+7 (812) 715-12-06VK

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00

Семашко С. И., педагог-психолог, методист высшей категории, ГБОУ ППМС-Ц В.О. района

В последнее десятилетие XXI в. в системе общего образования особой проблемой остается стойкая неуспеваемость учащихся. Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах выпадают из процесса обучения. Для предупреждения этих проблем, необходимо разобраться, почему эти проблемы возникают и что делать, чтобы их не было вовсе или было, но как можно меньше.

Основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, по данным, полученным сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО РФ, составляют дети с задержкой психического развития. Понятия задержка психического развития (ЗПР) и школьная неуспеваемость неоднозначны, однако эти проблемы связаны между собой и, как правило, рассматриваются в ряду актуальных вопросов общей и специальной педагогики, психологии, психиатрии и невропатологии детей школьного возраста.

По заключению психолого-медико-педагогической комиссии дети с таким нарушением обычно направляются в специальные (коррекционные) школы VII вида или в коррекционные классы общеобразовательных школ, где обучение ведется в соответствии с их особыми образовательными потребностями по специальным программам.

Опыт показал, что при специальных формах и методах обучения, некотором увеличении сроков прохождения программы, щадящем режиме, поддерживающей медикаментозной терапии часть этих детей, после обучения в начальных классах специальной школы или в коррекционных классах общеобразовательной школы, может быть переведена в V класс массовой школы.

Разработка и внедрение в школьную воспитательно-образовательную практику различных форм дифференциации, индивидуализации обучения, учитывающих естественные и закономерные различия в общих и специальных способностях, направленности и интересах учащихся, - одна из отрадных примет «новой школы». В классах детей с ЗПР внедряются программы, дополняющие учебный процесс различными средствами поддержки учащихся (психологической, логопедической, коррекционно-развивающей).

Без оказания такой помощи отклонения в развитии становятся более выраженными, затрагивают все сферы психического развития ребенка, препятствуют его психологической адаптации.

Важными направлениями деятельности педагога-психолога по отношению к детям с ЗПР являются:

  1. Осуществление системы коррекционных и развивающих мероприятий.
  2. Осуществление комплекса поддерживающих, консультативных и просветительских мероприятий в отношении педагогов и родителей детей.

Для предупреждения проблем в обучении, необходимо развитие познавательной сферы у детей, которая является одной из базовых характеристик в школе. Основное внимание психолога должно уделяться целенаправленному формированию этой сферы особенно у детей с задержкой психического развитием, обеспечению полноценного психологического базиса для развития мышления и речи.

Любая коррекционно-развивающая программа строится на диагностической основе. Диагностика определяет относительный уровень развития ребенка, его потенциальные возможности, выявляет изменение уровней и те новообразования, которые в нем происходят. Целью психологической диагностики является выявление особенностей и уровня актуального развития детей, отражающих особенно­сти формирования базовых составляющих психической дея­тельности, с целью определения путей развивающей и коррек­ционной работы.

Поэтому в обычной общеобразовательной школе г.СПб, в состав которой входят классы, сформированные из детей с ЗПР, отобранных после прохождения ТПМПК (территориальной психолого-медико-педагогической комиссии) была проведена психологическая диагностика основных психических процессов.

Обследование проводилось с 2008 по 2011 г.г. в классах детей с ЗПР.

  1. Показатели объёма кратковременной зрительной памяти: 100% имеют результат – «ниже возрастной нормы»
  2. Показатели объёма кратковременной слуховой памяти: У 12,5% - средний показатель для детей с ЗПР. 87,5% имеют результат – «ниже возрастной нормы»
  3. Внимание: Продуктивность: 100% детей имеют результат – «ниже возрастной нормы». Концентрация внимания: 100% детей имеют результат – «ниже возрастной нормы». Объём внимания: у 100% детей - результат соответствует возрастной норме
  4. Уровень умственного развития: Выделение существенных признаков: 25% – выше возрастной нормы, 37,5% - соответствует возрастной норме детей с ЗПР, 37,5% - «ниже возрастной нормы»

Обобщение: 100% детей имеют результат – «ниже возрастной нормы».

Способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями: У 12,5% - средний показатель для детей с ЗПР, 87,5% имеют результат – «ниже возрастной нормы»

Способность к абстрагированию, классификации: 25% – выше возрастной нормы, 25% - соответствует возрастной норме детей с ЗПР, 50% - «ниже возрастной нормы»

Качественный анализ выполнения всех тестов показал основные затруднения, которые испытывали учащиеся данного класса. Среди них: трудности сосредоточения при увеличении времени работы ребенка; трудности сосредоточения при увеличении объема материала; частые отвлечения; вследствие этого – наличие ошибок.

Это говорит о том, что дети не умеют достаточно хорошо организовывать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. Уровень активности, самостоятельности детей низкий, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция. Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого. Сама деятельность у некоторых детей зачастую хаотична, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, могут прервать деятельность из-за возникающих трудностей, требуется помощь.

II. Исследование эмоциональной сферы и самооценки детей

У большинства детей можно отметить повышенную тревожность (62,5%), у половины детей (50%) - неуверенность в себе, своих силах. Почти трети класса (37,5%) свойственна агрессивность. У детей часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: волнение, повышенное беспокойство, ожидание плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников, родителей (из комментариев детей).

