+7 (812) 715-12-06VK

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00

Москвичева И. Б., педагог-психолог ППМС-Центра Василеостровского района

В последнее время в нашей стране возросло количество социально неблагополучных семей. К ним можно отнести: семьи с ограниченными социальными ресурсами, с нарушенной структурой, с девиантным и аддиктивным поведением, педагогически некомпетентные. Такие семьи, относящиеся к группе риска, не способны осуществлять свои основные функции, что влияет на успешность социализации и целостное развитие ребенка.

Профилактика и коррекция различных форм девиантного и аддиктивного поведения подростков, а также повышение компетентности родителей в вопросах воспитания является сегодня актуальной общественной задачей.

Выводы многих известных педагогов и результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения от нормы в поведении, игровой, учебной или других видах деятельности еще в дошкольном возрасте. Начало развития отклоняющегося поведения обычно совпадает с началом развития правилосообразного поведения нормативной деятельности вообще. Это примерно трехлетний возраст. Ребенок, которому не привиты навыки такого поведения, умения подчиняться требованиям соответствующей деятельности, со временем вырастает в недисциплинированного человека.

Роберт Дж. Маккензи в своей статье «Как мой ребенок стал таким?» писал: «В 1950-е гг. умами владел «воспитательный подход». Исследователи полагали, что в большинстве случаев именно внешние воздействия, например, родительское воспитание, отвечают за различия в темпераментах детей. Когда дети демонстрировали экстремальное или трудное поведение, возникало подозрение, что причина в родителях. Родители принимали на себя тяжкое бремя ответственности за поведение своих детей. Но воспитательный подход часто обескураживал как родителей, так и исследователей. Родители обоснованно указывали на то, что дети по-разному реагируют на одни и те же воспитательные методы. Одни слушаются, а другие – нет. ... Исследователи осознали, что одни только внешние влияния не могли адекватно объяснить наблюдаемые у детей различия. «Природный подход» стал основным на следующем этапе исследований. В соответствии с этим взглядом разница в темпераменте объяснялась в основном результатом влияния наследственных или врожденных факторов. Ни один подход, ни воспитательный, ни природный, не мог адекватно объяснить наблюдаемые различия в темпераментах. ... Еще одна группа исследователей предложила интерактивную модель ... . В соответствии с этой моделью на темперамент ребенка влияют как врожденные, так и внешние воспитательные факторы. Другими словами, ребенок выставляет на арену природу, а родители обеспечивают ее тренировку».

Работая педагогом-психологом в ПМС-Центре Василеостровского района, мы принимаем участие в работе заседаний комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Василеостровского района СПб, встречаемся с подростками и их семьями, где типичен разлад между родителями (пьянство, ругань, ссоры драки). Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей, равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления, совершаемые взрослыми членами семьи создают ту неблагоприятную среду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков. В возникновении аддиктивного поведения имеют значение личностные особенности подростка и характер воздействия среды на него.

Установкой жизни подростка-аддикта становится стремление к немедленному получению удовольствия любой ценой, вне зависимости от последствий, которые могут быть неблагоприятными и даже опасными. Образ жизни взрослого аддикта рассматривается как прямая противоположность тому, что принято называть «здоровым образом жизни».

По мнению Ильина А.П. аддиктивное поведение – это поведение, обусловленное вредными привычками подростков и юношества. В настоящее время выделяют следующие основные виды аддиктивного поведения подростков:

  1. Употребление алкоголя, никотина.
  2. Употребление веществ, изменяющих психическое состояние, включая наркотики, лекарства, различные яды.
  3. Участие в азартных играх, включая компьютерные.
  4. Сексуальное аддиктивное поведение.
  5. Переедание или голодание.
  6. Телевизор, длительное прослушивание музыки, главным образом, основанной на низкочастотных ритмах.
  7. Религия, сектантство.
  8. Нездоровое увлечение литературой в стиле «фэнтези».

