Семашко С. И., педагог-психолог, методист высшей категории, ГБОУ ППМС-Ц В.О. района
Согласно Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденной приказом № 619 от 19.02.2000г. Министерства образования РФ, первой возрастной группой в качестве объекта профилактики определяется старший дошкольный возраст (5-6 лет). Однако, несмотря на признанную необходимость ведения работы по предупреждению зависимого поведения, начиная с дошкольного возраста, в действительности такая работа проводится в недостаточном объеме. Это связано, в первую очередь, с тем, что накопленный практический опыт и большая часть теоретических разработок, направлены на подростковый возраст, и поэтому их необходимо адаптировать для детей дошкольного возраста, с учетом возрастных особенностей и с учетом условий организации воспитательного процесса.
В дошкольном возрасте закладываются основы тех личностных свойств и социальных навыков, которые впоследствии, определят степень и характер адаптации ребенка в обществе.
Поэтому создание и реализация программы «Павлин» для работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию культуры здоровья, предназначенной для предупреждения зависимого поведения, стало необходимым и своевременным. Программа была создана и реализуется с 2006 года, она является профилактической и предназначена для старших дошкольников (5-6 лет), посещающих детские дошкольные учреждения.
Цель программы: формирование культуры здоровья, через понимание ценности здоровья и здорового образа жизни.
Основные задачи программы:
- Формирование у детей представлений об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка, осознания личностной ценности здоровья, установок на здоровый образ жизни.
- Профилактика аддиктивного поведения и повышение уровня социальной компетентности, через:
- обучение детей произвольности поведения (умения управлять своим поведением, эмоциональным состоянием, подчиняться правилам);
- приобретение детьми навыков эффективного взаимодействия с окружающими;
- создание условий для формирования адекватной самооценки.
В курсе занятий учитываются следующие принципы превентивного обучения при организации работы по первичной профилактике зависимого поведения:
- Принцип системного подхода – т.е. формирование ценности и навыков укрепления здоровья телесного и нравственного, а также развитие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности;
- Принцип деятельностного подхода – формирование ценности здорового образа жизни и навыков безопасного поведения должно происходить в совместной деятельности ребенка и взрослого;
- Принцип альтернативности - формирование у детей полезных навыков поведения и установок, обеспечивающих ему эффективную социальную адаптацию. Важно показать, как можно сделать свою жизнь интересной и счастливой без помощи каких-либо веществ или вещей /например, телевизора, компьютера/;
- Принцип «запретной» информации – исключение сведений, способных провоцировать интерес детей к ПАВ. Не обсуждение с детьми тех аспектов, которые неактуальны для их возраста или социальной сферы;
- Принцип возрастного соответствия – соответствие профилактики возрастным особенностям и возможностям развития детей.
Безусловно, чтобы профилактическая деятельность была эффективной, недостаточно только правильно определить её целевую направленность, необходимо также подобрать адекватные и эффективные методы достижения поставленных целей.
Деятельность, связанная с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, не воспринимается ребенком 6-8 лет как актуальная, значимая. Поэтому опорной точкой в формировании культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста может быть только создание игровых ситуаций.
В игре дети могут проиграть различные ситуации, при этом оценка своего состояния и поведения осуществляется подспудно (для ребенка важна сама игра), но когда возникнет необходимость сделать выбор, он поступит правильно – он уже знает, как надо поступить.
Именно организация разного вида игр окажет целенаправленное воздействие на детей. Через игру у ребенка формируются важные установки, поэтому желательные для освоения поведенческие схемы, включенные в содержание игры, становятся ее правилами. Ребенок выполняет их не только потому, что это «нужно, полезно», а потому, что это интересно. Так в процессе игры дети постепенно освоят заложенные поведенческие схемы, которые затем превращаются в поведенческие навыки.
