+7 (812) 715-12-06VK

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00

Александрова Галина Анатольевна, учитель-логопед, ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района Санкт-Петербурга

Статья опубликована в сборнике «Проблемы психолого-педагогической работы в современном образовательном учреждении: сборник материалов II международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО СПбГИК, 19 – 20 мая 2017 г., Санкт-Петербург / Отв. ред. В.М. Голянич, О.В. Ходаковская – СПб. : НИЦ АРТ, 2017. – 518 с. : ил.»

Аннотация. Рабочая программа направлена на формирование гражданской идентичности и развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Представлены целевой, содержательный и организационный разделы программы. Программа дополнена конспектами занятий.

Ключевые слова: патриотизм, развитие речи, дошкольное образование.

Программа «Растем патриотами!»

Блок I. «Это все мое родное!»

  • Тема «Знакомство».
  • Тема «Мама»
  • Тема «Папа»
  • Тема «Семья»

Блок II. «Мир, в котором я живу»

  • Тема «Мой дом»
  • Тема «Мой город»
  • Тема «Мой адрес»
  • Тема «Моя страна»

Блок III. «Российская Федерация. Общие сведения»

  • Тема «Москва-столица»
  • Тема «Государственные символы. Флаг. Гимн»
  • Тема «Государственные символы. Герб.
  • Тема «Народы России»

I. Целевой раздел

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная и сложная. «Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, понастоящему раскрывается как личность; самое главное – открывать глаза на дорогое и родное…» - писал В.А. Сухомлинский. Воспитание любви к Родине начинается уже в дошкольном возрасте. Главным в процессе воспитания патриотических чувств является эмоционально-познавательная деятельность. Патриотизм – это привязанность, преданность, любовь к Отечеству, стремление служить интересам Родине. Поэтому у ребенка в дошкольном возрасте необходимо воспитывать привязанность к кому-либо или чему-либо, ответственность за свое маленькое дело. Любовь к Отечеству начинается с любви к своим родным, своему дому, своему городу (деревне, селу) [1].

В Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года особенно выделено гражданско-патриотическое воспитание и духовно-нравственное развитие детей [7]. Кроме того одним из важнейших приоритетов государственной политики в области воспитания является воспитание языковой культуры детей. Основная идея программы заключается в том, чтобы объединить решение этих важнейших задач и создать условия для воспитания языковой культуры на основе гражданско-патриотического воспитания и духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.

Значимость программы для ППМС-центров увеличивает тот факт, что по статистическим данным из открытых источников, более 10 % детей дошкольного возраста не посещают дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), а многие из тех, кто является воспитанниками ДОУ, систематически не посещают дошкольное учреждение, и, следовательно, не усваивают программу ДОУ, в которую включены задачи по патриотическому воспитанию. Кроме того, в настоящий момент обнаруживается большой приток детей-мигрантов, у которых нередко очень низкий уровень знания русского языка. При обследовании речи и интеллектуального развития детей дошкольного возраста, обращающихся в ППМС-центр, часто обнаруживается крайне низкая осведомленность детей о себе, о своей семье, о своем городе и своей Родине. Например, дети с трудом называют имена бабушек и дедушек, не знают свой домашний адрес, затрудняются назвать город, в котором живут и т.д. Данная программа направлена на формирование гражданской идентичности через ознакомление детей с основными сведениями о своем роде, о своей малой и большой Родине.

Цели программы:

  • Воспитание чувства любви и привязанности к Родине - России
  • Развитие связной речи детей
  • Задачи:

Задачи в области патриотического воспитания:

  • формирование положительной «Я» -концепции;
  • воспитание уважения к семье, обществу, государству;
  • формирование российской идентичности;
  • воспитание уважения к духовно-нравственным ценностям страны;
  • развитие чувства привязанности и любви к большой и малой Родине;
  • воспитание уважения к национально-культурному единству.

Задачи в области воспитания языковой культуры включает в себя:

  • расширение словарного запаса детей;
  • развитие грамматического строя речи;
  • развитие вербальной памяти;
  • развитие связной речи в целом.

Целевая аудитория:

Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Также программа может быть полезна детям с нормальным речевым развитием.

Основания программы:

Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» [8], Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а так же разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии [6].

Кроме того, программа опирается на «Примерную основную образовательную программу дошкольного образования», и на программу «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой [5].