После проведения диагностики, начинается следующий важный этап – непосредственная деятельность педагога-психолога, направленная на создание специальных психологических педагогических условий, позволяющих осуществлять развивающую, коррекционно-формирующую работу с детьми с задержанным психическим развитием.

Для обучающихся в обследуемых коррекционных классах была предложена программа «Развитие познавательных функций (памяти, внимания, мышления) младших школьников в игровой форме», которая представляет собой – практический курс коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста (7 - 11 лет: 1,2,3,4 классы). Программа составлена с учётом возрастных особенностей детей.

Она рассчитана на 36 уроков по 45 минут (в течение учебного года). Для получения более эффективных результатов, рекомендовано пройти курс обучения с 1 по 4 класс, с возрастающей сложностью.

Раннее начало коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с ЗПР позволяет создать оптимальные условия для эффективного учебного процесса. И главная практическая значимость данной программы – создание благоприятных условий обучения детей, их адаптации к школе.

Задачи программы:

  • Формирование интереса к учебной деятельности, приобретение знаний;
  • Развитие психофизиологических функций, которые обеспечивают учебную деятельность: зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук, пространственной ориентации;
  • Развитие интеллектуальных функций (памяти, внимания, мышления), восполнение опыта познавательной деятельности, знаний, умений;
  • Формирование произвольных форм поведения;
  • Приобретение детьми уверенности, развитие упорства и достижения цели, формирование чувства собственного успеха.

Данный курс занятий апробирован на базе общеобразовательной школы, в ППМС-Ц Василеостровского района г. СПб с 1994г. по настоящее время; с 2008г. по настоящее время - на базе общеобразовательной школы в классах для детей с ЗПР. Везде получен стойкий положительный результат.

Исходя из вышесказанного, в каждой школе, где есть такие классы, рекомендуется подобная программа обучения (развитие познавательной сферы). Так как эта направленность благоприятно сказывается на всей учебной деятельности детей с ЗПР.

Чтобы осуществить цель и задачи данной программы, следует стремиться к использованию технологий, обеспечивающих формирование психологических механизмов, необходимых для достижения ребенком качественно нового уровня развития.

У детей с ЗПР школа обычно вызывает негативное отношение. Это происходит из-за того, что такие дети часто терпят неудачу. Следовательно, при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, авторы программы рекомендуют стремиться к тому, чтобы исключить у ребенка, насколько это возможно, ситуацию неудачи. А чтобы этого добиться, нужно использовать следующие методы, направленные на то, чтобы учение вызвало положительные эмоции:

  • Чтобы приучать ребёнка к мыслительной работе, надо учитывать предпочтение ребенком того или иного содержания обучения на учебном материале, который ему интересен.
  • Если отбирать те задания, которые ребенок объективно может выполнить хорошо, то это повысит его самооценку, улучшит настроение, поднимет готовность участвовать в учебной работе, что способствует формированию положительного отношения к учению. Задания при этом не должны быть слишком легкими, не требующими усилий. Оценивать необходимо только конкретную работу, а не самого ребенка.
  • Осознание ребенком ошибки – первый шаг в его развитии, движении вперед. Для этого реакция на ошибки ребенка должна быть формой помощи ему. Главное – не порицание, а разъяснение ошибки.
  • Важно научить ребенка не делать из ошибок трагедию, считать их нормальным явлением, ведь на ошибках учатся.

Для повышения учебной мотивации содержание учебного материала должно быть тщательно отобрано, чтобы сделать его интересным, эмоциональным, доступным, опираясь на их прошлый опыт.

Используя перечисленные возможности учебной мотивации, задача педагога-психолога - создать благоприятные условия для коррекционно-развивающих занятий, которые необходимо проводить в игровой форме, максимально поощряя проявления собственных познавательных интересов ребенка, его самостоятельность.

При работе с детьми с ЗПР по данной программе, необходимо учитывать рекомендации, касающиеся эмоционально-волевой сферы: научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства, не подавляя свои эмоции. Необходимо помочь ребенку адекватным формам реагирования на различные ситуации и явления внешней среды.

И конечно необходимо осуществление комплекса поддерживающих, консультативных и просветительских мероприятий в отношении педагогов и родителей детей. Только, если они будут работать в тандеме с психологом, то можно получить стойкий положительный результат от всех принятых мер в отношении ребёнка с ЗПР.

Процесс психологической помощи — это не разовое мероприятие, а длительное многоплановое воздействие на личность ребенка, реализуемое с учетом влияния биологических, социально-средовых, психологических факторов.

Литература

  1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей./ Под ред. К. С. Лебединского, - М., 1982.
  2. Антипина А. Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития.// "Начальная школа", 1997, № 6.
  3. Бондаренко С. Почему детям трудно учиться? М.,1985
  4. Дети с отклонениями: Методическое пособие для педагогов, воспитателей и родителей./ под ред. Л.П.Носковой. М., 1997.
  5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития детей. - М. изд-во Моск. Ун-та, 1985.
  6. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. М., 2004
  7. Рабочая книга школьного психолога. /под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1998.
  8. Развивающие игры для детей. /конс. Никитин Б.М. М.,1990
  9. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. - М., 1993.
  10. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2000.