Горбова Елена Алексеевна, педагог-психолог, ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района Санкт-Петербурга
Машевская Светлана Григорьевна, методист, ЦПКС «ИМЦ» Василеостровского района, Санкт-Петербург
Москвичева Ирина Борисовна, педагог-психолог, ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района Санкт-Петербурга
Статья опубликована в сборнике «Проблемы психолого-педагогической работы в современном образовательном учреждении: сборник материалов II международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО СПбГИК, 19 – 20 мая 2017 г., Санкт-Петербург / Отв. ред. В.М. Голянич, О.В. Ходаковская – СПб. : НИЦ АРТ, 2017. – 518 с. : ил.»
Аннотация. В данной статье представлен опыт работы Центра психологопедагогической, медицинской и социальной помощи Василеостровского района по профилактике конфликтов в образовательных учреждениях района. В 2015 г. сотрудниками Центра были проанализированы наиболее частые причины возникновения конфликтов между участниками образовательного процесса (по обращениям родителей, учащихся и педагогов). Оказалось, что наибольшее количество конфликтов наблюдается в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю. Причинами возникновения конфликтов именно в этот период является недостатки в организации учебного процесса (процесса преемственности), а также неумение педагогов предотвращать и разрешать конфликтные ситуации в целом. На основании данных был разработан десятичасовой семинар-тренинг для педагогов «Психолого-педагогическая профилактика конфликтных ситуаций среди учащихся пятых классов».
Ключевые слова: конфликты; адаптация; дезадаптация; взаимоотношения; профилактика; дисциплина.
Проблема конфликтов в образовательной среде всегда была актуальной и острой. К числу педагогических конфликтов можно отнести «конфликты взаимоотношений» всех участников образовательного процесса, то есть учащихся, учителей и родителей.
Наиболее остро конфликты взаимоотношений проявляются в период изменения привычных условий обучения. В данную категорию попадает период перехода учащихся из начальной школы в среднюю. Учащиеся проходят серьезный путь адаптации к новым условиям обучения. Они вынуждены выстраивать новые взаимоотношения с учителямипредметниками. В непростой ситуации оказываются и взрослые. Учителя в достаточно короткие сроки должны понять уровень способностей и возможностей своих новых учащихся, их интересы, личностные особенности. Родители, как правило, находятся в тревожной ситуации ожидания.
Можно с уверенностью сказать, что причинами возникновения конфликтов именно в этот период являются недостатки в организации учебного процесса (процесса преемственности), а также неумение педагогов предотвращать и разрешать конфликтные ситуации в целом.
Классному руководителю необходимо знать, что такое конфликт, какова его роль в жизни коллектива, какие существуют способы эффективного разрешения, как эти способы применять на практике. Также семинар-тренинг дает возможность учителям понять, что конфликты — это неотъемлемая часть взаимоотношений людей, но при этом важно научиться адекватно реагировать на конфликтную ситуацию и находить эффективные способы предотвращения и разрешения конфликтов. С другой стороны, очень важно учить детей сотрудничеству, взаимопониманию, формировать и развивать у них способность к принятию других людей, их взглядов и привычек такими, какие они есть, знакомить учащихся с конструктивными способами разрешения конфликтов.
По итогам анализа обращений участников образовательного процесса (педагогов, родителей и учащихся) в Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и в Отдел образования Василеостровского района в нашем Центре в 2015 г. был разработан семинар-тренинг для педагогов по профилактике конфликтов в образовательных учреждениях района – «Психолого-педагогическая профилактика конфликтных ситуаций среди учащихся пятых классов».
Цель семинара: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области профилактики конфликтных ситуаций, возникающих в процессе адаптации учащихся 5-ых классов к новым условиям обучения.
Задачи, которые решаются в ходе проведения семинара:
- Ознакомление с возрастными особенностями детей младшего подросткового возраста.
- Ознакомление с основами теории конфликтов.
- Повышение компетентности педагогов в обнаружении проблем, ведущих к конфликтам.
- Ознакомление и проработка применения способов профилактики дезадаптации учащихся.
- Обучение техникам экстренного вмешательства в сложных конфликтных ситуациях.
- Разработка стратегий школьного плана действий.
Семинар–тренинг состоит из 9 занятий теоретической и практической работы, в ходе которой педагоги имеют возможность получить и апробировать новые знания и способы взаимодействия. Практическая часть подразумевает следующие формы работы: дискуссия, тренинг, ролевое моделирование, кейсы.
Ниже представлен тематический план обучающего семинара.
В течение обучения педагоги имели возможность на основе полученных психолого-педагогических знаний проанализировать свой профессиональный опыт. По окончании каждого семинара все участники заполняли опросники и анкеты, позволяющие провести самоанализ поведения в конфликтных ситуациях. Педагоги проявляли большую заинтересованность в получении знаний об эффективном поведении в конфликтных ситуациях. Семинар получил у участников высокую оценку практической значимости.
№ | Тема занятия | Продолжительность (мин.) | Кол-во акад. часов | |
---|---|---|---|---|
Теорет. часть | Практ. часть | |||
1. | Введение в тему: Знакомство. Представление ведущих и педагогов школ. Диагностика осведомленности и уровня подготовленности педагогов по теме. Формулирование запроса группы. | 20 | 25 | 2 |
2. |
Возрастные психологические особенности: Ознакомление с психологическими возрастными особенностями детей младшего подросткового возраста. Обсуждение. Обратная связь. |
20 | 25 | 3 |
3. | Определение понятия «адаптация». Проблемы адаптации: Особенности адаптации учащихся к средней школе. Причины дезадаптации. Категории детей, входящих в «группу риска» по дезадаптации в средней школе. | 20 | 25 | 1 |
4 | Рекомендации по созданию оптимальных условий адаптации пятиклассников: Диагностика классав период обучения в 4-5 классах (мотивация, уровень тревожности, социальная адаптация, сформированность УУД).Программа преемственности. Формирование классного коллектива. | 20 | 25 | 3 |
5 | Определение понятия «конфликтные отношения в классе»: Виды конфликтов. Возникновение конфликтов в новой образовательной среде. Причины. Типичные ошибки при взаимодействии с классным коллективом и коллегами. | 20 | 25 | 1 |
6 | Профилактика конфликтов: Способы предотвращения конфликтов: установление контакта с учителямипредметниками; со службой сопровождения; алгоритм работы классного руководителя с родителями. Способы сплочения классного коллектива. Возможность разрешения конфликтных ситуаций путем медиации. Интеграция полученных знаний и навыков. Обсуждение и ответы на вопросы. Практические занятия. Работа в группах. | 20 | 25 | 4 |
7 |
Практическое занятие по проектированию алгоритма действий классного руководителя в случаях сложных конфликтных ситуаций. Интеграция полученных знаний. Подведение итогов. Обратная связь [2]. |
20 | 25 | 3 |
8. | Проблемы дисциплины: нарушители дисциплины, ШПД – школьный план действий, техники экстренного вмешательства в момент нарушения дисциплины [1]. | 20 | 25 | 4 |
9. | Стили учительского поведения: эффективные и неэффективные способы взаимодействия с учащимися [1]. | 20 | 25 | 3 |
Всего | 24 |
Литература
- Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг для педагогов. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Москва: Генезис, 1997.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа. СПб.: Речь, 2006.