Принципы построения:

Программа построена на следующих общедидактических и специальных принципах:

  • онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
  • принцип индивидуализации, учета возможностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип личностоформирующего взаимодейстия;
  • принцип поддержки детской инициативы;
  • принцип интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  • принцип полисенсорности;
  • принцип «от близкого к далекому».

Один из основных принципов построения занятий – полисенсорность. Известно, что у детей с общим недоразвитие речи страдают все психические функции. Для обогащения словарного запаса и развития грамматического строя используются все возможные каналы получения информации. Для усвоения нового понятия или образа ребенок должен иметь возможность его представить, увидеть, услышать, потрогать, поиграть с ним.

Необходимо создать условия для формирования максимально возможного количества ассоциативных связей между явлениями и понятиями. Только в этом случае мы можем говорить о том, что новые понятия стали частью внутреннего мира ребенка.

Каждое занятие строится по принципу погружения в развивающую среду. Обязательным условием является создание яркого эмоционального образа и включения ребенка в активную деятельность.

В структуре занятия предусмотрены игры, продуктивная деятельность, творческая активность.

Принцип «от близкого к далекому» означает, что обучение идет от восприятия самого себя, своих близких, своего города к представлению о стране, народностях, населяющих страну, государственных символах.

Ожидаемые результаты:

  1. Увеличение показателей нравственно-патриотической воспитанности дошкольников;
  2. Увеличение показателей речевого развития детей старших дошкольников.

Оценка эффективности программы:

Оценка эффективности работы по программе проводится на основании анкетирования детей. В таблице-анкете фиксируются ответы детей, и подсчитываются баллы.

Таблица для подсчета баллов:

В таблице фиксируются ответы детей: 1 – если ребенок дает ответ на вопрос, или отвечает «ДА», 0 – если ответа нет, или ребенок дает отрицательный ответ.

Анкета №1 (примерное содержание)

I. Вопросы блока «Это все мое родное!

  1. Опиши себя.
  2. Расскажи о своей семье.
  3. Какие семейные традиции есть в вашей семье?.
  4. Как зовут твоих маму и папу (полные имена)?
  5. Как зовут твоих бабушек и дедушек (полные имена)?

II. Вопросы блока «Мир, в котором я живу.»

  1. Как называется страна, в которой ты живешь?
  2. Как называется город, в котором ты живешь?
  3. Как называется улица, на которой находится твой дом?
  4. Назови номер твоего дома и номер квартиры.
  5. Назови еще один, известный тебе адрес .

III. Вопросы блока «Российская Федерация. Общие сведения»

  1. Рассказ о России.
  2. Что изображено на гербе Российской Федерации?
  3. Какие цвета на флаге Российской Федерации?
  4. В каких случаях исполняют гимн Российской Федерации (2-3 примера)?
  5. Какой город является столицей Российской Федерации

В результате по каждому блоку ребенок может набрать до 5 баллов, что соответствует высокому уровню знаний. 4-3 балла – средний уровень. Менее 3-х баллов – низкий уровень осведомленности.

Результаты анкетирования заносятся в таблицу. Аналогичная таблица заполняется после окончания занятий по программе. И проводится анализ изменения балловой оценки осведомленности детей.

Уровень эффективности реализации программы по групповой работе в целом определяется путем процентного соотношения показателей динамики по всем участникам группы.

Высокая эффективность (первый уровень) – положительная динамика изменений наблюдается как минимум у 70% участников группы.

Достаточная или (средняя) эффективность (второй уровень) – положительная динамика изменений наблюдается как минимум у 50% детей.

Низкая эффективность (третий уровень) – положительная динамика изменений наблюдается меньше чем у половины участников группы.

II.Содержательный раздел

Примерный тематический план

№ темы № занятия Тема
1 1,2 Входная диагностика
Блок I
2 3,4 Я. Знакомство.
3 5,6 Мама.
4 7,8 Папа.
5 9,10 Семья.

Блок II

6

11,12 Мой дом.
7 13,14 Мой город
8 15,16 Мой адрес.
9 17,18 Моя Россия.

Блок III

10 19,20 Москва – столица.
11 21,22 Государственные символы России. (Флаг, гимн)
12 23,24 Государственные символы России. (Герб)
13 25,26 Народы России.
14 27,28 Выходная диагностика

Краткое содержание тем

Основная задача темы «Я. Знакомство» - формирование положительной «Я– концепции». Дети обучаются строить описательный рассказ внешности человека и приходят к выводу, что все люди разные, но каждый из людей по-своему красив.

