+7 (812) 715-12-06VK

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00

Москвичева И.Б., педагог-психолог ППМС-Центра

Если родители не жалеют времени на работу со своими детьми, то даже самые серьезные проблемы могут быть легко решены.

Профилактика и коррекция различных форм поведения детей, а также повышение компетентности родителей в вопросах воспитания является сегодня актуальной общественной задачей.

Выводы многих известных педагогов и результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения от нормы в поведении, игровой, учебной или других видах деятельности еще в дошкольном возрасте. Начало развития отклоняющегося поведения обычно совпадает с началом формирования правилосообразного поведения и нормативной деятельности вообще. Это примерно трехлетний возраст. Ребенок, которому не привиты навыки такого поведения, умения подчиняться требованиям соответствующей деятельности, со временем вырастает в недисциплинированного человека.

Роберт Дж. Маккензи в своей статье «Как мой ребенок стал таким?» писал: «В 1950-е гг. умами владел «воспитательный подход». Исследователи полагали, что в большинстве случаев именно внешние воздействия, например, родительское воспитание, отвечают за различия в темпераментах детей. Когда дети демонстрировали экстремальное или трудное поведение, возникало подозрение, что причина в родителях. Родители принимали на себя тяжкое бремя ответственности за поведение своих детей. Но воспитательный подход часто обескураживал как родителей, так и исследователей. Родители обоснованно указывали на то, что дети по-разному реагируют на одни и те же воспитательные методы. Одни слушаются, а другие – нет. ... Исследователи осознали, что одни только внешние влияния не могли адекватно объяснить наблюдаемые у детей различия. «Природный подход» стал основным на следующем этапе исследований. В соответствии с этим взглядом разница в темпераменте объяснялась в основном результатом влияния наследственных или врожденных факторов. Ни один подход, ни воспитательный, ни природный, не мог адекватно объяснить наблюдаемые различия в темпераментах. Еще одна группа исследователей предложила интерактивную модель. В соответствии с этой моделью на темперамент ребенка влияют как врожденные, так и внешние воспитательные факторы. Другими словами, ребенок выставляет на арену природу, а родители обеспечивают ее тренировку» [1].

В программе моей коррекционной деятельности особое место занимает консультирование родителей, выступления на родительских собраниях и другие виды деятельности, позволяющие родителям лучше понять индивидуально-психологические особенности своих детей, и те ошибки, которые они допускают при контакте с ними. Мы помогаем взрослым обратить внимание на то, какие именно свойства ребенка нужно учитывать, не стремясь к их «переделке», а какие можно корректировать и развивать. То есть стремимся помочь родителям изменить в ребенке то, что можно менять, и принять и смириться с тем, что они не в состоянии изменить.

Самое главное, что в процессе работы дети и их родители стремятся изменить свою жизнь к лучшему и осознают, почему это необходимо. Мы стараемся помочь ребенку раскрыться и реализовать свои возможности. Старшие и младшие подростки посещают в нашем Центре занятия по программе: «Путь подростка к взаимодействию с окружающими».

Цель взаимодействия с подростками – корректирование поведения с учетом требований общества и школы как социального института. Подростки учатся успешно справляться с бытовыми и кризисными ситуациями, что способствует принятию ответственности за свою жизнь и поступки.

Родители посещают занятия в Центре по программе «Взрослые и дети как лучше понимать друг друга». Цель взаимодействия с родителями – принятия ими ответственности за процесс воспитания своего ребенка.

Сопровождение носит комплексный характер и строится по принципу «соблюдение интересов ребенка». Такая работа требует методических приемов, которые определяются задачами каждой конкретной встречи, возрастными особенностями учащихся, их внутренними ресурсами. Формы работы: диагностика на разных этапах программы, ролевые игры, групповые дискуссии, моделирование и анализ проблемных ситуаций, «мозговой штурм», элементы сказкотерапии и психодрамы, телесно ориентированные психотерапевтические техники, аутогенные тренировки.

Занятия проходят в атмосфере доверия, психологического комфорта, открытости.

Применяемые методы способствуют повышению активности, улучшению межличностного взаимодействия и развитию личностного потенциала подростка. Прием «вопрос – ответ» предполагает интеллектуальную включенность. В групповых дискуссиях ребята учатся, с одной стороны, находить компромисс, а с другой – формировать, формулировать, аргументировано отстаивать свои взгляды, жизненные принципы.

Обсуждение помогает вербализовать и проанализировать чувства, которые подростки испытали, определить, как они могут использовать в своей жизни приобретенные навыки и знания. « Мозговой штурм» применяется для генерирования новых идей, используемых для решения различных задач и проблем. Эта техника учит совместной слаженной продуктивной работе, терпимости, вниманию к другим людям, «чувству локтя». Ролевая игра позволяет родителям и детям получить опыт поведения в различных, иногда незнакомых, жизненных ситуациях. Это очень нравится подросткам. Сказкотерапия также очень эффективна в работе с подростками, помогает им лучше понять свои скрытые чувства, мотивы поведения и т.д. Большое внимание уделяется приобретению учащимися навыков релаксации и саморегуляции как эффективным средствам самопомощи.

Совместное обсуждение тех или иных вопросов способствует росту взаимопонимания внутри семьи и усиливает стремление поддерживать друг друга в трудных ситуациях.

Мы разработали советы и рекомендации родителям, основываясь на работе Рудигера Пентина [2]:

Прежде чем что-то изменить в своем ребенке, необходимо изменить свое отношение к нему и свой стиль поведения с ним.

Вот некоторые шаги, которые нужно сделать, чтобы научиться «справляться» с трудными детьми:

  • Признайте, что не непослушный ребенок, а ваши убеждения (не осуществление ваших ожиданий) в отношении его самого и его поведения вызывают ваши эмоциональные переживания.
  • Чтобы эффективно общаться с проблемным ребенком, сначала научитесь управлять своей эмоциональной реакцией на его поведение.
  • Рассмотрите свои иррациональные убеждения (установки, ожидания), из-за которых вы чрезмерно расстраиваетесь, общаясь со своим ребенком, постарайтесь их оспорить сами с собой и изменить на альтернативные - рациональные.
  • Не требуйте, чтобы изменился ребенок, предполагая, что это единственный путь, что если он не измениться - это ужасно. Этим вы питаете свой гнев и уменьшаете эффективность общения с ребенком.
  • Сосредоточьтесь на том, чтобы ваш гнев сменился на менее сильные чувства.
  • Помните, что ваш гнев транслируется как способ поведения для вашего ребенка.
  • Не позволяйте ребенку добиваться желаемого, используя гнев.
  • Будьте тверды, а не агрессивны, когда излагаете свои «требования» ребенку. Облекайте их в приемлемую для эффективного общения форму.

Далее представлен универсальный алгоритм простых, но редко применяемых, действий при возникновении конфликта с вашим ребенком:

  1. Обдумывание создавшейся неприемлемой ситуации.
  2. Рассмотрение всех возможных вариантов выхода из нее.
  3. Выбор оптимального варианта.
  4. Контроль результата.

Список литературы:

  1. Роберт Дж. Маккензи. «Упрямый ребенок. Как установить гарницы дозволенного». ООО Издательство «Эксмо», 2011 г.
  2. Рудигер Пентин. «Агрессивный, гиперактивный, раздражительный ребенок». ООО Издательство «Питер», 2012 г.