+7 (812) 715-12-06VK

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00

Семашко С. И., педагог-психолог, методист высшей категории, ГБОУ ППМС-Ц В.О. района

Не мыслям надобно учить, а мыслить.

Иммануил Кант (1724 - 1804), немецкий философ.

Главная цель современной школы заключается в эффективной передаче наиболее ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями, так, чтобы ученики смогли максимально качественно овладеть им. Начальное общее образование призвано заложить основы учебной деятельности, сформировать познавательную мотивацию, научить ребенка учиться. В связи с этим Государственным образовательным стандартом в качестве приоритета начального образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего обучения.

Однако в системе общего образования особой проблемой остается стойкая неуспеваемость учащихся. Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах выпадают из процесса обучения.

Для выработки индивидуального стиля учебной деятельности ведущее значение имеет активность ребенка в процессе учения, его познавательная самостоятельность в учебной деятельности (умение расширять свои знания, умения, навыки и способности по собственной инициативе), являющаяся для психолога (учителя) как целью, так и средством в развитии общих учебных умений младшего школьника.

Развитие познавательной самостоятельности в учебной деятельности протекает успешно, если она побуждается как мотивами, идущими от самой учебной деятельности, так и мотивами, вызываемыми позицией школьника. Трудности, возникающие у ребёнка могут быть вызваны несформированностью внутренней позиции школьника (Божович Л.И.). Иногда у детей более сильными остаются игровые мотивы (при выполнении заданий ребёнок часто отвлекается, производит впечатление крайне невнимательного, а в игре может быть крайне сосредоточен).

Трудности в учёбе в начальных классах могут быть вызваны также недостаточным развитием произвольности, несформированностью необходимых элементов учебной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, определёнными личностными нарушениями. Это также взаимосвязано с несформированностью самостоятельности.

В младшем школьном возрасте развиваются: произвольная память, внимание, мышление; произвольной становится организация деятельности. Происходит это медленно и постепенно, однако с первых дней пребывания в школе от ребёнка требуют внимания, прилежания, старательности, никак не воздействуя на формирование этих качеств. Указанное противоречие приводит к тому, что произвольность развивается стихийно. Так в исследовании Н.В.Репкиной (Память и особенности целеполагания в учебной деятельности младших школьников //Вопросы психологии. №1,1983) показано, что свойственный многим младшим школьникам низкий уровень развития памяти (чаще всего родители и учителя обращаются к психологу с жалобой на «плохую память» детей) обусловлен несформированностью «комплекса произвольности». Эта проблема ведёт к таким фактам, как плохая дисциплина на уроках, неумение выполнять усложнённые задания, даже возникновение у детей психологической перегрузки, повышенной утомляемости.

Наряду с учебной деятельностью существенное место в жизни младшего школьника продолжает занимать игровая деятельность. "...ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре" (Психология игры. Д.Б.Эльконин). Переход ребёнка от игровой деятельности к учебной общественно задан для ребёнка. Важно отметить инфантильность современных детей, их несамостоятельность.

Отечественные и зарубежные исследования подтверждают тот факт, что любое обучение эффективнее тогда, когда ведется с опорой на ведущую модальность восприятия (способ восприятия) ребенка. Для обучения важно не только преобладание в восприятии, памяти, мышлении той или иной модальности, но и уровень её организации. Это выдвигает задачу развития у детей ресурсных модальностей и полимодальности с учетом доминирующего типа восприятия.

Качество современного образования зависит не только от эффективного отбора содержания образования, но и от выбора адекватных инструментов их усвоения и передачи. Эти инструменты следует рассматривать с точки зрения организации познавательной деятельности учеников и профессиональной деятельности учителя (психолога), которые реализуются внутри конкретной образовательной технологии.

Важной методологической предпосылкой в разработке технологии выступает теория Ж.Пиаже (теория когнитивного развития), где рассматривается формирование способностей логического рассуждения и решения задач. Особое место в этой теории отводится формированию научного и математического мышления: абстрактно-логическому рассуждению и формированию гипотез, а также организации умственной деятельности. Пиаже считал, что усвоение знания, усложнение и развитие мышления – следствие развития взаимодействий ребёнка с миром.

Поэтому для создания оптимальных психологических условий для успешного обучения в школе, необходимо проведение курса занятий, способствующего развитию познавательной самостоятельной деятельности.

Первоначально (в 1994г.) курс занятий по программе «Развитие познавательных функций (памяти, внимания, мышления) младших школьников», технологией реализации которой является развитие познавательной самостоятельности, был разработан и апробирован автором по запросу администрации, учителей и родителей одной из школ Санкт-Петербурга. Изучив психические особенности детей младшего школьного возраста, возрастные проблемы, были определены направления психологической работы с детьми по развитию познавательной активности. Затем опыт работы был обобщён, распространён и адаптирован в других образовательных учреждениях города на младших школьниках со сходными проблемами. За 18 лет реализации курса занятий (с 1994г. до 2011г.), обучение прошли более 1000 детей начальной школы.