Тема «Мама» посвящена самому близкому человеку – маме. Дети учатся подбирать слова–описания к своей маме, рассуждают на тему, чем занимаются мамы и чем дети могут им помочь. Описывают улыбки своих любимых мам. Рассказывают о своих мамах.

Тема «Папа» посвящена второму самому близкому человеку – отцу. Особое значение придается понятию «отчество». Дети рассказывают о том, как они проводят время со своими папами. Учатся образовывать отчество от мужского имени. Разучивают стихотворение о папе.

Тема «Моя семья» предполагает формирование положительного образа семьи, любви к своей семье, что очень важно для становления мировоззрения ребенка. Обсуждаются семейные традиции. На примере семьи Маши дети строят фрагмент генеалогического дерева своей семьи. Обсуждаются внутрисемейные родственные связи.

В теме «Мой дом» ключевым моментом является разговор о возможном участии ребенка в том, чтобы сделать дом уютным, теплым, родным. Разбираются составные части русской народной избы, для чего они нужны, проводится работа над навыками образования прилагательных суффиксальным способом.

Изучая тему «Родной город» раскрывается смысл выражений «Санкт-Петербург – город Петра», «Город на Неве», «Город разводных мостов».

Тема «Мой адрес (Моя улица) » - это не только знание ребенком названия улицы, на которой находится его дом. Это разговор с ребенком о чувстве ответственности за окружающее пространство. Детям дается представление о системе адресации, о том как работает почта.

Раскрывая тему «Моя страна – Россия», педагог рассматривает с детьми карту России. Обращает внимание ребенка на то, что Российская Федерация – одна из крупнейших стран мира. Детям дается представление о богатстве и разнообразии культур народов, населяющих Российскую федерацию.

Представление о государственных символах России дается в темах «Флаг», «Гимн», «Герб».

В начале и в конце курса проводится беседа-анкетирование детей, выясняется уровень их патриотической осведомленности (знание названий, города, страны, государственных символов и т..д.).

Каждое занятие насыщено играми, активными видами деятельности. Заканчивается занятие созданием материального продукта по теме: рисунка, аппликации, раскраски и т.д. Некоторые темы предполагают предварительную беседу дома с родителями. Для включения в игру активно используется сказочный персонаж – «Маша».

III.Организационный раздел

Занятия по программе должны проходить в мини-группах по 6-8 человек. Это является необходимым условием реализации программы, т.к. одной из ведущих задач программы является – развитие речи детей. Каждый ребенок в группе должен иметь возможность высказаться, что-то рассказать, пересказать, выполнить устное задание педагога.

Учебно-методический комплект программы включает в себя:

  • рабочую тетрадь «Моя Россия!» [1];
  • альбом для развития речи «Это все мое родное»;
  • конспекты занятий (14 конспектов) [2; 4].

Программа рассчитана на 14 тематических занятий по 2 учебных часа (по 25 мин) каждое и может быть реализована за 3 месяца в течение учебного года. Компоненты учебно-методического комплекта программы могут быть использованы в работе ППМС центра и ДОУ независимо от программы, так как представляют собой законченные методические и дидактические продукты.

(Ниже предлагаются два конспекта занятий по темам «Мама», «Родной город». В программу включены примерные конспекты всех тем, но из-за ограничивающих условий конкурса мы не можем включить в статью все материалы.)

Конспекты занятий

Комментарии к конспектам.

Главным действующим лицом, ведущей всех занятий является героиня русских народных сказок - Маша. Маша, от лица которой говорит педагог, является активным участником воспитательного процесса. Маша помогает проводить занятия. У Маши существует легенда, в которой придуманы ее семья, мама, папа, бабушки и дедушки. Присутствие Маши значительно оживляет занятия. Дети выполняют работы в подарок Маше. Маша во время занятия может проходить с педагогом и рассматривать работы детей. Маша участвует во всех играх. Иногда во время занятия может что-то на ушко сказать педагогу. Дети понимают, что Маша – кукла, но охотно включаются в игру, начинают с ней разговаривать. Маша для них совершенно живая и очень любимая девочка. На занятиях посвященных дому, и своим родным, можно обсудить то, что Маша не всегда ведет себя хорошо. Ее деструктивное поведение получает оценку педагога и детей, но сама Маша при этом не теряет своей обаятельности и притягательности.