Особое значение имеет психологическое сопровождение подростков в целях профилактики и коррекции эффектов отклоняющегося поведения и их родителей с целью повышения их компетентности в вопросах воспитания. Сопровождение предполагает системный подход для профилактики возможного неблагоприятного процесса в психическом и личностном развитии подростка. Этот подход опирается, прежде всего, на позитивные ресурсы учащихся и родителей.

Основными задачами в целях профилактики аддиктивного поведения мы считаем:

  1. Выявление (диагностика) лидеров, ведущих девиантный образ жизни, включение их в тренинговые группы.
  2. Стимулирование создания молодежных объединений, участники которых ведут здоровый образ жизни.
  3. Психологическое информирование родителей о механизмах становления девиантных и аддиктивных форм поведения.
  4. Формирование у родителей навыков эффективного взаимодействия с детьми по предотвращению конфликтных ситуаций друг с другом.
  5. Систематическое обучение учащихся (начиная с младшего школьного возраста) навыкам критического восприятия информации тенденциозного характера, прямо или косвенно пропагандирующие девиантный образ жизни.

Самое главное, что в процессе работы подростки и их родители стремятся изменить свою жизнь к лучшему, и осознают, почему это необходимо. Мы стараемся помочь подростку раскрыться и реализовать свои возможности. Подростки посещают в нашем Центре занятия по программе: «Путь подростка к взаимодействию с окружающими» Цель взаимодействия с подростками – корректирование поведения с учетом требования общества и школы как социального института, Подростки учатся успешно справляться с бытовыми и кризисными ситуациями, что способствует принятию ответственности за свою жизнь и поступки. Родители посещают занятия в Центре по программе «Взрослые и дети. Как лучше понимать друг друга». Цель взаимодействия с родителями – принятия ими ответственности за процесс воспитания своего ребенка. Сопровождение носит комплексный характер и строится по принципу «идти от интересов подростка». Такая работа требует разнобразных методических приемов, зависящих от возраста учащихся, их психологических особенностей, и определяется задачами каждой конкретной встречи. Форма работы – деловые игры и встречи с элементами практикума, групповые дискуссии, диагностика, психологические игры, моделирование и анализ проблемных ситуаций, мозговой штурм, элементы сказкотерапии и психодрамы, телесно ориентированные техники, аутотренинги по преодолению дурных привычек. Все это создает атмосферу доверия, комфорта открытости. Прием «вопрос – ответ» предполагает интеллектуальную включенность, а психотехники – эмоциональное соучастие. Игровые техники необходимы для развития эмпатии, повышения активности, улучшения межличностного взаимодействия. В групповых дискуссиях ребята учатся находить компромисс и отстаивать свои взгляды, жизненные принципы. Обсуждение помогает проанализировать те чувства, которые они испытали, определить, как они могут использовать в своей жизни приобретенные навыки и знания. « Мозговой штурм» необходим для создания новых идей, направленных на создание различных задач и решения проблем. Эта техника помогает быть терпимым, принимая идеи других людей. Ролевая игра позволит родителям и детям получить опыт другого поведения. Это очень полезно родителям и их детям, и очень нравится подросткам.

Сказкотерапия также имеет огромную значимость для подростков, так как они еще сохраняют непосредственность в восприятии сказок. В нашем Центре большое внимание уделяется приобретение учащимися навыков релаксации и саморегуляции как эффективным средствам самопомощи.

Результаты работы подтверждают эффективность выбранной нами работы по профилактике девиантного и аддиктивного поведения подростков и их семей, по формированию изменения к позитиву их личностных качеств, установки у подростков на здоровый образ жизни.

Литература:

  1. Семенов Д.В. Автореферат диссертации. 2001 «Социально-психологические особенности подростков с аддиктивным поведением»
  2. Александров А.А. Употребление наркотиков при психопатиях и акцентуациях характера у подростков», М.: Медицина, 1975.
  3. Роберт Дж. Маккензи «Упрямый ребенок: как установить границы дозволенного», «Эксмо», 2011.