ваше доверие, искреннее жела­ние его понять. Помните, что для ребен­ка очень многие ситуации могут казаться трагичными и безвыходными, поэтому он очень нуждается в эмоциональной подде­ржке со стороны взрослых.

Литература:

  1. Борба М. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ним бороться. - М.: Вильямс, 2005.
  2. Давыдова Э.Х. Истоки детского домашнего воровства // Детский практический психолог. - №7, 1995.
  3. Кравцова М.М. Если ребенок берет чужие вещи. - М.: Эксмо, 2002.
  4. Сичел Л., Сичел Э. Как воспитывать дошкольника. - М.: РОСМЕН, 1998.
  5. Соколов Я.В. Граждановедение. - М.: НВЦ «Гражданин», 2000.
  6. Шпицина Л.М. Психология детского воровства. – М .: Речь, 2007.