Все занятия имеют общую музыкальную канву: «Песенка-зарядка» (Алина Кукушкина); «Часики» (Фиксипелки); «Так устроено, что дети вырастают» (Алина Кукушкина).

Музыкальное сопровождение не меняется, дети запоминают слова песен и с удовольствием их исполняют. С радостью ждут музыкальную паузу. Движения под музыку показывает педагог, но они могут быть произвольными. В качестве поощрения один из детей может становиться ведущим, и показывать образец движения. В зависимости от темы иногда в занятия включаются другие музыкальные фрагменты, которые усиливают эмоциональное восприятие темы, например, песня «Красно солнышко», «Милая мама» и др.

На создание яркого эмоционального образа работает и яркий, запоминающийся дидактический материал, видеофрагменты, мультфильмы.

В каждом занятии предусмотрен стихотворный текст для запоминания. Для запоминания используются различные мнемотехники: речь с движением, мнемотаблицы, яркие изображения. Развитие вербальной памяти – одна из важнейших задач программы.

Каждая тема раскрывается в течение двух занятий, разделенных музыкальной паузой. На втором занятии дети создают какой-то продукт, вписанный в тему: подарок для мамы, подарок для папы, рисунок домика, и т.д.

Мама

Цель:

Развивать чувство любви и нежности к маме. Развивать внимание к настроению человека.

Задачи:

Развивающие задачи:

  • развивать активный словарь детей, учить подбирать слова для описания эмоций.;
  • научить подбирать слова к описанию улыбки (жизнерадостная, одобрительная, милая, нежная)
  • развивать вербальную память, используя мнемотаблицы.
  • развивать мелкую моторику и пространственные представления на основе оригами.

Воспитательные задачи:

  • развивать желание оказывать посильную помощь маме;
  • развивать желание заботиться и доставлять радость маме.

Раздаточный материал

Листы-заготовки для оригами «Сердце для мамы».

Оборудование

Кукла Маша, магнитная доска, аудиоколонка.

Материалы

Мнемотаблица стихотворения «Мама так тебя люблю я», фотографии улыбок, схема оригами «Сердце для мамы», цветные карандаши.

Музыкальное сопровождение

Музыка из мультфильма Маша и медведь:

«Песенка-зарядка» (Алина Кукушкина); «Часики» (Фиксипелки); «Так устроено, что дети вырастают» (Алина Кукушкина). Песня «Милая мама.» Подготовительная работа:

Напомнить ребенку полное имя мамы

Домашнее задание (работа с родителями)

Уточнить и запомнить полное имя папы. Выучить стихотворение «Мама так тебя люблю я!». Раскрасить оригами «Сердце для мамы»

План

  1. Приветственная песенка.
  2. Автопортреты детей для Маши.
  3. Песенка о маме. Беседа о маме.
  4. Имена мам.
  5. Разучивание стихотворения по мнемотаблице.
  6. Музыкальная пауза.
  7. Игра «Мама какая?»
  8. Настроение человека. Мимическая гимнастика.
  9. Мамины улыбки.
  10. Помощь маме.
  11. Подарок маме (Оригами «Сердце для мамы»)
  12. Подведение итогов. Повторение стихотворения.
  13. Прощальная песенка.

Ход занятия.

1.Приветственная песенка.

Входит педагог с куклой Машей из мультфильма «Маша и медведь». Дети с педагогом и Машей делают зарядку под музыку.

2.Автопортреты детей для Маши.

Педагог (П):Дети, к нам в гости снова пришла Маша. Мы ей очень рады. А вы помните, какое домашнее задание было у вас? Кто принес свой портрет? Спасибо!

Педагог и Маша рассматривают портреты. Ваши портреты нам с Машей очень понравились. Спасибо! Вы очень старались! А Маша вам сегодня принесла новую песню.

Это любимая машина песня, давайте ее послушаем!

3.Прослушивание песни «Милая мама».

Примерный ход беседы:

П: Вы догадались, о ком сегодня мы будем говорить? Правильно! Сегодня на занятии мы будем говорить о самом дорогом и близком человеке – о маме. Именно маму ребёнок видит рядом с собой в первую минуту своей жизни и сразу ощущает ее заботу, ласку и нежность. С первого мгновения в чутком сердце матери навсегда загорается любовь к своему ребенку. Поэтому, о матери написано столько красивых слов, что и не сосчитаешь – множество книг, песен и стихов. Вот и мы с сегодня на занятии будем говорить о маме.