Алгоритм работы по развитию познавательной самостоятельности младших школьников (см. схема 1.): Структура данной психологической развивающей работы с ребёнком включает три основных блока: психологической поддержки семьи, развивающий, и рефлексивный.

Практическая значимость и достоинства курса занятий по развитию познавательной самостоятельности (по опыту реализации)

  1. Занятия выполняют одновременно две функции: развивающую (для детей) и поддерживающую (для детей, педагогов, семьи);
  2. За счёт использования поддерживающей технологии обучения (которая использует резервы индивида), то есть по целям, средствам и результатам – выполняется поддерживающая функция всех участников образовательного процесса:
    • детей, т.к. они получают опыт познавательной самостоятельной деятельности (за счёт повышения уровня развития познавательных функций, развития психофизиологических функций, интереса к учёбе, приобретения чувства собственного успеха, саморегуляции, развития полимодального восприятия);
    • педагогов начальной школы, т.к. происходит более эффективная реализация программ начального обучения (за счёт познавательной самостоятельной деятельности);
    • семьи, т.к. у них появляется возможность лучше учить и воспитывать детей (за счёт приобретения детьми качеств ответственности, самостоятельности и успешности).
  3. Курс занятий поддерживает те же требования, которые прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС), в основе которого лежит системно-деятельностный подход. (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества; освоение универсальными учебными действиями (познавательными, регулятивными и коммуникативными), обеспечивающими овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и т.д.).
  4. Курс занятий работает эффективно независимо от учебно-методического комплекта (УМК), реализуемого в школе. В ПМС центр приходят дети со всего района. В Василеостровском районе все школы используют следующие УМК: системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова, система общего развития Л.В.Занкова, образовательная система «Школа 2100», «Начальная школа 21 века», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Школа России».
  5. Каждое занятие имеет чёткую структуру построения, которая отвечает поставленным задачам курса занятий.
  6. Учитывание ведущих модальностей (способов восприятия) детей в группе, использование методов развития полимодального восприятия при развитии познавательных функций;
  7. Использование множества дополнительных средств для стимулирования процессов, происходящих на занятии: специально разработанные тетради, много разнообразных пособий, способов, направленных на развитие познавательной сферы, полимодального восприятия. Например: кубики, цветные картинки, картинки-пазлы, игра-табло «Меморина» и др. (используемые для развития зрительного восприятия); также используются предметы, издающие различные звуки, стихи, рассказы, придумывание историй, интонация, тембр голоса и др., создающие слуховые эффекты (для развития слухового восприятия); активные игры (для развития кинестетического восприятия);
  8. Высокая результативность занятий по итогам работы. У большинства детей в группе происходят значительные изменения в развитии познавательных функций (например, при выполнении задания на концентрацию внимания ребёнок делал 60 ошибок, а после занятий – 10 и др.). Повышается мотивация (дети сами ищут подобные упражнения, игры, с удовольствием выполняют задания, которые понимают, как решать), лучше контактирует со сверстниками.
  9. Высокая востребованность и популярность программы, родители организуют самозапись в группы за пол года вперёд, до начала занятий в группе, рекомендуют её детям своих знакомых, одноклассникам ребёнка.
  10. Положительным моментом является то, что курс занятий реализуется на базе районного Психолого-медико-социального Центра, так как здесь дети имеют возможность одновременно получить квалифицированную комплексную помощь, сразу нескольких разнопрофильных специалистов (психологов, логопедов, дефектолога, социального педагога, педагога доп. образования (тренажёрный зал), обратиться в кризисную службу). А также для ребёнка важна нейтральность территории (нет влияния сложившихся определённых отношений в школе), он видит других, «себе подобных», у которых тоже возникают такие же трудности в обучении, научается другим способам деятельности, по другому реагировать на свои неудачи, которые он затем переносит в школу, семью. И ещё один важный момент – занятия не ограничены рамками одной школы, у детей всего района есть возможность получить помощь в данном направлении работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агафонова И. Учимся думать. СПб.,1996
  2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.,2000.
  3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. М.,1994
  4. Калинина Н.В., Прохорова С.Ю. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие. М., 2008
  5. Немов Р.С. Психология (книга 3: Психодиагностика). М.,1999
  6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.,1996
  7. Осипова А.А., Малашинская Л.И Диагностика и коррекция внимания (программа для детей 5-9 лет). М.,2001
  8. Познавательные процессы личности и методика их развития (методические рекомендации). Псков, 1994
  9. Рабочая книга школьного психолога. /ред.Дубровиной И.В. М.,1993
  10. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома; психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.,1993
  11. Черемошина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль,1996
  12. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль, 1996
  13. Школа и психическое здоровье учащихся. /ред. Громбаха С.М. М.,1998
  14. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.,1960