Следовательно, формирование у детей старшего дошкольного возраста культуры здоровья как понимания ценности здоровья и здорового образа жизни, развитие системы социальных отношений, освоение норм морали и правил поведения, овладение связанными с ними поведенческими умениями, происходит, прежде всего, на основе игры. Игра способствует их действенному осознанию.
Как естественный способ выражения «я», укрепления уверенности в себе игра будит активность ребенка, его инициативу и самостоятельность, развивает умение владеть эмоциями и принимать решения. Взятие на себя роли означает принятие определенных правил, т.е. чувство ответственности. Когда в игре все удается, у детей появляются чувство удовлетворения, эмоциональное насыщение игрой, при неудачах же – чувство вины и досады, заставляющее более критически взглянуть на себя, и как-то перестроиться, измениться, соразмеряясь с требованиями группы.
Данные особенности игры позволяют использовать ее в работе с дошкольниками в профилактических целях.
Для оценки эффективности программы используются методы и средства, которые выявляют: осознание детьми важности и значения сохранения своего здоровья с раннего возраста; овладение детьми знаниями о способах укрепления и сохранения здоровья, понятиями «здоровье», «вредные привычки», «здоровый человек», представлениями о том, что полезно и опасно для здоровья (анкета для родителей, воспитателей, рисуночные тесты для детей, наблюдение, беседа, отзывы воспитателей и родителей и т.д.).
Результативность проведенной работы по данной программе можно оценить изменения в знаниях, установках, эмоциональном состоянии и проведении участников
В анкетах обратной связи для взрослых были отмечены следующие изменения в поведении детей:
- Представления о здоровом образе жизни значительно расширились (дети стали знать, что нужно заботиться не только о физическом, но и о психическом здоровье);
- Дети стали добрее относиться друг к другу, с большим пониманием;
- Дети стали стараться лучше управлять своим поведением, подчиняться правилам;
- Улучшилось межгрупповое взаимодействие;
- Дети стали на практике применять некоторые приемы снятия агрессии, саморегуляции;
- Дети стали решать проблемы не кулаками, а пытаются договориться (Мне не нравиться, когда ты дерешься, толкаешься…);
- Снизилось эмоциональное напряжение в группе.
Сравнительный анализ детских рисунков и беседы с ними показал:
До занятия в группе дети отмечали, что полезно для здоровья:
Овощи, фрукты, другая еда, лекарства - 84 %
Отдых у компьютера, телевизора – 14 %
Прогулки на свежем воздухе – 2 %
После занятия в группе дети отмечали, что для здоровья необходимы:
Прогулки на свежем воздухе, на природе – 28 %
Дружба, совместные игры, хорошее настроение – 28 %
Занятия спортом – 27 %
Овощи, фрукты, другая еда, лекарства – 11 %
Здоровый сон, тихий час – 8 %
Отдых у компьютера, телевизора – 0 %
Результаты заключительной беседы показали, что дети с раннего возраста действительно начали осознавать важность и значение сохранения своего здоровья (не только физического, но и психического).
Дети овладели знаниями о способах укрепления и сохранения здоровья. В ходе беседы дети владели понятиями «здоровье», «вредные привычки», «здоровый человек», представлениями о том, что полезно и опасно для здоровья.
Первичная профилактика зависимого поведения у детей старшего дошкольного возраста – это не обсуждение вредности и отдаленных печальных последствий употребления ПАВ, не запугивание их страшными бедами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации – умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование у детей культуры здоровья – понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только сформированность и осознание личностной ценности здоровья позволят ребенку на этапе школьной жизни понять, почему и чем для него опасно знакомство с психоактивными веществами.
Данное направление работы со старшими дошкольниками очень эффективно и популярно в дошкольных образовательных учреждениях Василеостровского района нашего города. С каждым годом количество заявок от детских садов неуклонно растёт.
Список литературы:
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Генезис, 2000.
- Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2004.
- Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошк. учреждений. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
- Шипицына Л.М, Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) - «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2000.
- Игра «Валеология» -часть 1, 2003.
- Игровой дидактический материал «Малыши-крепыши» -2003.