4.Имена мам.

П: У Маши тоже есть мама. Ее зовут Настя. А как зовут ваших мам? Кто знает полное имя мамы?.. Педагог с Машей выслушивают ответы детей.

5.Разучивание стихотворения по мнемотаблице.

П:Каждый человек любит свою маму. О мамах пишут песни и мамам посвящают стихи. Мы с вами сегодня попробуем выучить стихотворение. Нам поможет в этом такая схема.

МАМА — так тебя люблю я!
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам название МАМА!
Аким Яков Лазаревич

Разучивание стихотворения.

Несколько детей повторяют за логопедом По мнемотаблице.

rastem patriotami 2

?

rastem patriotami 1

МАМА

6. Музыкальная пауза «Часики».

Движения под музыку произвольные, танцевальные. Дети могут придумывать сами. Один из детей может быть ведущим, и показывать первое движение.

7. Дидактическая игра с мячом «Мама, какая?»

Педагог передает мяч и задает вопрос:

Если мама грустит, она какая? – грустная

Мама смеётся – веселая

Мама задумалась – задумчивая

Мама сердится – сердитая

Мама печалится – печальная

Мама любит – любящая

Мама заботится – заботливая

Мама радуется – радостная

П: Есть выражение глаза – зеркало души, отражение характера. Какие у вашей мамы глаза?

Дидактическая игра «Мамины глаза»

Мама красивая, значит глаза красивые

Мама добрая, значит глаза добрые

Мама ласковая, значит глаза ласковые

Мама мудрая, значит глаза мудрые

Мама мечтательная, значит глаза мечтательные

Мама яркая, значит глаза яркие

Мама умная, значит глаза умные

Мама милая, значит глаза милые

Мама удивительная, глаза удивительные

8.Настроение человека. Мимическая гимнастика.

П. Скажите, пожалуйста, каким образом вы догадываетесь о настроении человека? Правильно! По выражению его лица. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Масочки».

Закрываем лицо ладошками. По моей команде открываем лицо и меняем выражение!

Мы веселые! Мы сердитые. Мы грустные. Мы испуганные. Мы удивленные.

9.Мамины улыбки.

П. Больше всего мы любим моменты, когда наши мамы улыбаются. А какая бывает улыбка? (предлагаются фотографии улыбающихся женщин с опорными словами:

счастливая, ослепительная, озорная, жизнерадостная и т.д.) П: Значит мамина улыбка какая?

По желанию один из детей даёт определение маминой улыбки.

П: От маминой улыбки нам становится тепло и радостно. Пусть наши мамы всегда улыбаются! (фраза повторяется хором)

10.Беседа «Помощь маме»

П: Скажите, пожалуйста, что надо делать чтобы мама всегда была веселая и счастливая.

Д: Помогать маме.

П. Расскажите, как вы помогаете своей маме.

Дети рассказывают о своей помощи по дому маме.

П. Давайте спросим Машу, а как она помогает маме. Посмотрите дети, что-то Маша у нас загрустила. Почему Маша у нас загрустила, как вы думаете? Наверно Маша не очень помогает маме. Но нам Маша обещает, что обязательно исправится. Не будет больше хулиганить и будет маме помогать

11.Подарок маме (Оригами «Сердце для мамы»).

П. 27-го ноября в нашей стране отмечают День Матери. В этот день принято благодарить своих мам и дарить и памятные подарки. Но мамы любят получать подарки. И мы с вами сегодня сделаем для мамы небольшой подарок. Мы сделаем из бумаги сердце. И красиво его раскрасим.

Далее дети под руководством педагога складывают оригами «Сердце для мамы»

12. Подведение итогов. Повторение стихотворения.

П. Скажите, пожалуйста, вы запомнили, как зовут маму Маши? А кто запомнил стихотворение и хочет его рассказать. Что вам больше всего понравилось сегодня на занятии? Дома я вас попрошу красиво раскрасить сердечко и принести в подарок Маше, чтобы она тоже подарила своей маме сердечко.

13. Прощальная песенка.

«Так устроено, что дети вырастают» (Алина Кукушкина)

Литература

  1. Александрова Г.А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь. ФГОС. СПб, 2015.
  2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа.). М., 2013.
  3. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. ФГОС. /Нищева Н.В.
  4. Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социальному-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  5. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / Под ред. Н.В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2013.
  6. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. №996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".
  8. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ от 29.12.2012 г.