Автор составитель: педагог-психолог Валайнис Наталия Алоизовна
ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района, г. Санкт-Петербург
Социально-экономическая нестабильность современного общества способствует обострению целого ряда проблем воспитания детей. Сталкиваясь с детским воровством, многие родители и педагоги испытывают сложную гамму отрицательных эмоций: гнев, стыд, страх за будущее ребенка, чувство собственной беспомощности. Причины этого явления зачастую скрыты, что затрудняет поиск правильной педагогической реакции на поступок ребенка.
Воровство – это преступное присвоение и похищение чужой собственности, противоречащее законам морали и нравственности.
Детское воровство - явление нередкое, но тщательно скрываемое, как алкоголизм и другие "постыдные" семейные тайны. В сознании большинства взрослых намертво спаяны две мифологемы: ребенок - невинный ангел, а воровство - примета криминального мира. Когда ребенок попадается на краже, родители обычно чувствуют себя совершенно растерянными. Специалисты считают, что единственно правильной реакции на воровство не существует - она зависит от причин, по которым ребенок ворует.
Исследователи выделяют социальные и психологические причины детского воровства. К социальным причинам относятся прежде всего проблемы малообеспеченных семей. Иногда ребенок начинает воровать из "классовых" соображений, завидуя более обеспеченным детям и стремясь отомстить "богатеньким". Нередко воруют дети, родители или воспитатели которых уверены, что они лучше знают, «что ему в действительности нужно» и без достаточных оснований отказывают в покупке вещей, отвечающих глубинным потребностям ребенка. Воровство от безысходности возникает, если у ребенка вымогают деньги путем угроз или он страдает наркозависимостью.
Психологические причины детского воровства очень разнообразны. Знание и способность определить факторы детского поведения в конкретном случае во многом определяет результативность педагогических действий.
- Воздействие рекламы на детей. Специалистами отмечена непосредственная связь между воздействием агрессивной рекламы и взлетом краж рекламируемого товара.
- Привлекательность и доступность товаров в супермаркетах. В них присутствуют провоцирующие факторы: реклама товаров, красота прикассового пространства, конфеты россыпью на вес.
- Воровство из интереса и для компенсации стресса. Выброс адреналина после удачной кражи закрепляется в подсознании, и в результате воровство становится опасной и трудноизлечимой привычкой.
- Размытые правила относительно чужой собственности в семье. Несформированность таких понятий как «честность», «свое», «чужое». Вещи братьев и сестер, родителей, а так же самого ребенка находятся в свободном доступе для других без разрешения владельца.
- Недостаток внимания. Иногда ребенок путем воровства пытается привлечь к себе внимание родителей для того, чтобы заставить их объединиться, решить проблемы ребенка и, тем самым, отвлечь их от мыслей о разводе. Психолог Э.Х. Давыдова проводила исследования в семьях ворующих детей. Выяснилось, какие это неуверенные в себе, уязвимые дети, насколько им необходима поддержка и эмоциональное принятие со стороны близких.
- Месть: сверстникам, братьями и сестрам, родителям. Воровство может быть сигналом для родителей: если вы не измените свое поведение, я не позволю вам притворяться перед окружающими, что вы хорошие.
- Клептомания. Это патологическое импульсивно-возникающее стремление к воровству с непреодолимой потребностью его удовлетворения. Клептомания проявляется навязчивым воровством, причем человек ворует не ради получения ценностей, а ради процесса.М. И. Буянов рассматривает клептоманию как одну из форм нарушения влечений. Кроме того, он говорит о существовании некой «предрасположенности к воровству" (на генетическом уровне).
- Воровство-приключение для скучающего ребенка. В этом случае ребенок затрудняется найти сферу для самовыражнения, что зачастую связано с жестким ограничением его инициативы.
- Забывчивость и рассеянность. Дети могут просто забывать вернуть вещь хозяину или заплатить за нее. Искренний и добродушный ребенок, отличающийся рассеянностью, в этом случае может быть несправедливо обвинен в злом умысле.
Если вы подозреваете ребенка в краже, то психологи рекомендуют следующее:
- Пресекать кражи можно только в случае полной вашей уверенности в фактах. Помните, что несправедливое обвинение может нанести ребенку большую психологическую травму.
- Прежде всего помните, что ваш ребенок — это не вор-рецидивист и, поспешив его наказать, вы лишите его уверенности в себе. Жестокое или унизительное наказание лишь ожесточает детей и создает ощущение собственной порочности.
- Объясните ребенку, какие переживания он наносит человеку, у которого он что-то крадет.
- Помните, что воровство – это не врожденное качество, а следствие ваших ошибок в воспитании.
- Не обсуждайте негативные поступки своего ребенка в присутствии посторонних.
- Постарайтесь понять, в чем причина воровства. Возможно, с этим связана какая-то важная проблема. Например, с ребенка кто-то требует возврат долга. Разделите с ребенком ответственность и помогите выйти из трудной ситуации.
- Не возвращайтесь к обсуждению кражи через некоторое время, после того, как ситуация уже разобрана и пережита.
- Не провоцируйте детей на воровство. Деньги, драгоценности не должны находиться на видном месте.
- Четко осуждайте конкретный поступок, а не личность ребенка.
По мнению психологов, лучшая профилактика детского воровства, – доверительные отношения с ребенком. Чаще обсуждайте с детьми свои проблемы, делитесь своими переживаниями. Ребенок или подросток будет чувствовать ваше доверие, искреннее желание его понять. Помните, что для ребенка очень многие ситуации могут казаться трагичными и безвыходными, поэтому он очень нуждается в эмоциональной поддержке со стороны взрослых.
Литература:
- Борба М. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ним бороться. - М.: Вильямс, 2005.
- Давыдова Э.Х. Истоки детского домашнего воровства // Детский практический психолог. - №7, 1995.
- Кравцова М.М. Если ребенок берет чужие вещи. - М.: Эксмо, 2002.
- Сичел Л., Сичел Э. Как воспитывать дошкольника. - М.: РОСМЕН, 1998.
- Соколов Я.В. Граждановедение. - М.: НВЦ «Гражданин», 2000.
- Шпицина Л.М. Психология детского воровства. – М .: Речь, 2007.