Москвичева И. Б., педагог-психолог ППМС-Центра Василеостровского района
Актуальность исследования особенностей адаптации при переходе из начальной школы в среднюю обусловлена сложной социальной ситуацией взросления современного школьника. Радикальные социально-экономические изменения, смена приоритетов прошлого, настоящего и будущего в значительной мере обострили противоречия формирования личности. Современные условия жизни требуют не столько приспособления, сколько развития личности, обогащения ее индивидуальности. В связи с этим, положительный опыт адаптации приобретаемый учащимся на разных возрастных этапах развития, делает его более подготовленным к решению личностных проблем в изменяющемся социуме. Поэтому профилактика школьной дезадаптации является приоритетным направлением работы нашего Центра.
Главной целью этого направления является изучение проблем при переходе в среднюю школу и помощь в их решении, а именно, выявление факторов, способствующих безболезненной адаптации младших школьников и разработка механизмов сопровождения школьников, испытывающих трудности в период адаптации. Для достижения поставленной цели решаются такие задачи, как развитие навыков общения учащихся с одноклассниками и учителями, осуществление коррекции поведения учащихся, обучение приемам психологической саморегуляции поведения, самоконтролю эмоциональной сферы, поиск внутренних ресурсов потенциала ребенка.
Некоторые родители, посещающие наш Центр, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти родительские ожидания передаются иногда ребенку. Он тоже начинает ждать «другой жизни». Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения и данные диагностических обследований, проводимых психологами нашего Центра, показали, что некоторые учащиеся (примерно 20%) испытывают школьную дезадаптацию, проявляющуюся различными поведенческими нарушениями (классификация Г.С.Абрамовой), а именно:
Психическая незрелость:
- Инфантильность суждений;
- Крайняя зависимость от ситуаций;
- Склонность к уходу от сложных ситуаций;
- Слабость реакции на порицание (или, наоборот, бурная реакция);
- Слабая выраженность собственных волевых установок;
- Слабость функций самоконтроля и саморегуляции;
- Нежелание брать ответственность за учебную деятельность;
Некоррегируемость поведения:
- Инфантильность в сочетании с аффективной возбудимостью;
Невыраженность школьных интересов, низкая школьная мотивация:
- Отрицательное отношение к учебе;
- Низкая работоспособность;
- Слабость интеллектуальных предпосылок;
- Переориентация интересов на внешкольное окружение;
- Стремление к имитации асоциальных форм взрослого поведения (взрослый жаргон, курение, ранние сексуальные эксцессы, ранняя алкоголизация и др.)
В учебной деятельности эмоциональная дезадаптация проявляется:
- В резком ухудшении концентрации внимания;
- В снижении функции памяти;
- В плохо развитой речи (длительное подыскивание слов, паузы, заминки и т.д.);
- Признаки панического страха перед вопросом учителя, контрольными работами и т.д.;
- Прогулы учебных занятий, невыполнением домашних заданий;
Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успеваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные для этого возраста:
- Физиологические изменения;
- Неуверенность в себе (сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях «переходит» с ребенком из класса в класс; причиной такой неуверенности могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, боязнь не оправдать ожиданий);
- Личные проблемы (поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и др.)
- Отсутствие способностей (речь идет о выдающихся способностях);
- Отсутствие интереса (причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем, со сверстниками, ребенок не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни);
Остановимся на диагностике, которая позволяет выявить детей группы риска школьной дезадаптации. Этих детей, в свою очередь, мы углубленно обследуем, чтобы выявить и проанализировать ее причины. В диагностике мы используем стандартные методы: наблюдение, опрос, тестирование. Полученные диагностические данные крайне ценны для планирования дальнейшей работы. Главные причины дезадаптации: неблагополучие в семье, несоответствие образовательной программы возможностям ребенка, проблемы в детском коллективе (взаимоотношения друг с другом), личностные проблемы ребенка (нарушения эмоционально волевой сферы). В зависимости от конкретной ситуации разрабатывается план коррекционной работы. Если причины неблагополучия ребенка обусловлены действиями педагогического коллектива, мы даем конкретные рекомендации по изменению подхода к ребенку со стороны учителей, администрации. Если мы видим, что проблемы ребенка кроются в нарушениях взаимоотношений со сверстниками (по результатам диагностики психологического климата класса), то мы работаем с классом, семейные проблемы – работаем с семьей.
Ниже приведены данные диагностического обследования за 3 года (договорная работа по запросу образовательных учреждений Василеостровского района):
- 30% учащихся имеют неблагополучные реальные позиции в классе: замкнутость, тревожность, отстраненность, уход в себя.
- 15% детей имеют низкий социальный статус. Для них характерно отсутствие чувства поддержки со стороны одноклассников и для привлечения внимания со стороны окружающих они прибегают к разнообразным, в том числе социально неодобряемым способам. Таким образом, область межличностного взаимодействия между учащимися в классе является одной из наиболее существенных проблем.
- 35% пятиклассников испытывают повышенный уровень тревожности, связанной со школой. Высокий уровень тревожности по факторам проверки знаний и соответствия ожиданиям окружающих. (методика Н.Г. Лускановой) У некоторых отмечается робость и нерешительность во взаимоотношениях со взрослыми.
- 25% учащихся имеют низкую школьную мотивацию. Школу они посещают неохотно, испытывают затруднения в школьной деятельности, имеют проблемы в общении с одноклассниками, с учителями.
- 9% учащихся воспринимают школу как враждебную среду.
Важным моментом в нашей коррекционной работе мы считаем сотрудничество с администрацией, учителями, родителями. По результатам реализации программ индивидуальной и групповой работы с детьми, испытывающими трудности в адаптации к средней школе, была прослежена положительная динамика: у учащихся понизился уровень школьной тревожности, т.е. у детей, испытывающих тревожность по поводу школьного обучения, к концу адаптационного периода сформировалось благополучное отношение к школе. Дети стали стараться контролировать свое поведение в школе, сотрудничать, активно работать, повысилась школьная мотивация.
В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства. Как показывает практика, большинство детей переживает это событие «как важный шаг в своей жизни». Одни не хотят расставаться с детством, другие гордятся, что «уже не маленькие». Трудно в этот период и педагогам. Дети порождают много организационных трудностей, поэтому педагогам также требуется психологическая помощь, которая оказывается в нашем Центре. При своевременной коррекции нарушений, при снятии причин дезадаптации атмосфера учебной деятельности быстро восстанавливается. Основными помощниками родителей и педагогов в этот период являются терпение, внимание и понимание. Помочь ребенку преодолеть трудности дезадаптации, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.